Рецепт ее молодости. СССР, 1984. Режиссер Евгений Гинзбург. Сценарист Александр Адабашьян (по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»). Актеры: Людмила Гурченко, Олег Борисов, Александр Абдулов, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян, Елена Степанова, Сергей Шакуров и др. 10,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Гинзбург (1945—2012) за свою карьеру поставил 25 фильмов- спектаклей и мюзиклов. В основном работал на телевидении, раз за разом приковывая к домашним экранам миллионы зрителей («Волшебный фонарь», серия «телевизионных «Бенефисов», «Остров погибших кораблей», «Веселая хроника опасного путешествия» и др.).
Итак, известный мастер музыкальных ТВ-бенфисов Евгений Гинзбург на сей раз экранизировал фантастическую пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Первый же кадр – броский, откровенно декоративный настраивает на волну веселого зрелища-аттракциона. Но затем происходят вещи весьма неожиданные. Странные даже.
Прежде всего, дальше нет никакой остроумно-пародийной игры с формой. А ведь это было в "Бенефисах" – и комбинированные съемки, музыкальные эффекты электронной техники!
Но хуже другое. Мюзикл немыслим без шлягеров – ярких, хорошо запоминающихся мелодий. Мелодии "Рецепта…" хоть и не лишены известной приятности, шлягерными никак не назовешь. Забываются они тотчас же после окончания просмотра. Поэтому, возможно, даже такая пластичная и музыкальная актриса, как Людмила Гурченко, не чувствуя твердой мелодической почвы под ногами, не смогла сыграть в полную силу своего таланта. А ведь роль-то у нее истинно бенефисная – актриса варьете, получившая загадочное снадобье вечной молодости!
Что касается других ролей в фильме, то они открыто вспомогательны (это не упрек, а принцип бенефиса). Правда, минимум драматургии, отпущенный на долю Сергея Шакурова и Армена Джигарханяна, позволил им лишь сверкать глазами и замысловатыми движениями обозначать свое присутствие на экране.
Киновед Александр Федоров
Советская кинопресса отнеслась к «Рецепту ее молодости» весьма дифференцировано.
Кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал об этом фильме так: «В пьесе Чапек стремился доказать, что вечная молодость — абсурд. Предложим — как бы говорил писатель — что найдено средство, позволяющее человеку сохраниться таким, каким он был, скажем, в двадцать или в двадцать пять лет. Тело не меняется, остается таким же молодым, но главное стареет душа — пресыщается, становится апатичной. Человек за многовековую жизнь все успевает познать, все изведать, всем насладиться и никакие радости жизни не способны будут его взволновать. Потому в финале пьесы обычная девушка — юная Кристина — сжигает рецепт: она не хочет пресыщения. Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл» (Михалкович, 1984).
А вот критику Валерию Семеновскому фильм совсем не понравился, так как в нем «характеры схематичны, бледны, наконец, просто скучны. … несмотря на определенную изобретательность режиссера Евгения Гинзбурга» (Семеновский, 1984: 8).
А кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) отметила, что «режиссер довел чапековский сюжет до густоты притчи, однако при этом выяснилось, что сама драматическая структура пьесы не всегда выдерживает эту концентрацию. Запутанный клубок драматических перипетий —история с завещанием, выяснение позиций множества героев, втянутых в интригу, таинственная биография героини, раскрытие тайны рецепта и т.д. — нуждался в пространных словесных объяснениях, что, увы, очень часто препятствовало органичному выстраиванию музыкального материала. Режиссер оказался недостаточно последовательным в соблюдении закона ритмически мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. … Пожалуй, все это и привело к противоречиям картины, которой, при всех ее постановочных находках, не всегда достает строгости вкуса и чувства меры» (Шилова, 1984: 44).
Зрительские мнения о «Рецепте ее молодости» сегодня, как это часто бывает, полярны:
«Просто удивительно, что такой великолепный фильм мало кто знает. Сочетание интриги, юмора, красоты актеров, чудесной музыки, роскошных декораций и серьезной темы в "несерьезной" упаковке — это штучный продукт (хотя на самом деле не продукт, а произведение искусства). Это одна из лучших ролей (или лучшая) Людмилы Гурченко, которой в свое время — когда фильм прошел по экранам кинотеатров — отдавали дань уважения и восхищения даже те, кто не в восторге от других ее ролей. И все другие актеры блистали — как на подбор!» (Евгения).
«Уже три дня смотрю, вернее, пересматриваю этот замечательный фильм. Он заканчивается, я опять включаю. И завтра продолжу. Его можно смотреть с любого места и бесконечно. Странно, но я не воспринимаю его как мюзикл. Для меня это самый серьезный философский трактат. Фильм обнажает то, что заложено в человеческой природе: человек особенно дорожит тем, чего может лишиться. Что имеем, не храним, потерявши плачем. Почему мы так устроены? Как часто, оглядываясь назад, вдруг обнаруживаешь, что был очень счастлив, но не ценил и не замечал этого. Как замечательно в фильме показан миг, когда героиня осознает, что с бессмертием покончено, как она страстно влюбляется в этот прекрасный мир. Для меня Гурченко и есть Элина Макропулос. Смотрю на великую любимую актрису и смеюсь и плачу вместе с ней» (М. Джиганская).
«Фильм не нравится совершенно. Не запоминающаяся музыка, банальные тексты песен. Разочарование» (Бетти).
