Найти тему
Петербургский странник

Волшебный мир горного парка «Рускеала»: путешествие на «Рускеальском экспрессе» в горное царство Мраморного каньона

Оглавление

Зима - волшебное время года, когда мир окутывается снежной пеленой и природа преображается в настоящую сказку. И если вы ищете уникальный способ насладиться зимней красотой и добавить немного приключений в вашу жизнь, то путешествие на «Рускеальском экспрессе» — это именно то, что вам нужно! Это захватывающее путешествие на ретро-локомотиве откроет перед вами двери в удивительный мир горного парка «Рускеала», где вы сможете окунуться в подземные глубины и открыть тайны заброшенных штолен. Приготовьтесь к незабываемому приключению, которое запомнится на всю жизнь!

Когда сказка становится явью: необычный день на «Рускеальском экспрессе»

«Рускеальский экспресс» — это поезд стилизованный под конец 19 - начало 20 века. Везёт его не современный электровоз, а локомотив на паровой тяге - настоящий паровоз, который едет на угле, поэтому вокруг него так много дыма и пара. И если приглядеться, то можно заметить, что внутри явно что-то горит и там очень жарко. Сзади себя локомотив везёт уголь, так как его требуется очень много для таких регулярных поездок.

Весь персонал поезда одет в форму того времени, что ещё больше способствует созданию ощущения, что ты перенёсся на 100 с небольшим лет назад и едешь в поезде прошлого века. Стилизован под те времена не только локомотив, а также все вагоны. Надписи на них выполнены так же, как было раньше, до реформации языка.

Состав состоит из разных вагонов, про каждый из которых я вам сейчас расскажу.

Я ехал в вагоне первого класса, он состоит из четырёх купе и общественного пространство между ними. В купе есть телевизоры, на которых поочерёдно можно посмотреть что происходит в кабине машиниста или спереди поезда, то есть куда он едет, вид вперёд. В купе есть розетки и USB выходы, чтобы зарядить свой телефон, ведь фотографироваться здесь все будут очень много, а впереди нас ждёт ещё прогулка по горному парку и подземелья. Так что заряд телефона нужно экономить, ну или подзарядиться в поезде.

Ехать здесь очень комфортно, всё-таки первый класс как-никак, удобные мягкие диваны, подушки, столики с уютными лампочками. В общем поездка в этом вагоне будет очень удобной! Вдобавок ко всему в стоимость билета входит небольшой перекус сразу после отправления. Мне в купе принесли сухофрукты, четыре бутерброда с рыбой и бутылочку игристого шампанского.

Подкрепившись можно и немного отдохнуть, места много и можно вытянуться на мягком диване, полежать, покачиваясь под стук колёс. Ну или просто посмотреть в окно на красивые зимние виды, а посмотреть там есть на что!

Я уже ранее писал на канале о Карелии, что там можно посмотреть и как отдохнуть по полной, читайте об этом статью - здесь.

Карелия глазами петербуржца: что посмотреть и как отдохнуть по полной. Рускеала, Кижи и 10 озер, куда поехать в красивейшем регионе страны
Карелия глазами петербуржца: что посмотреть и как отдохнуть по полной. Рускеала, Кижи и 10 озер, куда поехать в красивейшем регионе страны

Помимо первого класса в основном поезд состоит из обычных пассажирских вагонов общего типа, они тоже красивые, но внутри уже не мягкие диваны, а сидячие места и купе рассчитано на 6 человек.

Здесь тоже можно отлично провести время в поездке, кстати поезд преодолевает весь маршрут примерно за 1 час. Так что времени на всё должно хватить.

Перекус тут не предоставляется, зато есть безлимитный доступ ко вкусному чаю, который приносят в стакане с симпатичным фирменным подстаканником, а сахар красиво завернут в этикетку. На столе стоят зеленые лампочки и выгравирована железнодорожная карта того времени. В вагоне есть терминал, в котором можно купить билет в Горный парк. Это так же можно сделать заранее на вокзале по отправлению или уже по прибытию.

