Найти в Дзене
Про жизнь

Что нам стоит перенять у сербов

Сербские футбольные болельщики против спортивных санкций
Сербские футбольные болельщики против спортивных санкций
«На небе Бог, а на земле Россия» – сербская поговорка.

Для нас Сербия – это братская славянская страна. Мы сражались вместе против турок и немцев на протяжении веков и сейчас ничего не изменилось – враги у нас общие. Кроме того, сербы очень похожи на нас, хотя, в то же время, многим отличаются. Глядя на сегодняшнюю Сербию, появляются ощущение того, что они духовно живы, ибо они во что-то верят, чего-то хотят. И в этом смысле нам есть чему у них поучиться.

Примером тому может служить отношение сербского народа к вере. Для него православие – это не просто дань традиции, как например красить яйца на Пасху, толком не понимая зачем и почему. Сербам удалось не впасть в соблазн и не превратить христианство в мертвый магический ритуал. В 80-х гг. прошлого века богослужение в Сербской православной церкви перевели с «сакрального» церковнославянского на общеупотребительный понятный язык. И храмы у них заполнены в большей степени, чем у наших «ярых ревнителей традиции». Ведь богослужение – это не некая звукотерапия, не аналог физиопроцедуры, в ходе которой благодать как-то сама в тебя впитывается. Участие в нем – это осознание принадлежности к определенному мировоззрению, готовность изменять себя и мир вокруг. И не дополнительная дешевая страховка вроде того, как повесить иконку в машине, вдруг поможет избежать аварии или окрестить ребенка, «чтобы не болел». Нет, в Сербии к священникам, действительно, относятся с уважением. Не с холодной корректностью, как к продавцу или официанту, которого оскорблять как-то неэтично, но это всего лишь прислуга, функция, а не человек. Большинство населения этой страны воспринимает священника или дьякона, как человека, посвятившего себя служению Богу, служению Истине, как духовного руководителя, нужного нации и отдельному человеку. На праздник Крещения Господня сербы устраивают заплыв за крестом, который пускает по воде священнослужитель. Каждый его участник стремится первым добраться до креста и схватить его. И, судя по лицам на видео, это не забава, не унылое исполнение непонятного обряда.

Значит сербы правда живут не просто для того, чтобы бесконечно потреблять, их жизнь не сводится к тому, о чем пел Шнуров: «сериалы про бандитов, просто так набрать кредитов». Почему так сложилось, почему сербы обладают большей духовностью, чем мы? Чтобы разобраться в этом вопросе нужно проследить исторический путь Сербии и России.

И стали Бранденбург и Берлин «исконно немецкими»…

Начальный период истории Сербии весьма сходен с нашим. Славяне пришли на Балканы в ходе Великого переселения народов, придя вместе с одной из волн варваров, сокрушивших Римскую империю, из Азии. Как и готы, вандалы, франки и иные народы, они осели в Европе и часть славян выбрала Балканский полуостров. Первое время после разделения их на западных, восточных и южных их судьба была в общих чертах схожей. Это феодальная раздробленность, удачные или неудачные попытки построить сильное государство и поиск объединяющей идеологии. Таковой, как и на Руси, стало христианство.

Часть западных славян – полабские славяне (это условное название для нескольких племен, не осознававших себя единым целым) еще до немцев, жившие на Эльбе и Одере, остались язычниками. Но, выбрав идеологию «плюрализма в отдельно взятой голове», лютичи, поморяне, ободриты и прочие не смогли осознать необходимость объединения, действий в одном направлении и подчинения воле каждого одной цели. Для язычника существует множество богов, значит, и на этой земле может быть не одно Отечество, не один родной народ. При такой картине мира является нормальным и допустимым поведение в стиле Власова или просто эмигрантов, «выбирающих свободу». И враги полабских славян пользовались этим. Например, князь ободритов Вилчан помогал Карлу Великому покорять их единоплеменников лютичей, и в союзе с вечными врагами воевали с другими славянами. И за подобный оппортунизм всегда приходится платить. Несмотря на борьбу с захватчиками, иногда успешные (например, в конце десятого века) восстания против них, их конечное поражение было неизбежным. Полабские славяне были вырезаны или ассимилированы. И Бранибор стал Бранденбургом, река Лаба – Эльбой, а славянский топоним Берлин, происходящий от славянского «бер» – медведь, даже и переиначивать не стали. Не забыли свои язык и культуру лишь 60 тысяч лужицких сербов или лужичан в Германии. Тогда как русские, сербы, поляки, чехи и другие славянские народы, принявшие христианство, имеют свою государственность.

К чему приводят толерантность и плюрализм в отдельно взятой голове

Сербские же государства объединялись и разделялись, возвышались и иногда они теряли независимость. Как часть наших предков – поляне, северяне, вятичи и некоторые другие платили дань хазарам, так и сербы в XI-XII веках находились в зависимости от Византийской империи. У сербов был великий объединитель, свергший власть Византии, Стефан Неманя из династии Неманичей, у нас же был подъем Руси при первых Рюриковичах. Страшные испытания пришли несколько позже, чем к нам, когда в середине XIV века турки-османы закрепились за Босфором и начали завоевывать европейские территории.

