Найти тему
ВТБ Страна

Владимир Маяковский и Лиля Брик: авангардная любовь

Оглавление

Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик длились 15 лет и были похожи на американские горки: сплошные непредсказуемые повороты и эмоции, от которых захватывает дух. «Муза русского авангарда», «черная Лили» и даже «тифозная вошь советской поэзии» — так современники называли женщину, ставшую главной в жизни эпатажного поэта. Расставания и романы на стороне, роскошные подарки, совместное творчество — команда «ВТБ — России» окунулась в эту авангардную историю любви, сравнимую по накалу лишь с пожарами шекспировских страстей.

Придерживались свободных взглядов

Неизвестный автор. Лиля Брик и Владимир Маяковский, 1915 год © Public domain
Неизвестный автор. Лиля Брик и Владимир Маяковский, 1915 год © Public domain

Скандальная история любви началась в июле 1915 года. Маяковским была увлечена младшая сестра Лили Брик — Эльза. Она же их и познакомила. Лиля увела поклонника у сестры: она умела подчинять Эльзу своей воле. «Любовь его была безмерна. Володя влюбился в меня сразу и навсегда», — писала Брик в мемуарах. Сама же она скорее позволяла себя любить. То, что Лиля была замужем за критиком Осипом Бриком, никого не смущало. Вскоре началась их жизнь втроем. На табличке входной двери появилась вывеска: «Брики. Маяковский». Такие нравы не могли не эпатировать публику, даже несмотря на беспрецедентную степень свободы любовных отношений, царившую в то время в обществе.

Маяковскому нравилось, что с ним была женщина до конца непознаваемая, лишенная всяких предрассудков. Лиля крутила романы направо и налево — ей доставляло удовольствие управлять мужчинами. Поэт ревновал, и его ревность перемежалась с постоянными разговорами о самоубийстве. Он даже пытался выстрелить себе в голову, но произошла осечка. Все чаще Маяковский сбегал в Париж, Берлин, Нью-Йорк, пытаясь найти прибежище от оскорбительных для его «чувства-громады» Лилиных романов. Он заводил знакомства, но снова возвращался. Этот мучительный роман длился вплоть до трагической гибели поэта 14 апреля 1930 года. Лиля Брик тоже покончила жизнь самоубийством, но только спустя 48 лет: не вынесла собственной немощи и угасания в инвалидной коляске.

Сорили деньгами

Неизвестный автор. Лиля Брик и Александр Родченко около автомобиля «Рено», 1929 год © Public domain
Неизвестный автор. Лиля Брик и Александр Родченко около автомобиля «Рено», 1929 год © Public domain

Маяковский осуждал и высмеивал западный империализм, но никогда не скупился на удобства и роскошь для себя и своих близких. Большая часть его бюджета уходила на подарки музе. Лиля ни в чем себе не отказывала: заграничное белье, косметика, платья, аксессуары у нее были лучшие в Москве. «Духи послал, но не литр, как ты просила, — этого мне не осилить», — писал ей поэт из Парижа.

В 1928 году Брик заговорила с поэтом о покупке за границей автомобиля. В предвкушении дорогого подарка она дала ему инструкции: «Лучше закрытая, со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан». Маяковский поехал в Берлин и после нескольких выступлений скопил необходимую сумму. Он сразу обнадежил возлюбленную: «Покупаю рено. <...> Двенадцатого декабря поедет в Москву. Приеду около восьмого. Телеграфируй. Целую люблю». Выдающийся фотограф-авангардист Александр Родченко, который прославился новаторскими приемами в дизайне и фотоискусстве, уговорил Лилю устроить фотосессию в автомобиле. Она согласилась, была запланирована поездка на машине в Ленинград, но в процессе съемки Брик устала и передумала. Родченко успел сделать несколько кадров, которые вошли в историю фотографии под названием «Несостоявшееся путешествие».

Вместе снялись в кино

Кадр из фильма «Закованная фильмой», 1918 год
Кадр из фильма «Закованная фильмой», 1918 год

Русское художественное авангардное движение, особенно после 1917 года, позволило многим женщинам заняться искусством наравне с сильным полом. Это привело к появлению порой не очень длительных, но весьма интересных творческих увлечений. Лиля Брик с азартом пробовала себя в разных областях искусства.

В 24 года она решила заняться балетом. А когда Лиля узнала, что Маяковский снимается в картине Евгения Славинского «Барышня и хулиган», она попросила его придумать сценарий фильма, в котором они снялись бы вместе. Изящный образ Лили в пуантах и балетной пачке не оставил Владимира Маяковского равнодушным, и в 1918 году он написал сценарий картины «Закованная фильмой». Немая лента Евгения Славинского рассказывает о художнике, влюбившемся в балерину, которая сошла к нему с киноэкрана. Фильму не суждено было выйти: пленка сгорела во время пожара на студии, сохранились лишь некоторые ее фрагменты. На их основе 60 лет спустя итальянский поэт-авангардист Джанни Тотти создал полнометражную версию «Закованной фильмой».

Были вдохновением для мастеров эпохи

Плакат Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с фотографией Лили Брик на выставке © Сергей Пятаков, РИА Новости
Плакат Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» с фотографией Лили Брик на выставке © Сергей Пятаков, РИА Новости

Маяковский и Лиля Брик своей эксцентричностью как нельзя лучше соответствовали настроению эпохи: революция, авангард, безумный вихрь течений, теорий и стилей. Маяковский был лидером группы ЛЕФ, в которую входили писатели, поэты, архитекторы и художники «Левого фронта искусств». Вместе они выпускали журнал «ЛЕФ», а потом «Новый ЛЕФ», все обложки которого были выполнены рукой Родченко. Вместе Родченко и Маяковский создали первое в Советской России рекламное агентство.

Александр Родченко. Лиля Брик, 1924 год © Предоставлено фондом Still Art
Александр Родченко. Лиля Брик, 1924 год © Предоставлено фондом Still Art

Лиля позировала для одного из самых знаменитых художественных символов конструктивизма — плаката Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний». Муза поэта играет здесь роль работницы и агитирует обращаться в книжные магазины Госиздата. О курьезном случае с участием Лили Брик и Родченко вспоминал художник и искусствовед Захар Быков. Однажды Лиля, которую между собой все звали Бричка, пришла в мастерскую Родченко щегольнуть новым блестящим платьем и попросила Александра Михайловича поснимать ее. Он как-то сразу согласился, долго ставил Лилю в разных позах и щелкал фотоаппаратом. Когда Брик ушла, Прохор Жигунов, ученик Родченко, спросил его: «Ну неужели тебе не жаль пленки на такую ерунду?» Родченко, ничего не говоря, показал ему аппарат, который не был заряжен. Видимо, это был не первый такой случай.

На выставке «Родченко. Личное» в Центре «Зотов» Маяковский предстает не как соратник знаменитого художника и фотографа, но как друг. В рамках проекта акцент с профессиональной деятельности родоначальника современной рекламы, авангардиста и первопроходца сознательно смещен на его личную жизнь. В экспозиции представлены 58 знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и письма Александра Родченко. Выставка продлится до 28 января 2024 года. Центр «Зотов» — филантропический проект банка ВТБ.