Найти тему
1,4K подписчиков

Сан-Диего. Корабль-музей - авианосец "Мидуэй".

"Midway" стал первым авианосцем и самым большим кораблем в мире, во всяком случае до 1955 года. Он был заложен в октябре 1943 года, а в эксплуатацию его ввели в сентябре 1945 года, уже после того как и Германия, и даже Япония подписали капитуляцию, ну припоздал к настоящим военным действиям Второй мировой войны. Тем не менее, отслужил в составе ВМС США 47 лет. Его уделом стало участие в войне во Вьетнаме, служил флагманом в Персидском заливе во время операции "Буря в пустыне". Выведен из эксплуатации со всеми почестями в апреле 1992 года, исключен из реестра морских судов в 1997 году. В январе 2004 года "Midway" был пришвартован у пирса "Бродвей" в самом центре Сан-Диего, а в июне того же года был открыт для публики. В первый год работы музей посетили 879 281 человек. Вот и наши мужчины, забыв о своих мечтах побывать на подводной лодке, отправились смотреть авианосец. Стоимость входного билета $25, правда, "сеньору" (т.е. нашему папе) была скидка по возрасту $5. Мы с дочерью наотрез отказались бродить по этому устрашающему "монстру" и отправились на пирс Бродвей, чтобы заснять его целиком. Ну вот, как-то так получилось.

Авианосец на вечном причале.
Авианосец на вечном причале.
Пирс "Бродвей"
Пирс "Бродвей"

С оконечности пирса просматривается весь залив. Там вдали, у входа в залив Сан-Диего расположен остров Коронадо с военно-морской базой. В Сан-Диего базируется самый мощный в мире военно-морской флот (всего 100 тысяч военнослужащих). Невооруженным глазом и не рассмотришь, но мы то были вооружены цейсовским объективом, и у нас есть zoom😉.

Остров Коронадо.
Остров Коронадо.
Ну вот, так уже виднее.
Ну вот, так уже виднее.
Похоже, еще один авианосец, действующий...
Похоже, еще один авианосец, действующий...
Постройки на острове Коронадо
Постройки на острове Коронадо
Постройки на острове Коронадо
Постройки на острове Коронадо

Стоять на продуваемом пирсе холодно, и мы вернулись на набережную. Решили рассмотреть корабль поближе.

Правый борт авианосца.
Правый борт авианосца.
Корма
Корма
Левый борт
Левый борт
Левый борт
Левый борт
Сакура на набережной
Сакура на набережной

Сфотографировав авианосец со всех сторон, мы свернули направо и оказались на небольшом полуострове, вернее, его построили как мол, служивший вначале городской угольной пристанью, затем центром коммерческого лова тунца, а когда рыболовный бизнес пришел в упадок, территория пустовала. Лишь в конце 80-тых годов прошлого века здесь был разбит небольшой мемориальный парк и назван Туна-Харбор, а в нем аллея пафосно названная "Аллея величайшему поколению".

Берег парка Туна-Харбор
Берег парка Туна-Харбор

Камень с мемориальной доской был установлен в память о 2335 погибших на острове Оаху 7 декабря 1941 года в результате нападения японских войск на американские военно-морскую и воздушные базы в гавани Перл-Харбор. В 1984 году этот памятник установлен по инициативе Ассоциации выживших в Перл-Харборе.

Памятник погибшим в Перл-Харборе.
Памятник погибшим в Перл-Харборе.

Видимо, установка этого памятного камня вдохновила общественность и власти города и в парке появились ещё и другие мемориалы. Следующий скромный памятник создан ветеранами авианосцев в честь корабля этой страны, произведшего революцию в современной военно-морской войне и персонала, который с гордостью служил на его борту.

Мемориал кораблю-авианосцу
Мемориал кораблю-авианосцу

Эта скульптура мне понравилась больше всего, в ней присутствуют простые человеческие чувства.

"Возвращение домой", автор Стэнли Блейфелд
"Возвращение домой", автор Стэнли Блейфелд

Все мемориалы в парке посвящены морякам и кораблям, город-то портовый. Следующий "паблик арт", как их именуют американцы, посвящен морской битве при заливе Лейте. Нам как бы это ни о чем не говорит, но я поинтересовалась. Битва характеризуется как крупнейшее морское сражение Второй мировой войны, произошедшее в октябре 1944 года близ Филиппин между флотом США и Японии. Победа американцев позволила отвоевать Филиппины у Японии и установить контроль над Тихоокеанским театром военных действий. Руководил операцией адмирал Спрегью, потому центром инсталляции является его бюст.