Между вагонами можно ходить, однако переходы закрыты не до конца, поэтому иногда тебя может сверху немного припорошить снежком. Если захочется поесть, то можно перейти в один из двух вагонов ресторанов, здесь стоят клетки с птицами и играет живая музыка, так что получается очень атмосферно.

Посидеть здесь даже ничего не заказывая очень здорово.

Спустя час такой безмятежной поездки поезд прибывает на конечную станцию - "Горный парк Рускеала". К этому времени уже окончательно светает, и ты выходишь готовый к дальнейшим приключениям.

Тут можно ещё немного прогуляться вдоль поезда, насладиться атмосферой прошлого и пофотографировать. Но делать это нужно не очень долго, потому что сейчас начинается главное представление, сразу за станцией есть поворотный круг и так как эта станция конечная, то локомотиву нужно развернуться.

Вокруг сделаны специальные настилы, так что все желающие могут подойти и посмотреть, как это всё происходит.

Здесь на станции есть домик с чаем, различные декорации и небольшая зона отдыха, на которой всегда горит костёр, у которого можно согреться. Также можно заглянуть в музей подстаканников или пройти ещё немного дальше, где стоят вагоны, в которых сделан ресторан и сувенирная лавка.

Отсюда уже видны первые достопримечательности парка, например, заброшенный мраморно-известковый завод, на котором шло производство извести из добываемого на Рускеальском месторождении мрамора. Ну а я углубляюсь в парк. Я здесь уже бывал летом, но сейчас, зимой под снегом он открывается немного с другой стороны. Здесь всё хорошо обустроено. Так что даже сейчас, когда постоянно идёт снег ходить везде легко, так как всё почищено. А на скалистых участках сами дорожки сделаны из деревянных настилов с перилами. встречаются небольшие пещерки.

В парке много смотровых площадок, которые сооружены вокруг большого карьера в котором раньше добывали мрамор. Кстати, из этого мрамора сделан Исаакиевский собор, полы Казанского собора и некоторые элементы в Эрмитаже также родом отсюда. Ещё множество дворцов Петербурга частично сделаны из рускеальского мрамора, а одним из последних заказчиков был Петербургский метрополитен, которому требовался камень для станций метро "Ладожская" и "Приморская". Сейчас карьер затоплен, так как уже давно никто не выкачивает оттуда дождевые, талые и другие воды. Для тех, кто любит острые ощущения с одного берега на другой можно добраться на зиплайне.

Для тех, кто любит острые ощущения с одного берега на другой можно добраться на зиплайне.
Для тех, кто любит острые ощущения с одного берега на другой можно добраться на зиплайне.

Когда стемнеет, то скалы карьера будут в красивой цветной подсветке. Так что если вы сюда поедете, то обязательно задержитесь, чтобы увидеть эту красоту.

Бродить по горному парку можно долго, и если кто-то вашей компании замёрз или просто хочет поесть, то можно заглянуть в кафе погреться, отдохнуть и перекусить.

Как добраться до горного парка

Расскажу как вообще сюда добраться. Я сюда ехал из Санкт-Петербурга и у меня было два варианта как доехать до Сортавалы, из которой отправляется «Рулькеальский экспресс».

Можно было встать рано утром и поехать на «Ласточке», которая в 6:15 утра отправляется с Финляндского вокзала и приходит за 20 минут до отправления ретро поезда.

"Ласточка" на Финляндском вокзале до Сортавалы
"Ласточка" на Финляндском вокзале до Сортавалы

Но я выбрал немного другой маршрут - в 0:30 ночи я сел на Ладожском вокзале на поезд дальнего следования, в котором ночью поспал и наутро за 2 часа до отправления поезда был в Сортавале. Этот вариант мне понравился ещё тем, что у меня было достаточно времени, чтобы увидеть, как подготавливают паровоз к маршруту, как он подъезжает к платформе и маневрирует при подъезде к ней.

в 0:30 ночи я сел на Ладожском вокзале на поезд  дальнего следования
в 0:30 ночи я сел на Ладожском вокзале на поезд дальнего следования

Было время снять короткое видео, которое я выложил ранее -здесь, сделать фотографии, не говоря уже о том, чтобы зайти куда-нибудь позавтракать, а вдобавок ко всему рядом с вокзалом Сортавала есть выставочная зона.

