Рынок упаковки по различным оценкам экспертов за 2022 год составил около 1,38 трлн. рублей.
Если структурировать рынок по типам упаковки, то можно заметить превалирование упаковки из пластика (около 40%). Упаковка из картона и бумаги сократилась и составила 34%, стеклянная упаковка - 12%, металлическая упаковка - 10% и из всех видов металлической упаковки наибольшей популярностью пользуются жестяные банки, а на втором месте находится металлическая упаковка под готовые блюда. Прочие виды упаковки составляют около 4%.
Постараюсь обосновать снижение потребления упаковки из картона, бумаги и других упаковочных материалов из древесины в сравнении с полимерной упаковкой.
Ряд мировых предприятий-производителей отрасли объявили о своем уходе с Российского рынка, хотя занимали существенную его долю. Кроме того, помимо предприятий-производителей, ключевые потребители картонной упаковки также снизили свой объем закупок ввиду ухода с российского рынка или сокращения своих производств.
Спад отрасли упаковки из картона и бумаги также обусловлен снижением чистого экспорта в условиях нестабильности в мировой экономике и геополитической ситуации, что очень ярко наблюдается с конца 2022 года. Ожидаемый рост спроса на внутреннем рынке со стороны обрабатывающих отраслей промышленности может произойти, но ближе к концу этого года. Скорее всего потребительский спрос останется на уровне 2022 года, максимум - возможное увеличение составит не более, чем 2% от показателей прошлого года.
Рост стоимости сырья для производства картонной упаковки также влияет на потребительские предпочтения, ведь реальные доходы населения остаются прежними.
Наблюдается сокращение ассортимента продукции на полках в ритейле, что непосредственно сказывается на развитии отрасли.
В связи с вышеперечисленным, ряд компаний, имеющих готовые производственные мощности под картон, начинают производить на этом же оборудовании (или с небольшой его модернизацией) полимерную упаковку, которая обладает большим спросом на сегодняшний день.
Крупные заказчики - логистические центры, предприятия пищевой промышленности, ритейл, компании e-commerce и прочие, задумываются об экономии на затратах в долгосрочном периоде, и 30% из них уже начали переход от использования картонной упаковки в сторону полимерной. Одной из таких компаний является крупный маркетплейс Wildberries, для которого сейчас реализуется полноценный переход на полимерные контейнеры взамен картонных, как говорит сам заказчик - «одноразовой упаковки».
Однако главной проблемой в России остается низкая вторичная переработка тары и упаковки из пластика, которая не превышает 10% по причине отсутствия по сей день четкой системы раздельного сбора мусора.
Автор статьи: Савченко Олег Сергеевич,
финансовый директор и предводитель компании "Пластик Система"