Причиной как татаро-монгольского на Руси, так и турецкого в Сербии ига стал распад обоих государств на отдельные княжества. Важную роль сыграло и самосознание: у нас еще продолжалось так называемое двоеверие. Приняв христианство, наши предки продолжали поклоняться и прежним языческим богам, следовательно, мир мыслился не единым. И, следовательно, единое государство тоже было необязательным. Лучшие князья периода феодальной раздробленности, такие как Владимир Мономах или Всеволод Большое Гнездо, пытались лишь улучшить, упорядочить удельную систему, а не ликвидировать это зло.

Идеологическая проблема сербов носила несколько иной характер. Они встретили турок будучи в значительной степени охваченными ересью богомильства. В VII веке в Армении возникло движение павликиан (название происходило от имени Павел, но апостол ли имелся в виду или другой человек – точно неизвестно), они восставали и против Византии, и против арабов, ослабляя обе стороны и сея смуту вокруг. Борясь с ними, Константинополь принял весьма «мудрое» решение, переселив насильственно павликиан на более спокойные Балканы. В результате такого «мудрого» решения ересь распространилась и на этот регион. Здесь под их влиянием появился местный, несколько отличный от павликианства, вариант дуализма – богомильство (от Богомил – имени или, как сейчас выражаются «позывного» одного из лидеров). Согласно их воззрениям, Старший сын Бога Сатанаил сотворил материальный мир, а Бог дал людям душу и послал второго своего сына Иисуса спасти человечество, дав ему истину. Подобные воззрения ставили крест на развитии науки, так как зачем же изучать и преобразовывать мир, если он порождение Зла? А признание за Злым Началом божественного характера делало зло нормальным. Следовательно, при таком подходе можно оправдать любое убийство, кражу, сотрудничество с оккупантами, можно переходить на сторону сильнейшего. Это сыграло роковую роль во время битвы на Косовом поле 1389 года, когда сербы с честью пытались дать отпор османским захватчикам, проиграв, но покрыв себя славой. Зять пытавшегося объединить и спасти страну после ее распада князя Рудницкого и Моравского Лазаря Хребеляновича, феодал Вук Бранкович, посчитав, что битва проиграна, предал общеславянское дело и ушел со своими войсками. Как и генерал Власов в плену, он решил «сохранить себя для продолжения борьбы». И у того, и у другого ничего не получилось. Вот к чему приводит плюрализм в отдельно взятой голове или пресловутая «многовекторность».

Рим предателям не платит…

Конечно, дуализмом были заражены не все. И даже на воспринявших его богомильство повлияло в разной степени, как и население СССР не всецело желало разрушения своей страны и установления западных порядков. Однако мировоззрение, сложившееся под влиянием богомильства, очень помогло туркам завоевать южных славян и удерживать их в повиновении. Примером того служит дальнейшая судьба Боснии и Герцеговины, которая была охвачена ересью в большей степени. Вообще же, если отбросить политкорректные реверансы в сторону малых народов, то следует признать, что боснийцы, хорваты, сербы и черногорцы – это одна и та же нация. Все они говорят на одном языке – сербохорватском, диалекты которого именуются отдельными языками лишь из политических соображений. Мы же не считаем жителей Донецка или Харькова не русскими, а какими-то русскоязычными украинцами или отдельным народом. И не делим русских по региональным вариантам произношения.

Вопрос лишь в силе разобщающего влияния извне. Так народ и знать Герцеговины тоже колебались между католицизмом и богомильством, принимая ту или другую веру. В силу этого знать этого региона в большей степени подчинилась завоевателям, даже приняла их религию. В то время как черногорцы постоянно восставали и Османская империя фактически могла только собирать налоги, и то часто лишь с помощью военной силы. После победы над турками в битве при Крусах в 1796 году они получили фактическую независимость. Да, их государство не было признано турецким султаном. Но и Абхазия, Южная Осетия вряд ли скоро этого дождутся от Грузии признания, а Приднестровье от Молдавии. Но и английский король с времен столетней войны до Амьенского мира с Наполеоном в 1803 году формально титуловался и французским тоже. И США не признавали СССР до 1933 года, но сильно ли это вредило нашей стране?

Знать Герцеговины (последняя называется так, потому что в 1440 году ее правитель Стефан получил титул герцога от германского императора) же не пошла по примеру черногорцев. В 1831 году, во время восстания Хусейна-капетана Градашчевича, она помогла османам подавить народно-освободительное движение. За это они рассчитывали получить расширение автономии. Надежды не оправдались, и скоро остатки самостоятельности отобрали. Рим предателям не платит… После Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., давшей независимость балканским славянам, России пришлось пойти на уступки, чтобы не получить новую Крымскую войну с объединенной Европой. Территория новых славянских независимых государств была урезана, а Боснию и Герцеговину, вообще, отдали Австро-Венгрии. Сербию Габсбурги захватывать побоялись.

Окончание здесь Автор: Александр Листвянский

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь