Найти тему
ВТБ Страна

Креативный класс. 5 историй о том, как Маяковский и Родченко рекламу создавали

Оглавление

«Реклам-конструктор» Александра Родченко и Владимира Маяковского — первое рекламное агентство в советской России. Выясним, как работал творческий тандем авангардистов, и разберемся, как они создавали «большой советский стиль» в рекламе.

Маяковский смеялся над первой рекламой Родченко

Фотопортрет Владимира Маяковского, сделанный Александром Родченко в 1924 году, на выставке «Родченко. Личное». Фотограф Анастасия Пожидаева © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Фотопортрет Владимира Маяковского, сделанный Александром Родченко в 1924 году, на выставке «Родченко. Личное». Фотограф Анастасия Пожидаева © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»

В начале 1920-х в советскую экономику внедрили НЭП — государство потеряло монополию на производство. Теперь, чтобы выиграть конкуренцию с частными предприятиями и сбыть продукцию, власть нуждалась в рекламе. Художник, театральный оформитель и фотограф Александр Родченко начал принимать заказы на рекламу. Первым его клиентом стал «Добролёт» — общество добровольного воздушного флота.

Художник вспоминал, что особенно сложно работалось с громоздкими скучными текстами для плакатов. На одном из них автор записал стишок: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». Маяковского рассмешили эти нескладные строки. Родченко ответил: «Если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то хороших никогда и не будет». Маяковский решил спасти плакаты Родченко и начал работать вместе с ним. Так зародился тандем авангардистов «Реклам-конструктор».

Маяковский считал свои эскизы «ненужными»

Обертка карамели из серии «Красноармейская звезда». Рисунок и стихи Владимира Маяковского, заказ «Реклам-конструктора» для треста Моссельпром, 1920-е годы © Public Domain
Обертка карамели из серии «Красноармейская звезда». Рисунок и стихи Владимира Маяковского, заказ «Реклам-конструктора» для треста Моссельпром, 1920-е годы © Public Domain

Коллеги разделили пополам задачи нового рекламного агентства. Маяковский создавал злободневные кричащие лозунги, а Родченко подбирал под них визуальные образы. Художник вспоминал, что вместе с текстом поэт постоянно набрасывал рисунки для плаката. Маяковский всегда отдавал эскиз со словами: «Ну, это я так, для ясности». Он полагал, что «дилетантские» наброски не нужны профессиональному художнику. Но Родченко всегда их использовал.

Художник называл рисунки Маяковского «сатирическими, в стиле лубка». Все потому, что в еще в 1914 году поэт работал в издательстве «Сегодняшний лубок», созданном в начале Первой мировой войны. Маяковский вместе с Казимиром Малевичем и Аристархом Лентуловым создавал открытки и плакаты, критикующие врагов Российской империи — Австрию, Германию, Турцию. В «Лубке» Маяковский набрался опыта рисовальщика, который пригодился ему в годы «Реклам-конструктора».

Родченко рисовал, а Маяковский продавал

Александр Родченко. Рекламный плакат «Лучших сосок не было и нет», реклама продукции Резинотреста, 1923 год © Сергей Субботин, РИА Новости
Александр Родченко. Рекламный плакат «Лучших сосок не было и нет», реклама продукции Резинотреста, 1923 год © Сергей Субботин, РИА Новости

Еще одной важной задачей Маяковского было общение с заказчиками. Он искал новые предложения и лично сдавал готовые работы. Иногда ему приходилось справляться с «застрявшими» плакатами, которые вызывали у клиентов сомнения. Родченко вспоминал, что был слишком занят рисунками, чтобы разбираться с такими сложностями, к тому же юмор и обаяние Маяковского помогали решать эти проблемы быстрее.

Один из подобных случаев произошел в Чаеуправлении. Родченко писал:

«На плакате китаец был нарисован в фас; в вытянутых руках он нес цибики чая. Цибики дугой перекинуты в воздухе. Китаец смотрит на них вверх, как бы жонглируя. Кто-то говорил: „Почему нет косы у китайца?“ Володя отвечает: „Коса есть, но она сзади, если повернуть его спиной, коса будет видна“. Другой спрашивает: „А почему цибики держатся так в воздухе, это не реально“. Володя: „Ну, известно, китайцы — фокусники...“ Смех... Плакат принят».

Брики запирались от всех, кроме Родченко

Александр Родченко. Рекламный плакат «Человек — только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа», реклама часов «Мозер», 1923 год © Александр Красавин, РИА Новости
Александр Родченко. Рекламный плакат «Человек — только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа», реклама часов «Мозер», 1923 год © Александр Красавин, РИА Новости

Заказов было много: от ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста. В 1925 году плакаты «Реклам-конструктора» получили серебряную медаль на парижской Международной выставке декоративного искусства. Работать приходилось до рассвета. Со временем в агентстве начали трудиться студенты из Вхутемаса, хотя Маяковский продолжал писать тексты, а Родченко выполнял ответственные фрагменты, намечал пропорции.

Коллеги работали в мастерской, но иногда приходилось доделывать заказы дома. Родченко вспоминал одну из записок Маяковского того времени: «Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. (Не смотри на записку на двери Бриков)». Тогда Маяковский жил в любовном треугольнике с Лилей и Осипом Бриками. К ним на Водопьяный переулок толпами ходили поклонники и коллеги. А когда нужно было работать, на дверях появлялось предупреждение: «Брики никого не принимают». Никого, кроме Родченко.

Маяковский записывал уличные крики, чтобы реклама вышла правдоподобнее

Александр Родченко. Рекламный плакат «Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук!», реклама Государственного универсального магазина (ГУМ), 1923 год © Александр Красавин, РИА Новости
Александр Родченко. Рекламный плакат «Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук!», реклама Государственного универсального магазина (ГУМ), 1923 год © Александр Красавин, РИА Новости

Родченко и Маяковский работали ответственно, с большим интересом. Они понимали, что создают первую советскую рекламу в противовес «нэповским заголовкам с цветочками и прочей мещанской пошлятине», как писал Родченко. Их вывески, упаковки и обертки были везде. Они отстояли рекламу как отдельный вид советского искусства, воздействующий на умы граждан.

В глазах Маяковского реклама была «литературным оружием», поэтому его лозунги – не простые рифмы. Поэт стремился максимально приблизить их к пролетариату, делал знакомыми и родными. Для этого Маяковский посещал ярмарки и толкучки, где записывал уличные «крики». В его рекламных стихах звучат голоса торговцев и зазывал:

«Ну и публика!

Пожалела рублика...»

«Пролетарка, пролетарий,

заходите в планетарий!»

Еще больше личных историй о тандеме Маяковского и Родченко можно отыскать на выставке «Родченко. Личное» в конструктивистском Центре «Зотов» в Москве. При поддержке Банка ВТБ в Центре экспонируются фотографии, письма и личные вещи Родченко, раскрывающие его отношения с друзьями и коллегами по цеху. А если вы захотели прямо сейчас узнать больше о советском искусстве 1920-х годов, переходите на лекцию «Авангард в архитектуре», созданную Банком ВТБ совместно с образовательным проектом Level One.