"Midway" стал первым авианосцем и самым большим кораблем в мире, во всяком случае до 1955 года. Он был заложен в октябре 1943 года, а в эксплуатацию его ввели в сентябре 1945 года, уже после того как и Германия, и даже Япония подписали капитуляцию, ну припоздал к настоящим военным действиям Второй мировой войны. Тем не менее, отслужил в составе ВМС США 47 лет. Его уделом стало участие в войне во Вьетнаме, служил флагманом в Персидском заливе во время операции "Буря в пустыне". Выведен из эксплуатации со всеми почестями в апреле 1992 года, исключен из реестра морских судов в 1997 году. В январе 2004 года "Midway" был пришвартован у пирса "Бродвей" в самом центре Сан-Диего, а в июне того же года был открыт для публики. В первый год работы музей посетили 879 281 человек. Вот и наши мужчины, забыв о своих мечтах побывать на подводной лодке, отправились смотреть авианосец. Стоимость входного билета $25, правда, "сеньору" (т.е. нашему папе) была скидка по возрасту $5. Мы с дочерью наотрез отказались бродить по этому устрашающему "монстру" и отправились на пирс Бродвей, чтобы заснять его целиком. Ну вот, как-то так получилось.
С оконечности пирса просматривается весь залив. Там вдали, у входа в залив Сан-Диего расположен остров Коронадо с военно-морской базой. В Сан-Диего базируется самый мощный в мире военно-морской флот (всего 100 тысяч военнослужащих). Невооруженным глазом и не рассмотришь, но мы то были вооружены цейсовским объективом, и у нас есть zoom😉.
Стоять на продуваемом пирсе холодно, и мы вернулись на набережную. Решили рассмотреть корабль поближе.
Сфотографировав авианосец со всех сторон, мы свернули направо и оказались на небольшом полуострове, вернее, его построили как мол, служивший вначале городской угольной пристанью, затем центром коммерческого лова тунца, а когда рыболовный бизнес пришел в упадок, территория пустовала. Лишь в конце 80-тых годов прошлого века здесь был разбит небольшой мемориальный парк и назван Туна-Харбор, а в нем аллея пафосно названная "Аллея величайшему поколению".
Камень с мемориальной доской был установлен в память о 2335 погибших на острове Оаху 7 декабря 1941 года в результате нападения японских войск на американские военно-морскую и воздушные базы в гавани Перл-Харбор. В 1984 году этот памятник установлен по инициативе Ассоциации выживших в Перл-Харборе.
Видимо, установка этого памятного камня вдохновила общественность и власти города и в парке появились ещё и другие мемориалы. Следующий скромный памятник создан ветеранами авианосцев в честь корабля этой страны, произведшего революцию в современной военно-морской войне и персонала, который с гордостью служил на его борту.
Эта скульптура мне понравилась больше всего, в ней присутствуют простые человеческие чувства.
Все мемориалы в парке посвящены морякам и кораблям, город-то портовый. Следующий "паблик арт", как их именуют американцы, посвящен морской битве при заливе Лейте. Нам как бы это ни о чем не говорит, но я поинтересовалась. Битва характеризуется как крупнейшее морское сражение Второй мировой войны, произошедшее в октябре 1944 года близ Филиппин между флотом США и Японии. Победа американцев позволила отвоевать Филиппины у Японии и установить контроль над Тихоокеанским театром военных действий. Руководил операцией адмирал Спрегью, потому центром инсталляции является его бюст.
А это пафосное нагромождение глыб создали скульпторы Юджин Дауб и Луис Куэйнтенс для Ассоциации мемориалов, а те передали в дар Портовому району на благо жителей Сан-Диего в апреле 2004 года, "чтобы помнить, информировать, иллюстрировать и вдохновлять"(serve to remember, inform, illustrate and inspire). Может я не права, но по-моему они несколько поздновато "вдохновились" напоминанием о "величайшем поколении". Но, как говорится:"Лучше поздно, чем никогда".
Ну и самый заметный паблик-арт это, конечно же, "Безоговорочная капитуляция", статуя по мотивам знаменитой фотографии Альфреда Айзенштедта 1945 года "День Победы на Таймс-сквер". Сьюард Джонсон, автор "Безоговорочной капитуляции", используя технологию компьютерного копирования, создал целую серию статуй высотой в 25 футов (7,6 м) из разных материалов: бронзы, алюминия и пенопласта. А также основал Фонд скульптуры для распространения своих работ. Одна из копий, изготовленная из пенопластовой сердцевины с уретановым внешним слоем, установлена в 2007 году в парке Сан-Диего, предполагалось, что временно, так как размещение статуи подверглось критике многих людей, но в 2012 году решили все-таки оставить и даже снабдили бронзовой мемориальной доской посвящения. Правда, из-за двусмысленности названия окрестили статую "Обнимающая мир".
Статуя до сих пор вызывает споры. Увидев это творение, я сразу вспомнила Дедов Морозов из папье-маше в наших парках на Новый год. Но вот более профессиональное мнение искусствоведа газеты San-Diego Union Tribune: "Фигуры выглядят как что-то с дешевой сувенирной фабрики"...
Дальше Аллея ведет к рыбному рынку, а мы заторопились встретить своих экскурсантов с "Мидуэя" и поэтому дальше смотреть не пошли. Далее помещу фотографии, снятые на борту авианосца. Комментарии писать не буду, так как мужчины особо не поделились своими впечатлениями, или их не очень впечатлило😉.
Техника на верхней палубе
Этот небольшой плакат, который сфотографировал Алекс, заставил меня прочитать в Википедии всю хронику Вьетнамской войны, чтобы понять стоит ли гордиться американцам своими победами, как вначале, так и в конце. Полномасштабное вмешательство США в войну во Вьетнаме началось в 1965 году, и "Мидуэй" принял в ней непосредственное участие. На его борту была дислоцирована истребительная эскадрилья VF-21 для ведения боевых действий в рамках операции "Раскаты грома". Первая победа, о которой говорится в плакате, произошла в июне 1965 года, два "Фантома" сбили два северовьетнамских Миг-17, а последний вылет был в январе 1973 года. Война повлекла за собой огромные человеческие жертвы: оценки числа убитых вьетнамских солдат и мирных жителей колеблются от 966 тысяч до 3 миллионов человек. Около 275 тысяч — 310 тысяч камбоджийцев, 20 тысяч — 62 тысяч лаосцев и 58220 военнослужащих Соединённых Штатов также погибли в ходе конфликта, а ещё 1626 человек пропали без вести. Кроме того, по оценке медицинского журнала Federal Practitioner на 1993 год число ветеранов Вьетнама, совершивших самоубийство, составило 20 тыс. человек. В Соединённых Штатах война породила то, что было названо "вьетнамским синдромом", общественное отвращение к американским военным действиям за границей, что вместе с Уотергейтским скандалом способствовало кризису доверия, который затронул Америку на протяжении 1970-х годов. Короче, как в песне пели мушкетеры: "Война - разбой, пардон за прямоту"...
В небольшой брошюрке приводится схема размещения техники на авианосце, правда, самая нижняя часть не вместилась в экран сканера.
Ну и еще одна фотография из брошюры - "звездный час" авианосца.
Большим разочарованием для наших мужчин было то, что они не попали в рубку капитана. Туда пускали за дополнительную плату, но не деньги их остановили, а огромная очередь, которая очень медленно продвигается, боялись, что простоят там еще 2 часа.