Ввиду ухода многих иностранных компаний с рынка РФ, наблюдается высвобождение новых ниш. Для многих компаний это наилучшее время запуска своих проектов.
Альтернативным поставщиком европейцев всегда были и остаются китайские производители. Однако если закупочные цены на продукцию изменились не сильно, то цены на перевозки выросли на 50-70% по сравнению с предыдущим периодом, что в конечном итоге влияет на себестоимость готового изделия в отрасли.
Поэтому переориентация трейдеров на поиск и заказ оборудования (преимущественно из Китая), а также поиск свободных требуемых производственных мощностей на российском рынке, подтолкнули к увеличению спроса и возможно повышению цен на производственно-складские помещения.
После начала СВО, мы, например, наблюдали перебои с поставкой некоторых продуктов по причине отсутствия упаковки. Один из таких дефицитных продуктов стал картон и тетрапак. Многие молочные предприятия высказывались о перебоях с поставкой данного вида картонной упаковки.
Причина кроется в том, что ранее такой вид асептической упаковки производили только 2 завода: Tetra Pak и Elopack. В конце 2022 года на рынке РФ остался только первый. Кроме того, помимо Elopack, российский рынок покинули другие мировые предприятия, производящие бумажную упаковку и гофротару, среди которых стоит отметить Stora Enso (обладающий пятью заводами в России), Smurfit Kappa (Ирландский производитель с четырьмя заводами по производству бумажной упаковки). Австрийский производитель гофрокартона Mondi продал свой бизнес и мощности российской ГК «Готэк» (входящей в тройку крупнейших производителей в своей отрасли в РФ).
Некоторые производители пищевой отрасли вынуждены были переходить с картона на стекло и пластик, и это непосредственно повлияло на себестоимость готового продукта.
Немного иначе чувствовал себя рынок полимерной тары и упаковки. Уход с российского рынка международных брендов в области автомобилестроения вынудил большинство изготовителей комплектующих первой очереди переоснащать и модернизировать свои производственные мощности и искать новые каналы сбыта. Высвободился большой пласт производителей, готовых принимать заказы из других отраслей промышленности, не связанных с автопромом. А поиск и загрузка высвободившихся мощностей однозначно требует ресурсов и времени.
Кроме того, потребители импортной тары и упаковки вынуждены искать замену полностью ушедшим с российского рынка международным производителям. Например, в пластиковой таре полностью российский рынок покинул мировой производитель Shoeller Allibert, немецкая компания Auer значительно сократила свое присутствие, серьезно уменьшили свои объемы поставок израильская компания Dolav и турецкая Benoplast. Прежде всего это связано с падением курса национальной валюты и увеличением логистических затрат.
Так крупный российский бренд «ОЗОН», долго разрабатывающий и выбирающий наиболее оптимальную полимерную тару среди имеющихся предложений, остановил свой выбор на пластиковом контейнере немецкого производителя “Bito”, который полностью удовлетворял потребностям заказчика своими качественными и инновационными решениями в данном продукте. Сейчас европейский контейнер заменен на тару ряда российских производителей, из имеющихся вариантов с похожими типоразмерами, однако «без инновационных излишеств».
В добавление ко всему сказанному, российский рынок тары и упаковки был не готов к таким серьезным изменениям, и потребуется еще около 2-3 лет для восстановления предложения взамен ушедшего ассортимента. Сейчас потребитель пытается подстроиться под текущие реальности.
Автор статьи: Савченко Олег Сергеевич,
финансовый директор и предводитель компании "Пластик Система"