Найти тему
Э-эскизы

Про что кино «Из жизни начальника уголовного розыска» . Решил разобраться подробно

Это Елена Проклова, пусть и не из этого кино, но согласитесь, что красотка?
Это Елена Проклова, пусть и не из этого кино, но согласитесь, что красотка?

Уж не знаю, в чем причина, но этот советский фильм (1983 г. киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) в последние пару недель постоянно крутился на всяческих кабельных каналах. Я не смотрел – ведь вроде бы достаточно уже как минимум десятка просмотров, начиная с того самого незабвенного 1983-го? И всё же вдруг решил таки засмотреть не скажу сегодня на каком канале! Понятно, что фильм теперь мне открывается совсем по-другому! Хотя ведь вроде бы не считается «шедевром», а сколько, как теперь оказывается, там про нашу жизнь в 1970-х!

Совсем коротко про творческую группу

Режиссёром заявлен Степан Пучинян (1927-2018), который в 1950-м закончил экономический факультет ВГИК и на многих фильмах был «директором картины». Уже в 1960-м закончил и режиссёрский факультет ВГИКа, но намного интереснее фигура Бориса Валентиновича Дурова (1937 – 2007). Никто уже на помнит, но он был равноправным сорежиссёром Говорухина в его дебютном фильме «Вертикаль». А в 1969-м он стал со-режиссёром дебютного фильма Пучиняна «Повесть о чекисте». С Говорухиным он ещё снимал «Пираты хх века», а с Пучиняном «Тайны мадам Вонг»…

Но прежде всего интересен актёрский ансамбль! Кто бы мог представить в одном фильме (да даже в одном спектакле!) Лаврова и Филатова? Ну, реально же – лёд и пламень, БДТ и Таганка, классика и модерн, но как это здорово обыграно в фильме! Да тут ещё всесоюзная нежно-рыжая красотка Проклова, и просто непередаваемо убедительные и обаятельные дети. Детей, понятно, подобрал Пучинян, много лет бывший начальником киностудии им. Горького! А практичеки в эпизодах Фатеева, молодая Марина Левтова, Игорь Ливанов, Леонид Харитонов (звезда 1950-х), Александр Пашутин (у него нынче юбилей), Юрий Чернов (мой земляк), Михаил Жигалов – актёр Современника с чрезвычайно интерсной биографией.

Такое впечатление, что фильм заказывал Щёлоков ещё до смерти Брежнева и до своего «самоубийства» в 1984-м.

Совсем чуть о сюжете

Бывший бандит (по прозвищу «Разгуляй»), отсидевший срок за вооружённый разбой, решил «завязать», стал водилой-дальнобоем, женился на героине Прокловой (неработающая красавица-дурочка, но всё чувствует «сердцем»!), имеет уже двоих детей трёх и 11 лет. Жена о его прошлом не знает. Да и не интересуется – она же «дурочка»!

Внезапно в их коммунальную квартиру возвращается после лечения по случаю пулевого ранения полковник МВД – герой Лаврова. Героиня Прокловой (дурочка ведь!) признаётся, что им обещали, что полковник вряд ли выживет, а тогда вся трёх-комнатная квартира отойдёт её семье.

Дальше вполне понятные «тёрки» между пусть и «завязавшим» уркой и вполне реальным «мусором». Причём этот конфликт завязан на детей, которые в итоге выбирают «светлую сторону силы», то есть – полковника МВД в исполнении Кирилла Лаврова. Герой Филатова долго держится за свои, пусть уже не блатные, а просто жизненные понятия, но в финале тоже признаёт, что менты – это практически ангелы во плоти!

Песни Окуджавы в исполнении Филатова

Понятно, что Булат в своей песне про «Портленд» имел ввиду пиратов, но Леонид Филатов, так экспрессивно исполнив эту песню в фильме про «уголовников», понятно, что имел ввиду уже несколько другое. Ну, а уж теперь, когда добровольцев Донбасса на их родинах «закрывают» по статьям о «наёмничестве» - всё вообще играет свежими красками.

Ну и песню про «Дураки обожают собираться в стаю…» Филатов тоже исполнил совсем не так как Булат. Да, намного агрессивнее, с явной уверенностью, что вот он уж точно не дурак, каковой уверенности у самого Булата никогда до самого конца не было.

Если кто-то точно уверен, что он очень умный – он точно самый настоящий дурак.