Мемориал битвы при заливе Лейте
Мемориал битвы при заливе Лейте

А это пафосное нагромождение глыб создали скульпторы Юджин Дауб и Луис Куэйнтенс для Ассоциации мемориалов, а те передали в дар Портовому району на благо жителей Сан-Диего в апреле 2004 года, "чтобы помнить, информировать, иллюстрировать и вдохновлять"(serve to remember, inform, illustrate and inspire). Может я не права, но по-моему они несколько поздновато "вдохновились" напоминанием о "величайшем поколении". Но, как говорится:"Лучше поздно, чем никогда".

Мемориал посвящен крейсеру USS San-Diego (CL-53) и морякам, служившим на нем.
Мемориал посвящен крейсеру USS San-Diego (CL-53) и морякам, служившим на нем.

Ну и самый заметный паблик-арт это, конечно же, "Безоговорочная капитуляция", статуя по мотивам знаменитой фотографии Альфреда Айзенштедта 1945 года "День Победы на Таймс-сквер". Сьюард Джонсон, автор "Безоговорочной капитуляции", используя технологию компьютерного копирования, создал целую серию статуй высотой в 25 футов (7,6 м) из разных материалов: бронзы, алюминия и пенопласта. А также основал Фонд скульптуры для распространения своих работ. Одна из копий, изготовленная из пенопластовой сердцевины с уретановым внешним слоем, установлена в 2007 году в парке Сан-Диего, предполагалось, что временно, так как размещение статуи подверглось критике многих людей, но в 2012 году решили все-таки оставить и даже снабдили бронзовой мемориальной доской посвящения. Правда, из-за двусмысленности названия окрестили статую "Обнимающая мир".

"Безоговорочная капитуляция" или "Обнимающая мир"
"Безоговорочная капитуляция" или "Обнимающая мир"

Статуя до сих пор вызывает споры. Увидев это творение, я сразу вспомнила Дедов Морозов из папье-маше в наших парках на Новый год. Но вот более профессиональное мнение искусствоведа газеты San-Diego Union Tribune: "Фигуры выглядят как что-то с дешевой сувенирной фабрики"...

Дальше Аллея ведет к рыбному рынку, а мы заторопились встретить своих экскурсантов с "Мидуэя" и поэтому дальше смотреть не пошли. Далее помещу фотографии, снятые на борту авианосца. Комментарии писать не буду, так как мужчины особо не поделились своими впечатлениями, или их не очень впечатлило😉.

Вид на город с нижней палубы
Вид на город с нижней палубы
Самолеты на нижней палубе
Самолеты на нижней палубе

Техника на верхней палубе

Вертолет
Вертолет
Техника на верхней палубе
Техника на верхней палубе
Самолеты
Самолеты

Этот небольшой плакат, который сфотографировал Алекс, заставил меня прочитать в Википедии всю хронику Вьетнамской войны, чтобы понять стоит ли гордиться американцам своими победами, как вначале, так и в конце. Полномасштабное вмешательство США в войну во Вьетнаме началось в 1965 году, и "Мидуэй" принял в ней непосредственное участие. На его борту была дислоцирована истребительная эскадрилья VF-21 для ведения боевых действий в рамках операции "Раскаты грома". Первая победа, о которой говорится в плакате, произошла в июне 1965 года, два "Фантома" сбили два северовьетнамских Миг-17, а последний вылет был в январе 1973 года. Война повлекла за собой огромные человеческие жертвы: оценки числа убитых вьетнамских солдат и мирных жителей колеблются от 966 тысяч до 3 миллионов человек. Около 275 тысяч — 310 тысяч камбоджийцев, 20 тысяч — 62 тысяч лаосцев и 58220 военнослужащих Соединённых Штатов также погибли в ходе конфликта, а ещё 1626 человек пропали без вести. Кроме того, по оценке медицинского журнала Federal Practitioner на 1993 год число ветеранов Вьетнама, совершивших самоубийство, составило 20 тыс. человек. В Соединённых Штатах война породила то, что было названо "вьетнамским синдромом", общественное отвращение к американским военным действиям за границей, что вместе с Уотергейтским скандалом способствовало кризису доверия, который затронул Америку на протяжении 1970-х годов. Короче, как в песне пели мушкетеры: "Война - разбой, пардон за прямоту"...

Плакат
Плакат
"Midway" стал первым авианосцем и самым большим кораблем в мире, во всяком случае до 1955 года.-26
"Midway" стал первым авианосцем и самым большим кораблем в мире, во всяком случае до 1955 года.-27

В небольшой брошюрке приводится схема размещения техники на авианосце, правда, самая нижняя часть не вместилась в экран сканера.

Схема палуб авианосца
Схема палуб авианосца

Ну и еще одна фотография из брошюры - "звездный час" авианосца.

"Мидуэй" при параде.
"Мидуэй" при параде.

Большим разочарованием для наших мужчин было то, что они не попали в рубку капитана. Туда пускали за дополнительную плату, но не деньги их остановили, а огромная очередь, которая очень медленно продвигается, боялись, что простоят там еще 2 часа.