Парк Бальбоа - главная достопримечательность Сан-Диего и расположен он, практически в самом центре города. Начало созданию парка было положено в 1835 году с выделения властями Альта-Калифорнии больших участков земли площадью в 570 гектаров для использования в общественных рекреационных целях. Но разные события, в том числе американо-мексиканская война, которая вынудила Мексику отдать США Альта-Калифорнию и Сан-Диего, задерживало заложение парка. В 1870 году законодательным собранием штата был принят "Закон о страховании постоянства парковой резервации", по которому земли навсегда передаются в доверительное управление муниципальным властям указанного города для создания парка". Последующие несколько десятилетий "Городской парк" представлял собой просто земли с естественным рельефом, местной растительностью и представителями фауны: рысей, гремучих змей, койотов и других диких животных. К тому же на территории парка существовала деревня индейской народности Кумеяай, ее разобрали только после 1890 года.
Недалеко от этого информационного щита мы оставили машину и ступили на эстакаду, ведущую к главному входу в парк. Мост Кабрильо (так именуется это сооружение) построен в 1915 году для Панамско–Калифорнийской выставки и с 1976 года является исторической достопримечательностью. Он обеспечивает доступ пешеходов и легкового автотранспорта через каньон Кабрильо.
Высота моста над бывшим дном каньона, по которому в настоящее время проложена государственная автострада 163, составляет 120 футов или 37 метров. Чтобы оценить красоту этого сооружения, надо смотреть на него снизу. К сожалению, на это у нас уже не было времени, пришлось довольствоваться видами окрестностей с моста. И первое, что мы увидели, была внушительных размеров "собачья площадка", где тренируют собак и, видимо, место это пользуется популярностью, так как и собак и людей было достаточно много.
Мы не сразу заметили, что парк уже начался. Но это дерево нельзя было не заметить. Во-первых, оно огромно, над мостом раскинулась только крона, а корни где-то на дне каньона. Во-вторых, у нас такие не растут, а здесь, видимо, в обиходе. Как только что выяснила, называется это вечнозеленое дерево шинус мягкий или перуанский перец, родина его Южная Америка и Мексика. Относится к семейству сумаховых, то есть в родстве с весьма распространенным у нас "уксусным деревом". Сушеные плоды этого дерева используют в качестве пряностей - розовый перец. Европейцам известно с 1553 года, его впервые описал Сьеса де Леоне в книге "Хроника Перу": «Повсюду в заселенных местах этой земли видны большие и маленькие деревья, которые они называют молье. У них очень маленькие листья, пахнущие укропом; кора этого дерева такая полезная, что, если у человека сильно заболели и распухли ноги, если сделать из них отвар на воде и только несколько раз промыть этим, как боль и опухоли проходят. Для чистки зубов имеются маленькие полезные веточки. Из очень маленького фрукта, растущего на этом дереве, они делают вино или очень хорошее пойло, и уксус и мед достаточно хорошие, растворив нужное количество этого фрукта с водой в сосуде и поставив в огонь; после того, как часть испарится, она превращается в вино, или в уксус, или в мед, смотря как варить. У индейцев много этих деревьев.»
Еще одно примечательное дерево мне не удалось опознать, к тому же оно, видимо, уже готовилось погибнуть, его огородили, поставили табличку "Park improvement project" создали более благоприятные условия и это дало свои плоды, вернее, пока еще цветочки.
По дну каньона Кабрильо проходит трасса 163, уже как бы по территории парка.
По обеим сторонам трассы раскинулся парк. Вдали небоскребы Даунтауна.
Склон каньона Кабрильо покрыт естественной местной растительностью, для любителей прогулок сделаны грунтовые дорожки.
Вот мы и почти прошли все 916 футов (279 м), которые составляют длину моста. За аркой расположились здания комплекса Эль Прадо. Их построили специально для Панамско-Калифорнийской выставки, проходившей в Сан-Диего с 1915 по 1917 годы и посвященной открытию Панамского канала.
