Найти тему
Пластик Система

Объем и структура рынка упаковки в России. Основные тренды.

Рынок упаковки по различным оценкам экспертов за 2022 год составил около 1,38 трлн. рублей.

Если структурировать рынок по типам упаковки, то можно заметить превалирование упаковки из пластика (около 40%). Упаковка из картона и бумаги сократилась и составила 34%, стеклянная упаковка - 12%, металлическая упаковка - 10% и из всех видов металлической упаковки наибольшей популярностью пользуются жестяные банки, а на втором месте находится металлическая упаковка под готовые блюда. Прочие виды упаковки составляют около 4%.

Полимерная упаковка не теряет своей востребованности и продолжает использоваться на пищевых производствах!
Полимерная упаковка не теряет своей востребованности и продолжает использоваться на пищевых производствах!

Постараюсь обосновать снижение потребления упаковки из картона, бумаги и других упаковочных материалов из древесины в сравнении с полимерной упаковкой.

Ряд мировых предприятий-производителей отрасли объявили о своем уходе с Российского рынка, хотя занимали существенную его долю. Кроме того, помимо предприятий-производителей, ключевые потребители картонной упаковки также снизили свой объем закупок ввиду ухода с российского рынка или сокращения своих производств.

Спад отрасли упаковки из картона и бумаги также обусловлен снижением чистого экспорта в условиях нестабильности в мировой экономике и геополитической ситуации, что очень ярко наблюдается с конца 2022 года. Ожидаемый рост спроса на внутреннем рынке со стороны обрабатывающих отраслей промышленности может произойти, но ближе к концу этого года. Скорее всего потребительский спрос останется на уровне 2022 года, максимум - возможное увеличение составит не более, чем 2% от показателей прошлого года.

Рост стоимости сырья для производства картонной упаковки также влияет на потребительские предпочтения, ведь реальные доходы населения остаются прежними.

Наблюдается сокращение ассортимента продукции на полках в ритейле, что непосредственно сказывается на развитии отрасли.

В связи с вышеперечисленным, ряд компаний, имеющих готовые производственные мощности под картон, начинают производить на этом же оборудовании (или с небольшой его модернизацией) полимерную упаковку, которая обладает большим спросом на сегодняшний день.

Крупные заказчики - логистические центры, предприятия пищевой промышленности, ритейл, компании e-commerce и прочие, задумываются об экономии на затратах в долгосрочном периоде, и 30% из них уже начали переход от использования картонной упаковки в сторону полимерной. Одной из таких компаний является крупный маркетплейс Wildberries, для которого сейчас реализуется полноценный переход на полимерные контейнеры взамен картонных, как говорит сам заказчик - «одноразовой упаковки».

Однако главной проблемой в России остается низкая вторичная переработка тары и упаковки из пластика, которая не превышает 10% по причине отсутствия по сей день четкой системы раздельного сбора мусора.

Автор статьи: Савченко Олег Сергеевич,

финансовый директор и предводитель компании "Пластик Система"