«Реклам-конструктор» Александра Родченко и Владимира Маяковского — первое рекламное агентство в советской России. Выясним, как работал творческий тандем авангардистов, и разберемся, как они создавали «большой советский стиль» в рекламе.
Маяковский смеялся над первой рекламой Родченко
В начале 1920-х в советскую экономику внедрили НЭП — государство потеряло монополию на производство. Теперь, чтобы выиграть конкуренцию с частными предприятиями и сбыть продукцию, власть нуждалась в рекламе. Художник, театральный оформитель и фотограф Александр Родченко начал принимать заказы на рекламу. Первым его клиентом стал «Добролёт» — общество добровольного воздушного флота.
Художник вспоминал, что особенно сложно работалось с громоздкими скучными текстами для плакатов. На одном из них автор записал стишок: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». Маяковского рассмешили эти нескладные строки. Родченко ответил: «Если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то хороших никогда и не будет». Маяковский решил спасти плакаты Родченко и начал работать вместе с ним. Так зародился тандем авангардистов «Реклам-конструктор».
Маяковский считал свои эскизы «ненужными»
Коллеги разделили пополам задачи нового рекламного агентства. Маяковский создавал злободневные кричащие лозунги, а Родченко подбирал под них визуальные образы. Художник вспоминал, что вместе с текстом поэт постоянно набрасывал рисунки для плаката. Маяковский всегда отдавал эскиз со словами: «Ну, это я так, для ясности». Он полагал, что «дилетантские» наброски не нужны профессиональному художнику. Но Родченко всегда их использовал.
Художник называл рисунки Маяковского «сатирическими, в стиле лубка». Все потому, что в еще в 1914 году поэт работал в издательстве «Сегодняшний лубок», созданном в начале Первой мировой войны. Маяковский вместе с Казимиром Малевичем и Аристархом Лентуловым создавал открытки и плакаты, критикующие врагов Российской империи — Австрию, Германию, Турцию. В «Лубке» Маяковский набрался опыта рисовальщика, который пригодился ему в годы «Реклам-конструктора».
Родченко рисовал, а Маяковский продавал
Еще одной важной задачей Маяковского было общение с заказчиками. Он искал новые предложения и лично сдавал готовые работы. Иногда ему приходилось справляться с «застрявшими» плакатами, которые вызывали у клиентов сомнения. Родченко вспоминал, что был слишком занят рисунками, чтобы разбираться с такими сложностями, к тому же юмор и обаяние Маяковского помогали решать эти проблемы быстрее.
Один из подобных случаев произошел в Чаеуправлении. Родченко писал:
«На плакате китаец был нарисован в фас; в вытянутых руках он нес цибики чая. Цибики дугой перекинуты в воздухе. Китаец смотрит на них вверх, как бы жонглируя. Кто-то говорил: „Почему нет косы у китайца?“ Володя отвечает: „Коса есть, но она сзади, если повернуть его спиной, коса будет видна“. Другой спрашивает: „А почему цибики держатся так в воздухе, это не реально“. Володя: „Ну, известно, китайцы — фокусники...“ Смех... Плакат принят».
Брики запирались от всех, кроме Родченко
Заказов было много: от ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста. В 1925 году плакаты «Реклам-конструктора» получили серебряную медаль на парижской Международной выставке декоративного искусства. Работать приходилось до рассвета. Со временем в агентстве начали трудиться студенты из Вхутемаса, хотя Маяковский продолжал писать тексты, а Родченко выполнял ответственные фрагменты, намечал пропорции.
Коллеги работали в мастерской, но иногда приходилось доделывать заказы дома. Родченко вспоминал одну из записок Маяковского того времени: «Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. (Не смотри на записку на двери Бриков)». Тогда Маяковский жил в любовном треугольнике с Лилей и Осипом Бриками. К ним на Водопьяный переулок толпами ходили поклонники и коллеги. А когда нужно было работать, на дверях появлялось предупреждение: «Брики никого не принимают». Никого, кроме Родченко.
Маяковский записывал уличные крики, чтобы реклама вышла правдоподобнее
Родченко и Маяковский работали ответственно, с большим интересом. Они понимали, что создают первую советскую рекламу в противовес «нэповским заголовкам с цветочками и прочей мещанской пошлятине», как писал Родченко. Их вывески, упаковки и обертки были везде. Они отстояли рекламу как отдельный вид советского искусства, воздействующий на умы граждан.
В глазах Маяковского реклама была «литературным оружием», поэтому его лозунги – не простые рифмы. Поэт стремился максимально приблизить их к пролетариату, делал знакомыми и родными. Для этого Маяковский посещал ярмарки и толкучки, где записывал уличные «крики». В его рекламных стихах звучат голоса торговцев и зазывал:
«Ну и публика!
Пожалела рублика...»
«Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!»
Еще больше личных историй о тандеме Маяковского и Родченко можно отыскать на выставке «Родченко. Личное» в конструктивистском Центре «Зотов» в Москве. При поддержке Банка ВТБ в Центре экспонируются фотографии, письма и личные вещи Родченко, раскрывающие его отношения с друзьями и коллегами по цеху. А если вы захотели прямо сейчас узнать больше о советском искусстве 1920-х годов, переходите на лекцию «Авангард в архитектуре», созданную Банком ВТБ совместно с образовательным проектом Level One.