В начале учебного года комментарии к первому тесту у большинства новых учеников выглядят так:
— Ой, я просто не заметил, что там 2 номера надо указать.
— Я просто хотел написать 2, а написал 1. Не знаю почему.
— Ой, я забыл, что первый номер не задавали.
— Я просто не дочитал.
При этом все свято уверены, что НЕ ЗНАТЬ плохо, а НЕ ЗАМЕТИТЬ простительно. Вынуждена повторять весь год: всё наоборот! Невнимательность — отягчающее обстоятельство, а не смягчающее. ЕГЭ по русскому не про ум, а про внимание и работу с информацией. Если человек не в состоянии понять задание и выполнить его без тупых ошибок (требуют написать цифру, а ученик записывает букву), то ему рано еще учиться в вузе.
Итак, дело было в мединституте. Первый курс, первый семестр, русский язык и культура речи. Одна из контрольных работ предполагает редактирование научного текста. Надо упростить, сократить и изменить структуру в соответствии с жанром… Сделать из статьи параграф учебника для третьего класса или статью для женского журнала, например.
Проверяю работы у первой группы. Что такое? У пары человек встречаю слово «ИнцИфалит». Всю дорогу, в каждой строчке. Как? У тебя в руках статья, где в каждой строчке написано «ЭнцЕфалит». Как можно это не заметить? Назло преподавателю? Чтобы потом бегать за ним перед сессией и умолять принять долги? Да нет…
Ладно. Следующую группу предупреждаю, что за любой «ИнцИфалит» ставлю двойку и жду на пересдачу. Пишу на доске слово огромными буквами… Результат? 1-2 «ИнцИфалита» в каждой группе.
Зачем я придиралась к будущим врачам? Догадайтесь с трех раз. Эти люди окончили вуз (включая интернатуру) в 2018 году. Они уже вас лечат. Ставят диагнозы, выписывают рецепты, изучают результаты анализов.
Страшно? На самом деле такие немощные и невнимательные статистически вылетают после первой сессии: латинский и анатомия в помощь здравому смыслу.
А своим ученикам повторяю каждый день: миру не нужно много внимательных людей. Кто иначе будет брать кредиты под 700% годовых или подписывать кабальные трудовые договоры? Живите так.