Игровая деятельность имеет особое значение для детей. И это не просто досужее развлечение, ведь игры способствуют развитию и могут применяться в целях обучения.
Конечно, в школьном возрасте дети уже уделяют больше внимания познавательной работе и развитию учебных навыков. Но игра все еще занимает важное место в их жизни. Велик и ее обучающий потенциал:
- Игра помогает увлечься учебой и лучше запомнить материал школьной программы.
- В игре можно применить знания на практике, потренировать учебные навыки.
- Игровая деятельность развивает воображение, логику, внимание и коммуникативные способности.
- Игра учит работать в команде, а общая цель помогает подружиться.
Школьники лучше усваивают информацию в игровой форме — и результаты недавно проведенного нашей компанией опроса это подтверждают. Мы попросили 1130 учителей рассказать, как они относятся к геймификации — и 84,5% из них отметили положительный эффект от использования игровых форм обучения. В этой статье мы подробнее рассмотрим, чем обусловлена такая польза игр.
Увлекательные сюжеты
Не секрет, что все люди (не только школьники, но и взрослые) быстрее запоминают то, что им интересно. Повысить интерес к учебному предмету помогают игры и сюжетные истории.
Если ребенку тяжело дается биология или география, предложите ему научно-популярную литературу по самым сложным темам. А если нужно запомнить английские понятия — поможет, например, игра в «магазин».
На платформе Учи.ру мы используем и игровые механики, и увлекательные сюжеты, чтобы побудить ребенка заниматься учебой. Например, в игре «Магическая математика» школьник помогает персонажу спасти волшебный мир, а в другой игре «Чудеса русского языка» — исследует виртуальное королевство, которое населяют герои русского фольклора.
Игры позволяют детям многократно и без скуки проделывать определенные учебные действия, что способствует лучшему запоминанию материала.
Индивидуальный подход
Современное образование движется в сторону индивидуализации. Каждый школьник уникален, и потому все дети по-разному запоминают материал. Одному требуется несколько раз услышать объяснение; другому нужно чаще применять правило, чтобы в нем разобраться; третий на лету осваивает информацию, а решать однотипные задачи ему скучно.
Геймификация способствует персонификации обучения, ведь в игре каждому ребенку можно дать разные задания. Школьники могут учиться в комфортном темпе и не сравнивать свои успехи с чужими, а радоваться собственному прогрессу.
Платформа Учи.ру помогает формировать индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка. Курсы составлены так, чтобы детям чаще попадались задания на темы, в которых раньше они давали неверные ответы. Это позволяет ученику проводить индивидуальную работу над ошибками.
Связь с повседневной жизнью
Игровые приемы помогают связать обучение с практикой. Это важно: ведь, во-первых, жизненные примеры повышают мотивацию к учебе — школьники лучше понимают, для чего им нужны эти знания.
Во-вторых, с игровыми практическими заданиями быстрее запоминается материал. В-третьих, развиваются творческие способности.
Методисты Учи.ру учитывают все это при создании курсов. Поэтому, например, в некоторых заданиях по окружающему миру ученику предлагается примерить на себе роль ученого, а упражнения по русскому языку имитируют ситуации общения.
Возможность улучшить свой результат
Школьнику приятно, если какой-то тест или интерактивное задание можно пройти снова и получить лучший результат, изменив ответ. Он быстро видит итоги своих усилий.
Это положительно влияет на его целеустремленность, самооценку. А также способствует развитию логического мышления: ведь ребенок обдумывает, какие шаги ему нужно предпринять, чтобы добиться успеха.
Риски использования игр в учебе
Тем не менее, 2% участников опроса считают, что геймификация вредит усвоению материала. Мы решили разобраться, какие могут быть минусы у игровых приемов в обучении, и как минимизировать риски.
- Обида из-за поражения. Некоторые дети сильно огорчаются, если проигрывают, и даже могут злиться на более удачливых одноклассников. Чтобы пользователи Учи.ру не испытывали негативных эмоций в случае неправильно выполненного задания, мы всегда предлагаем им исправить ошибку и обязательно хвалим за верное решение. А если механика подразумевает соревнование между реальными учениками — то делаем акцент не на опережении, а на достижении. Например, чтобы победить в марафоне, учащимся нужно не обогнать другой класс, а набрать 500 баллов. Таким образом, сразу все классы в школе могут стать победителями.
- Внимание на игру. Если игра имеет слишком разнообразные механики и разветвленный сюжет, то есть риск, что дети запомнят имена персонажей и их биографии, а не учебный материал. Поэтому методисты Учи.ру стараются смещать фокус с волшебного сюжета на учебные действия.
- Зависимость от гаджетов. Современные дети часто используют компьютеры и смартфоны, и многие родители опасаются, что учеба увеличит время, проведенное за экраном. Выходов из ситуации может быть два: заниматься не очень долго или сократить другие виртуальные активности (просмотр роликов, соцсети).
Важно, что учебные курсы позволяют детям увидеть: первоочередная функция гаджета — не развлечение, а обучение и развитие. Осознав это, школьники научатся использовать время за экраном с умом.
Как применять игровые приемы дома
Игровые приемы помогают сделать интереснее не только уроки, но и быт. Вот несколько приемов, которые позволят вам увлечь школьника ежедневной рутиной: вы можете использовать их дома, чтобы разнообразить совместную деятельность.
- Создайте систему наград, которые ребенок сможет получать за определенные достижения. Так он будет чувствовать больше удовлетворения результатами, у него повысится мотивация.
- Используйте таймер для выполнения заданий. Это научит ребенка соревноваться с самим собой и стремиться к новым успехам. Например: «Сегодня ты сложил школьную форму за пять минут. А сможешь завтра сделать это за четыре минуты?». Правда, тут важно напоминать ребенку не только про скорость, но и про качество выполнения.
- Старайтесь при любом обучении создавать последовательность от простого к сложному. Это помогает постепенно развивать навыки (и укреплять самооценку ребенка, который чувствует, что у него все получается). Хороший пример — кулинария: разрешите ребенку сначала мыть овощи и фрукты, потом — перемешивать салат, и только в конце — самому резать огурцы и помидоры.
- Предлагайте ребенку игры, которые стимулируют любознательность. Например, конструкторы, пазлы, научные эксперименты и исследования. Играйте вместе — это, как ничто другое, вдохновит школьника на познание!