Позднее сделал широкоформатное видео, которое вы можете посмотреть - >здесь.

Здесь тоже стоит паровоз, но в отличие от того на котором я ехал он украшен новогодними огнями и просто стоит как музейный экспонат, вокруг него сделано красивое пространство с деревянными лавочками. Все это присыпано снегом и украшено гирляндой. Обязательно зайдите сюда, тут очень красиво, висят гербы городов России, в вагоне сделана закусочная, сюда тоже можно зайти и даже не обязательно, чтобы что-то купить, а просто чтобы насладиться её атмосферой.

В парке есть множество дорожек, по которым стоит прогуляться. Также есть множество смотровых площадок, которые нависают над отвесными скалами.

Вам открывается изумительный вид не только вперёд, но ещё и вниз. Прогулка по такому месту однозначно надолго запомнится, потому что природа Карелии и так красивая, а зимой она полностью преображается, и ты как будто бы идёшь по сказочному зимнему лесу.

Подземная Рускеала

В подземную Рускеалу билет нужно приобрести отдельно, можно прямо на месте. Пройдя через фотогалерею, я попадаю в штольни. Сейчас здесь всё приведено в порядок: на полу сделана ровная дорожка, по бокам водоотводы, потому что здесь очень большая влажность.

В подземную Рускеалу билет нужно приобрести отдельно, можно прямо на месте
В подземную Рускеалу билет нужно приобрести отдельно, можно прямо на месте

Температура здесь в любое время года постоянная +6 +8°. Доступная дистанция для осмотра около 1 километра, однако существует ещё множество других штолен и ходов, которые уходят ещё глубже под землю. Сейчас большая часть из них затоплена, но ходит легенда, что если осушить и разгрести все проходы, то можно добраться аж до соседней Финляндии!

По заброшенным шахтам можно дойти до подземного озера которое выглядит как большой колонный зал. Эти подпоры шахтёры специально оставили чтобы потолок не обвалился.

По заброшенным шахтам можно дойти до подземного озера которое выглядит как большой колонный зал
По заброшенным шахтам можно дойти до подземного озера которое выглядит как большой колонный зал

Однако сейчас в самом слабом месте провал всё-таки появился и через него виден зимний лес парка. Когда здесь лёд станет покрепче, а это обычно случается к середине февраля, тут проводят выставку скульптур из льда, которую можно посетить аж до мая. Потому что период самого холода тут немного сдвинут, так как недра сначала не успевают промёрзнуть, а потом долго отдают холод. Стены здесь также оборудованы подсветкой, так что можно посмотреть демоверсию шоу не дожидаясь, когда стемнеет и подсветку включат на Мраморном каньоне.

Ходить по туннелям нужно обязательно в каске. И это не просто формальность — это действительно важный элемент мер предосторожности.

Одно место которое осталось неохваченным моим вниманием — это итальянский карьер. Он так называется потому, что здесь практически всеми работами руководили итальянцы, рабочие вручную бурили отверстия по вертикали и горизонтали потом закладывали туда порох и производили взрыв, так от скальной породы откалывались блоки по 10-16 тонн. После этого зимой на санях их отвозили до Сортавалы, а потом на специальных кораблях по Ладожскому озеру до Петербурга. Маленькие блоки довозили на повозках круглогодично.

Рядом с итальянским карьером есть пространство с каменными троллями, которых понастроили здесь прям по всюду.

Темнеет здесь рано, часам к 16:00 вечера уже будут сумерки. Но это повод посмотреть парк, когда света становится меньше и зажигаются фонари. В этом есть своя прелесть.

Темнеет здесь рано, часам к 16:00 вечера уже будут сумерки.
Темнеет здесь рано, часам к 16:00 вечера уже будут сумерки.

Как по мне, путешествие получилось просто отличным! «Рускеальский экспресс» — это не только путешествие в зимнюю сказку, но и возможность проникнуть в историю и насладиться атмосферой прошлого. Поездка на ретро-локомотиве, исследование подземных глубин и прогулка по горному парку "Рускеала" оставят незабываемые впечатления на всю жизнь.

-28