Комплекс занимает площадь 5,3 га и включает 13 зданий. Архитектором проекта стал Бертрам Гудхью. В отличие от общепринятой архитектуры американских выставок, где использовался дизайн в стиле неоклассицизма, Гудхью сделал свой проект, основываясь на более вычурном испанском городском барокко, характеризующимся крайне выразительной и витиеватой лепниной, к тому же с использованием деталей декора из исламского и персидского стилей архитектуры мавританского возрождения. Гудхью лично спроектировал самое большое и богато украшенное здание на этом участке - павильон "Калифорния" с внутренним двориком и башней.
К сожалению, самая красивая часть сооружения - вход - от наших глаз скрывал забор, да еще и затянутый густой сеткой. Сейчас в этом здании находится музей Человека или антропологический музей. Большая часть зданий выставочного комплекса строилась как "временные сооружения". Сам Гудхью писал, что эти строения являются "по сути, тканью мечты - не для того, чтобы выстоять, а для того, чтобы произвести чисто временный эффект. Она должна обеспечивать, подобно сценическим декорациям, иллюзию, а не реальность". Предполагалось, что после закрытия выставки, аллеи, фонтаны и бассейны останутся, а на месте снесенных "временных зданий" будут высажены сады. Однако, некоторые здания были сохранены и использованы для проведения Международной Тихоокеанской выставки 1935-36 годов, а также стоят и до сих пор. Сохранились аркады вдоль аллеи Эль Прадо.
Справа за аркадой расположился Сад Альказар. Такое название он получил потому, что спроектирован по образцу садов замка Альказар в Севилье (Испания). Регулярный парк с огромными клумбами, окаймленными живой изгородью из самшита, заполненными различными однолетниками.
Лично меня привлекли маки, как-то не совсем обычно видеть маки на клумбе, еще и разных цветов. У нас весной в степи до горизонта поля красные от маков. А тут так реденько посеяны, но зато разноцветные. Период цветения маков короток, видимо, позже эти площади засаживают другими цветущими растениями.
Ежегодно здесь высаживается 7000 однолетних цветов, которые цветут круглый год.
Калифорнийская башня музея Человека является символом Сан-Диего
Фото на память во внутреннем дворике музея Человека.
Здесь же недалеко установлена памятная скамья, на табличке надпись: "In honor of Ken Adelman, november 2000".
Немного поодаль от скамьи установлен обелиск. Изображен на памятнике Уильям Шекспир, это я сразу сообразила, но как он связан с Адельманом пришлось поискать. Ну и, конечно, помогла Википедия. Кеннет Адельман (09.06.1946) - американский дипломат, политический писатель и аналитик. Был советником президента во время саммита сверхдержав между Рейганом и Горбачевым в 1986 году, был директором Агентства по контролю над вооружениями и разоружением, был сторонником введения войск в Ирак. Короче, не такой уж он "белый и пушистый". Правда, в этих памятных артефактах "увековечены" его литературные предпочтения, он увлекался исследованием Шекспира, даже преподавал его в школах дополнительного образования, умудряясь находить в текстах поддержку своих политических взглядов. Так, он известен ссылками на Шекспира в защиту своих позиций, в том числе анализом сцены из Отелло в поддержку вторжения в Ирак и восхвалением президента Буша в роли короля Генриха V. Ну вот такая связь политического деятеля современной Америки с великим поэтом и драматургом конца 16 века - начала 17 века.
Это здание, построенное в 1915 году , внесено в Национальный реестр исторических мест. Изначально в нем были размещены экспозиции с минеральными богатствами региона Сан-Диего. Этот дворец тоже возводился в разряде "временных зданий" и подлежал сносу после выставки, но со сносом торопиться не стали, немного подремонтировали и использовали в качестве выставочного павильона, назвав его "House of Charm", разместив в нем коммерческие концессии, посвященные ювелирным изделиям, косметике, женской одежде и т.д. При своей сомнительной надежности здание простояло до 1989 года, когда власти Сан-Диего решили снести и перестроить Дом очарования, тщательно восстановив его первоначальный облик. В настоящее время в здании находятся Художественный институт Сан-Диего, музей Мингей, который сохраняет артефакты народного искусства, ремесел и дизайна разных стран мира.
