Еще одна статуя с ипподрома, уничтоженная крестоносцами . Это гигантская статуя Геракла, созданная Лисимахом. Вот как ее описывает Никетас Хониатес в книге O City of Byzantium, Annafs of Niketas Choniates):
(цитата):
Еще одна статуя с Ипподрома. Это тяжело нагруженный, ревущий осел и следующий за ним погонщик.
Эту скульптурную группу установил цезарь Август в Акциуме в Никополе в Элладе. Август встретил этого погонщика и спросил его кто он такой и куда направляется. Ответ был такой: "Я Никон, а мой осел Никандрос, и я направляюсь в лагерь Цезаря».
За несколько медных монет крестоносцы отдали некоторые скульптуры жителям Константинополя. Это была статуя волчицы и гиены, вскормивших Ромула и Ромоса [Рема], статуя человека, который борется со львом, статуя нильского коня, у которого сзади вместо хвоста был шиповатый и чешуйчатый хвост и статуя слона, который размахивает хоботом.
В плавильную печь отправились сфинксы. Спереди это были красивые женщины, а сзади изображали страшных чудовищ.
Там же на спине Ипподрома была статуя древней Скайллы, которая наклонилась вперед перед прыжком на корабль Одиссея и пожирала множество животных.
На Ипподроме на Спине стоял магический инструмент Аполлония Тианского.
Однажды он приехал в Константинополь. В это время Город атаковали полчища ядовитых змей. Жители Константинополя начали просить его избавить их от змеиных укусов.
Вот что дальше рассказывает Никетас Хрониатис в книге O City of Byzantium, Annafs of Niketas Choniates):
(цитата):
Прекрасная Елена. Женщина необыкновенной красоты. Белокурая, с длинной шеей и с красивыми лодыжками.
Она с войском Эллинов разрушила Трою и потом отплыла в Нилу. Долго отсутствовала и вернулась в обитель лаконийцев.
Ее бронзовая статуя поработила свое красотой каждого смотрящего на нее. Она была бронзовая, но свежая «как утренняя роса». Она излучала волны эротической любви. Волосы ее были заплетены в косу, ее одежды были тоньше паутины, золотая диадема, усыпанная драгоценными камнями, обрамляла ее лоб, коса была до колен, развивалась по ветру.
Опять обратимся к Никетасу Хониатесу: (цитата):
Троянцы и ахейцы были готовы на все ради такой женщины. Она была похожа на бессмертных богинь. На нее можно было смотреть бесконечно.
Кроме Прекрасной Елены на Спине Ипподрома была еще одна скульптура молодой женщины. Волосы ее были собраны в узел, а спереди разделены на прямой прибор и завиты. До нее можно было дотронуться, так как ее пьедестал был невысокий.
В правой руке ее была скульптура всадника, лошадь опиралась только не одну ногу. В левой руке женщины был кубок с вином.
На всаднике была кольчуга и поножи на обеих ногах. Вид у него был очень воинственный, казалось, что он сейчас бросится в атаку, ноги он высоко поднял. Лошадь его навострила уши, прислушиваясь к звуку боевой трубы.
На восточном повороте беговой дорожки для четырехконных колесниц, которая называлась Русион [Красная], установили статуи знаменитых
возничих, на табличках на пьедесталах описывалось их мастерство вождения колесниц. Всем своим видом они призывали возниц не ослаблять поводья при приближении к поворотному столбу, а сдерживать лошадей. Когда колесницы огибали поворотный столб вплотную друг к другу, возницы пытались заставить своих соперников выехать за пределы поворота и прийти последними, хотя их лошади были быстрее и они были опытнее.
Далее на пьедестале стояло какое-то животное, мастерски исполненное. Скорее всего это был бык. У животного был короткий хвост и не было раздвоенных копыт.
В челюстях он держал и душил другого зверя, покрытого чешуей. Одни считали этого зверя василиском, другие – аспидом. По-видимому бык был нильским быком, а аспид – крокодилом.
Василиск нанес быку ужасные раны, смертельный яд проник в организм быка. Бук опустился на колени и умирал.
Но все равно крепко держал василиска в зубах.
Оба животных погибли.
Никетос Хониатес описал только часть статуй , которые были не Спине Ипподрома и которые украли и уничтожили крестоносцы. Но все их описать невозможно. Позже опишу еще кое что со Спины Ипподрома.
Общая сумма сокровищ, которые награбили крестоносцы в Константинополе по оценка специалистов составила 900 000 марок серебром или 600 000
тройских фунтов (английский золотомонетный фунт равняется 12 тройским унциям или 373,2417216 г. В настоящее время для выражения массы практически не используется)
Еще 100 000 марок серебром крестоносцы и венецианцы разделили между собой. Кроме того, венецианцы получили дополнительно 150 000 марок серебром, а крестоносцы – 50 000. Оставшиеся 500 000 марок рыцари-крестоносцы тайно припрятали.
Наверное по нынешнему курсу доллара эта сумма составила по меньшей мере бюджет США на 2024 год.
Вот так погуляли!
Источник: Niketas Choniates. O City of Byzantium. Translated by Harry J. Magoulias/