«Очень не люблю этот фильм. Прекрасную пьесу Карела Чапека превратили в дурацкий мюзикл, мало что оставив от содержания. При этом в мюзикле совершенно незапоминающаяся музыка! … Гурченко, как всегда, вульгарна. Абдулов здесь тоже не впечатляет, смазливый ловелас, не более того. Джигарханян как будто пришел прямо со съемочной площадки "Здравствуйте, я ваша тетя", почти те же приемы» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Родимое пятно. СССР, 1986. Режиссер Леонид Горовец. Сценарист Кир Булычёв (по собственному рассказу "Родимые пятна"). Актеры: Владимир Николенко, Ирина Пулина, Мария Виноградова и др. К/м.
Режиссер Леонид Горовец (1950-2013) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, наиболее известных из которых был «Дамский портной» (1990). «Родимое пятно» — его короткометражный дебют в кино.
В фантастической комедии «Родимое пятно» рассказывается о необычных последствиях визита инопланетного корабля на Землю…
Ситуации, разыгранные в фильме, довольно забавны, хотя подлинного комедийного блеска, картина и не достигает…
Киновед Александр Федоров
Светлая личность. СССР, 1989. Режиссер Александр Павловский. Сценаристы Игорь Шевцов, Александр Павловский (по мотивам повести "Светлая личность", рассказа "Клооп", пьесы "Сильное чувство" Ильи Ильфа и Евгения Петрова). Актеры: Николай Караченцов, Александра Яковлева, Абессалом Лория, Галина Польских, Светлана Крючкова, Михаил Светин, Андрей Анкудинов, Борислав Брондуков, Виктор Павлов, Всеволод Шиловский, Александр Демьяненко, Игорь Дмитриев, Михаил Кокшенов, Виктор Ильичёв и др.
Режиссер Александр Павловский (1947—2018) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов и сериалов («Ар—хи—ме—ды!», «Трест, который лопнул», «Светлая личность», «Зефир в шоколаде», «Земский доктор» и др.), но самый известный из них, конечно, «Зеленый фургон».
Илья Ильф и Евгений Петров когда-то сочинили фантастическую комедию с заметным сатирическим уклоном под названием "Светлая личность". Это была история российского человека-невидимки. Режиссер Александр Павловский, собрав неплохой ансамбль московских и питерских актеров, решил позабавить зрителей одноименным фильмом. Получилась неплохая смесь комедии положений и комедии характеров с удачным обыгрыванием стиля ретро.
Благодаря казусу, случившемуся с одним из служащих некого государственного учреждения, идиотизм чиновничьей жизни приобретает гротескные, но вполне узнаваемые формы. Перед этим Павловский снял авантюрную комедию из времен ХХ века под названием "Зеленый фургон". Экзерсис со "Светлой личностью", по-моему, получился не хуже.
Впрочем, в год премьеры кинокритик Наталья Лукиных писала, что, в «Светлой личности» «судя по всему, «играть в Ильфа и Петрова» нравилось и режиссеру, и исполнителям — и это уже хорошо. Плохо, что игра порой становилась излишней суетливой, назойливой, излишне театрализованной и потому не очень-то смешной» (Лукиных, 1989: 6).
Однако многим зрителям XXI века «Светлая личность» по-прежнему нравится:
«Классный фильм. И юмор интересный, и песни и не затянуто. Смотреть одно удовольствие. А во всех ролях, даже эпизодических — только звёзды» (И. Васильев).
«Фильм гениальный. С одной стороны — мюзикл… С другой стороны — острая сатира… Самое интересное, что фильм абсолютно актуален сегодня. Вглядитесь повнимательнее в образы персонажей: никого не узнаете?» (Евгений).
Киновед Александр Федоров
Семь стихий. СССР, 1985.Режиссер Геннадий Иванов. Сценаристы Геннадий Иванов, Владимир Щербаков (по мотивам одноименного фантастического романа В.Щербакова). Актеры: Игорь Старыгин, Ирина Алфёрова, Ханна Дуновская, Улдис Норенбергс, Александр Филиппенко, Борис Химичев, Любовь Виролайнен и др. 7,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Геннадий Иванов (1936-2014) поставил девять полнометражных игровых фильмов, из которых лишь один был снят в фантастическом жанре – «Семь стихий».
В этом фильме инопланетный «цветок» превращается в женщину…
В «Семи стихиях» были заняты известные актеры, однако, увы, им не удалось создать интересные образы, хотя, разумеется, они неплохо смотрятся в элегантных костюмах и интерьерах…
Кинокритик Владимир Гордеев считает, что «особенность кинокартины "Семь стихий" заключается в том, что одним росчерком пера можно было превратить фильм из "гуманного и позитивного" в "мрачный и депрессивный". Более того, это было бы даже логично! Но этого не произошло. В результате сюжет превращается во что-то бестолковое, притянутое за уши, довольно нелепое» (Гордеев, 2011).
И, похоже, сегодняшние зрители к «Семи стихиям» относятся как к кинонеудаче:
«Фильм смотрится тяжеловато. … Действие происходит в далеком будущем, но намеки на футуристическую технику очень слабые, я бы даже сказал их вообще нет. … Все очень примитивно, пропитано духом совка в самом худшем понимании этого слова. … Нуднятина, и это при всей моей любви к отечественной фантастике. (Г.Азаров).
«Довольно посредственный фильм, никакой и ни о чем. Никому не рекомендую. Разве лишь восторженным барышням, желающим посмотреть на "красивого душку-актера". Красивый видеоряд явно превалирует над сюжетом и смыслом. "Семь стихий" - типичный представитель "эстетического" направления в советской кинофантастике, наряду со "Звездным инспектором". Мужественные красивые актеры, развевающиеся на ветру романтические одеяния красивых актрис, развевающиеся на ветру их красивые волосы, все так романтично, ах! Сюжет, смысл на втором плане, если они есть вообще. Так много сладкого сиропа и елея, что даже тошнит» (Стройбат).
Киновед Александр Федоров