Приключения Электроника. СССР, 1979. Режиссер Константин Бромберг. Сценарист Евгений Велтистов (по собственной книге). Актеры: Юрий Торсуев, Владимир Торсуев, Василий Скромный, Оксана Алексеева, Максим Калинин, Дмитрий Максимов, Евгений Лившиц, Валерия Солуян, Николай Гринько, Елизавета Никищихина, Владимир Басов, Николай Караченцов, Евгений Весник, Майя Булгакова, Николай Боярский, Роза Макагонова, Юрий Чернов, Лев Перфилов и др. Премьера на ТВ: 2 мая 1980.
Режиссер Константин Бромберг (1939—2020) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, два из которых — «Приключения Электроника» и «Чародеи» — сразу же полюбились многомиллионной телеаудиторией.
В год выхода на телеэкраны «Приключения Электроника» казались сугубо детской фантастикой с забавным сюжетом и приятной музыкой.
Но спустя несколько десятилетий этот фильм не только стал культовым, но и послужил основой для нескольких диссертаций и культурологических статей.
И уже в XXI веке культуролог Илья Куклин отметил, что «социальный «message» фильма про Электроника … может быть интерпретирован следующим образом: нет, идеи и практика «шестидесятников» не дискредитированы, их еще, несмотря на временное поражение, можно реанимировать — но при двух условиях: если «шестидесятники» не будут «форматировать» следующее поколение по своему образу и подобию и если это следующее поколение обнаружит способность к самоорганизации и саморазвитию» (Куклин, 2008).
Многие сегодняшние зрители до сих пор с ностальгией вспоминают «Приключения Электроника» как любимый фильм своего детства:
«Это мой самый любимый фильм детства! Все песни из этого фильма самые лучшие! И сам фильм самый лучший советский фильм!» (Вика).
«Это мой любимый фильм! Единственный фильм, от которого меня ничего не могло отвлечь. Когда фильм заканчивался, я долго грустила» (Зрительница).
«Прелестный фильм из детства, волшебная музыка. Лучшее из детской кинофантастики» (Андрос).
Киновед Александр Федоров
Проданный аппетит. СССР, 1928. Режиссеры Николай Охлопков, Иосиф Рона. Сценаристы Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман (по мотивам одноименного памфлета Поля Лафарга). Актеры: Амвросий Бучма, Марк Цибульский, Анисим Суслов (Резников) и др. Фильм не сохранился.
Актер и режиссер Николай Охлопков (1900-1967) поставил четыре фильма.
Оператор и режиссер Иосиф Рона (1878-?) поставил пять фильмов, все в период немого кинематографа.
По сюжету фильма некий профессор Фукс помогает миллионеру-обжоре решить его проблему с поглощением еды…
Киновед Александр Федоров
Происшествие в Утиноозерске. СССР, 1989. Режиссер Семён Морозов. Сценарист Леонид Треер. Актеры: Евдокия Германова, Любовь Полищук, Владимир Стеклов, Александр Панкратов-Чёрный, Виктор Ильичёв, Александр Пашутин, Александр Белявский, Валентин Смирнитский, Борис Новиков, Наталья Крачковская, Юрий Прокопович, Светлана Старикова и др.
Как режиссер известный актер Семён Морозов поставил два полнометражных игровых фильм, один из них — фантастическая комедия «Происшествие в Утиноозерске», где в обычном советском озере внезапно появляется доисторический ящер…
Семену Морозову у далось собрать неплохой актерский ансамбль, но вот комедийного дара на полнометражную ему, по-моему, не хватило, хотя, наверное, из предложенного материал могла получиться забавная короткометражка…
Киновед Александр Федоров
Просто ужас! СССР, 1982. Режиссер Александр Полынников. Сценарист Ярослав Харечко (по мотивам одноименной пьесы Юрия Сотника). Актеры: Дмитрий Замулин, Семён Морозов, Фёкла Толстая, Галина Веневитинова, Алла Будницкая, Леонид Куравлёв, Лидия Ежевская, Александр Ширвиндт, Наталья Крачковская, Елизавета Никищихина, Евгения Ханаева, Георгий Георгиу и др.
Режиссер и оператор Александр Полынников за свою долгую карьеру в кинематографе поставил 23 фильма и сериала, но зрители помнят его в основном по его дебютной режиссерской картине – «Берегите женщин».
В этой фантастической комедии шестиклассник Антона и его отец с помощью машины «Исполнитель желания» поменялись ролями: школьник стал врачом-ветеринаром, а папа – школьником. Любопытно, что в предыдущей экранизации той же пьесы Юрия Сотника под названием «Два дня чудес» (1970) вместо фантастики была сказка, так как обмен между отцом и сыном осуществляли юные феи.
Зрителям XXI века фильм «Просто ужас», как правило, нравится:
«Брависсимо! Фильм сделан на совесть. Сюжет оригинален и затягивает. Актеры безупречны. Юмор тонкий, добавленный по вкусу как для киндерят, так и для «предков». Ширвиндт в своем стиле. Разве что без трубки. Но, так как сыграл Дима Замулин! Тонко. Эмоционально. Непосредственно. Камеры для него не было, как будто снимали по ходу натуральную жизнь 12 летнего мальчишки. Ну а сцены «вместо папы» это шедевр!» (Базилио).
«Какой прекрасный семейный фильм! Актеры замечательные, столько идей, и такие тонкие тексты. А платье бабушкиной секретарши, да в 1980-е это был фурор... Ну и, конечно, Димочка Замулин, влюбленность моего детства» (Федина мама).
Киновед Александр Федоров
Пятерка отважных. СССР, 1971. Режиссер Леонид Мартынюк. Сценарист Алесь (Александр) Осипенко. Актеры: Александр Примако, Раймундас Банионис, Таня Щигельская, Костя Леневский, Леня Шепелев, Николай Никитский и др. 8,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Мартынюк (1932-2013) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых к фантастическому жанру можно отнести только «Пятерку отважных».
В этом довольно незамысловатом фильме, рассчитанном на детскую аудиторию, школьники силой своего воображения из 1970-х годов становятся подпольщиками эпохи Великой Отечественной войны. В 1973 году этот фабульный ход был повторен в фильме аналогичного художественного уровня — «Если это случится с тобой» (1973, режиссер Игорь Николаев).
Многие зрители XXI века и сегодня относятся к «Пятерке отважных» довольно тепло:
«Я с удовольствием посмотрела. Немного наивен, есть, конечно, неправдоподобные моменты, как в любом приключенческом фильме про войну. Но, во-первых, он рассчитан на детскую аудиторию, а во-вторых, в нем правды больше, чем в любом современном фильме про войну. Ну, а дети – главные герои играют выше всяких похвал» (Н. Волкова).
«Обожаю его. Вообще люблю военное кино СССР. Несмотря на все очевидные исторические (форма, вооружение, и т.д.) ляпы» (Дор).
Но есть, кончено, у этой ленты и противники:
«Кино и в детстве казалось глупым» (Кабнб).
«Пятерка отважных» слишком фантастична. Для кинокомедии это было бы еще уместно, а всерьез смотреть на юных суперменов, у которых и зенитка в кустах со снарядами, и гипнотизер вовремя, и немцы все, как один, косые, знаете, трудно. Фильм рассчитан на детскую аудиторию. Этим все сказано» (Олег).
Киновед Александр Федоров