В Сад скульптур мы не пошли, но перед входом запечатлели работу Луиса Хименеса (1940-2006г.г.), он посвятил ее своему отцу, который в 1922 году таким образом переправился через Rio-Bravo. Изготовлена скульптура из стекловолокна с уретановым покрытием. Хименес считается пионером в области использования стекловолокна в своих работах.
Следующее здание было построено позже и другими архитекторами, но они постарались, сохранить стиль, украсив вход лепкой, гармонировавшей с уже существующими сооружениями 1915 года. В феврале 1926 г. в нем открылась Галерея изящных искусств Сан-Диего. Первым крупным приобретением музея стала покупка в 1939 году картины Франсиско Гойя "Маркиз де Софрага". В 1978 году галерея была переименована в Художественный музей Сан-Диего, который теперь обладает картинами испанских художников Мурильо, Сурбарана, Эль Греко, а также итальянских мастеров Джотто, Веронезе и т.д.
Кстати, мы вышли на площадь Панамы, в центре которой расположен большой фонтан, который я забыла снять, увлекшись красивыми зданиями
Конная скульптура легендарного кастильского дворянина по прозвищу "El Cid Campeador". Настоящее имя героя испанских народных преданий, поэм, романсов и драм - Родриго Диас де Вивар, живший в 11 веке в Бургасе, Валенсия. Образ Сида, наделенного легендарными чертами отважного рыцаря, сочетавшего храбрость и гуманность, воевавшего как с христианскими, так и с мавританскими тиранами, вдохновила французского драматурга Пьера Корнеля на создание трагедии "Сид" (1636). Автором памятника является Анна Хаятт Хантингтон.
С площади открывается вид на Органный павильон "Spreckels". Построен он и оснащен органом на деньги двух самых богатых людей в городе Джона и Адольфа Спрекелсов. Здесь проводятся каждое воскресенье в 14 часов бесплатные органные концерты, спонсируемые Департаментом парков и отдыха Сан-Диего, Органным обществом Спрекелса и частными пожертвованиями.
Павильон поближе.
Слева за павильоном, в так называемом, каньоне Флорида (по мне, так это просто лог), расположился Японский сад дружбы, или Санкей-эн. Открыт он был тоже к Панамо-Калифорнийской выставке, как выражение связи двух городов-побратимов Сан-Диего и Йокогамы, а также связи двух культур. К сожалению, прогуляться по саду нам не удалось, так как ворота были уже закрыты, мы и не заметили, что наступил вечер, и большинство музеев и выставок уже закончили свою работу.
У входа в сад расположился Чайный павильон.
Пока совсем не стемнело, мы отправились дальше смотреть достопримечательности парка. Здесь много больших и малых фонтанов, построенных в разных стилях. Этот явно мексиканский, на постаменте надпись- "Aztec woman of Tehuantepec", автор американский скульптор Донал Хорд (1902- 1966 г.г.). Скульптура создана в 1935 году.
Нехитрое развлечение для детей и их родителей - мыльные пузыри. Пока карапуз гоняется за пузырем, папа с тем же азартом ловит момент заснять его на память.
Еще оригинальное историческое здание, созданное к выставке 1915 года - павильон Ботанического сада, является одним из крупнейших реечных сооружений в мире. Предложил такую конструкцию основатель и президент Цветочного общества Сан-Диего Альфред Д. Робинсон.
Климат Калифорнии напоминает климатические условия Средиземноморья. В течение года температура обычно колеблется от 10 °C до 25 °C и редко бывает ниже 7 °C или выше 29 °C. То есть, не было необходимости строить капитальное здание с присущим оранжереям стеклянным покрытием. Но некоторые растения влажных тропиков не переносят прямые солнечные лучи, вот и появилось это необычное полупрозрачное здание из деревянных реек.
А такие выносливые экземпляры растений как эта китайская мельничная пальма (Trachycarpus fortunei) растет и под палящим солнцем и при морозах от -15 до -20 ° C в горах до высоты 2400 метров. В Китае и Японии ее культивируют уже тысячелетия, производя из листовой оболочки пальмы очень прочные волокна, используемые для изготовления веревок, мешковины и других грубых тканей особой прочности. А здесь в Калифорнии круглый год лето, просто летом жарко и сухо, а зимой - прохладно и дожди, и то не всегда.
От Ботанического павильона простирается живописный пруд с водяными лилиями.
Это сооружение называется Casa del Prado. Состоит из комплекса зданий, построенных в 1915 году в качестве временных выставочных павильонов из несоответствующих материалов, богато украшенных лепниной, их со временем пришлось реконструировать, бережно восстановив отделку экстерьера.
Сейчас в нем расположились Фонд ботанического сада с его библиотекой, Цветочная ассоциация Сан-Диего, ряд молодежных художественных организаций, таких как молодежный симфонический оркестр, балет и театр юниоров.
В доме Прадо есть два красивых внутренних дворика или Патио, которые используют для проведения различных приемов и праздников. Они окружены аркадами в испанском стиле. В одном из них установили скульптуры, которые были заменены на фасаде здания во время реставрации.
А это три корифея испанской живописи 17 века: Веласкес, Мурильо и Сурбаран. Видимо, близки духовно авторам скульптур, что поместили их на фасаде.
Здание Музея истории природы, уже закрылся.
Можно сказать, мемориальный фонтан. Носит имя жительницы города Сан-Диего Беа Эвенсон, в свои 65 лет она взялась за восстановление парков, организовав "Комитет Ста". Ею было отправлено 100 писем частным лицам и женским клубам с просьбой о поддержке. За шесть месяцев Беатрис Эвенсон объединила около 75 организаций и 20 000 человек, которым были близки идеи сохранения достопримечательностей города. Конечным результатом стала Испанская пристань, превратившаяся в парк Туна-Харбор. А так же в 70-х годах началось восстановление оригинальной испанской колониальной архитектуры выставочных зданий 1915 года вдоль Прадо в парке Бальбоа.
Народ из парка начал разъезжаться, а мы даже не посмотрели до конца территорию выставочного комплекса. Кстати, здесь можно въезжать на частных машинах на территорию парка. Есть обширные парковки, а мы, как лохи, оставили машину при въезде на мост Кабрильо.
Это лепной фасад еще одного здания Эль Прадо, как раз с женскими фигурами.
Это огромное дерево было посажено небольшим саженцем в саду Панамо-Калифорнийской выставки в 1915 году. За 100 лет оно прилично подросло. В 1996 году его официально обмерили. Высота составила 24 м, ширина кроны 37 м, обхват ствола 12,3 м. Это одно из трех крупнейших фиговых деревьев в Калифорнии. Относится к роду фикусов, вид макрофилла. Официальное название Morton Bey Fig Tree, или "инжир из залива Мортон", или еще - австралийский баньян. От чрезмерного внимания посетителей парка этот гигант чуть было не погиб. Любителей отдыхать в тени его обширной кроны было слишком много, а корни дерева располагаются очень неглубоко. Со временем кори оголились и исполин начал чахнуть. Спохватились вовремя, подсыпали земельки, удобрили и по периметру огородили. Ну и мы подходить близко не стали, любовались издалека этим столетним великаном в золотых лучах заката.
Отвернувшись от баньяна, поняли что пора возвращаться. Чуть было не написала "домой". До дома еще далеко, не все еще посмотрели, зря что ли летели за тысячи километров.
Почти в темноте добирались к выходу из парка
И еще около 150 км по "хайвею" в веренице машин. Жаль, конечно, что увидели не все, как-то быстро время пролетело. Один день для Сан-Диего слишком мало. Как сказала дочь: "Next time". Но, думаю для нас другого тайма уже не случится.