Найти тему

Комментарий Постановления №55-П Конституционного Суда РФ о совершенствовании законодательства об обращении с безнадзорными животными

В июле этого года Госдума одобрила изменения в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который позволил регионам самостоятельно решать, что делать с бездомными животными. Конституционный Суд РФ 5 декабря 2023 года опубликовал Постановление №55-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Мы попросили у Шабалиной Марии Алексеевны – члена Ассоциации «Благополучие животных» и адвоката (АБ г. Москвы «АЛРУД») – подробный комментарий Постановления. Про гуманность решения Мария сказала следующее:

«Постановление КС РФ от 04 декабря 2023 г. интересно не только тем, что рассматривает вопрос бремени содержания безнадзорных животных по истечении установленного ГК РФ 6-месячного срока на их хранение, но также тем, что в нем можно проследить акценты КС РФ на необходимость гуманного и ответственного обращения с животными-компаньонами.

Так, в частности, КС РФ прямо пишет, что п. 1 ст. 231 ГК РФ во многом направлен на недопущение возвращения отловленного (задержанного) животного в «безнадзорное состояние» по истечении установленного срока на поиск его законного владельца и в ситуациях, когда задержавшего его лицо не выразило согласия на возникновение у него права собственности.

Также КС РФ отдельно подчеркивает, что механизм осуществления органами публичной власти деятельности в области обращения с животными без владельцев направлен прежде всего на формирование в обществе ответственного отношения к животным, что полностью согласуется с основными принципами закона № 498-ФЗ. Так, согласно ст. 4 Закона об ответственном обращении с животными обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности: 1) необходимости отношения к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания, 2) ответственности человека за судьбу животного, 3) воспитания у населения нравственного и гуманного отношения к животным, 4) научно обоснованном сочетании нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Таким образом, КС РФ поддерживает подход судов о необходимости обращения с животными как с особой категорией имущества, способной испытывать эмоции и чувства.

Отдельно стоит отметить, что в комментируемом Постановлении КС РФ подробно рассматривает вопросы перехода безнадзорных животных в муниципальную собственность и распределение бремени на их содержание. Данные вопросы и ранее являлись актуальными».

По вопросам перехода животных без хозяев в собственность муниципального образования Мария отмечает следующее:

«П. 1 ст. 231 ГК РФ предусматривает императивную норму, согласно которой муниципальное образование обязано принимать в свою собственность задержанных безнадзорных животных в случае, если их законный владелец не был обнаружен, а задержавшее их лицо не выразило намерения на приобретение права собственности.

Так, в судебной практике сложился подход, что волеизъявление муниципального образования не играет роли, равно как и в ситуациях с выморочным имуществом или бесхозяйными вещами (ст.ст. 1151, 225 ГК РФ). Так, в частности Арбитражный суд Архангельской обл. в решении от 18.08.2021 по делу № А05-4415/2021 прямо указал: «Довод ответчика о том, что Законом N 131-ФЗ и Законом N 498-ФЗ обязанность по принятию в собственность муниципальными образованиями безнадзорных животных прямо не предусмотрена, судом во внимание не принимается … Поскольку именно Администрация Няндомского района по истечении 6-месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания, должна была принять имущество в муниципальную собственность».

Вместе с тем, с переходом права собственности на безнадзорных животных к муниципальным образованиям переходит и бремя содержания таких животных, на что зачастую не рассчитан муниципальный бюджет. В частности, с такой проблемой столкнулся г. Новодвинск Архангельской обл., что послужило причиной обращения в КС РФ после проигрыша дела о взыскании расходов на содержание безнадзорных животных (дело № А05-7695/21).

КС РФ проверил конституционность п. 1 ст. 231 ГК РФ и признал него «не противоречащим» Конституции РФ, указав, что данное положение не предполагает его применения «в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на … животных по истечении шести месяцев после их отлова». Иными словами, КС РФ пояснил, что сам по себе переход безнадзорных животным в собственность муниципальных образований по истечении 6 мес. так и будет осуществляться в порядке п. 1 ст. 231 ГК РФ, однако участники гражданского оборота не должны более ссылаться на данное положение в попытках взыскать расходы на содержание таких животных с муниципальных образований.

На первый взгляд может показаться, что КС РФ осуществил расщепление института собственности, отделив обязанность по содержанию имущества (ст. 210 ГК РФ) от права владения / пользования / распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Однако в действительности КС РФ провел разграничение сфер действия ГК РФ и Закона об ответственном обращении с животными:

  1. КС РФ отметил, что в настоящее время существует определенное противоречие между императивным требованием п. 1 ст. 231 ГК РФ по передаче безнадзорных животных в муниципальную собственность и недопустимостью передачи имущества в муниципальную собственность без учета волеизъявления органов местного самоуправления (определения КС РФ от 04.12.2007 года № 828-О-П, от 09.11.2017 года №2516-О и др.). Однако указанная выше недопустимость относится к случаям передачи именно государственной собственности в муниципальную (т.е. к переходу права собственности от одного лица к другому), а не к смене статуса с «безнадзорного» на «владельческое» (когда изначально собственника не было вообще или он не известен). Сглаживая углы, КС РФ указывает на необходимость поиска баланса между обязанностью финансирования и благом для муниципального образования как приобретателя безнадзорных животных с учетом того, что часть из таких животных может быть использована и для «извлечения выгоды». Однако КС РФ не конкретизирует, как именно такая выгода может быть извлечена. Можно лишь предположить, что КС РФ подразумевал ситуацию сдачи приобретенных животных в аренду, в частности когда были приобретены сельскохозяйственные животные, или иные способы извлечения прибыли при использовании животных.
  2. КС РФ отдельно отметил, что термин «безнадзорные животные» не имеет своей точной дефиниции, а в Законе об ответственном обращении с животными (498-ФЗ) введен и используется иной термин – «животные без владельца». Шабалина М.А. также неоднократно обращала на это внимание в своих научных статьях и осуществляла соотношение данных терминов между собой (Шабалина М.А. «Проблемы правового регулирования обращения с безнадзорными животными в России» // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15. № 5. С. 198–227. DOI: 10.17323/2072-8166.2022.5.198.227.) КС РФ в свою очередь, подчеркивает нетождественность данных терминов и появление второго ввиду дифференциации механизмов правового регулирования. Так, до вступления в силу Закона об ответственном обращении с животными в отношении задержания и отлова использовался единый термин – «безнадзорные животные», который впоследствии был заменен на «животных без владельцев» в отношении вопросов отлова. По мнению КС РФ, дифференциация произошла ввиду различных целей правового регулирования, так Закон об ответственном обращении с животными, преследуя цель поддержание общественной безопасности и устранения физической угрозы гражданам от животных, ввел новый термин «животные без владельцев», чтобы обособить регулирование от частно-правовых вопросов ГК РФ. Таким образом, ввиду произошедшей дифференциация, а также разных целей ГК РФ и Закона об ответственном обращении с животными, положения п. 1 ст. 231 ГК РФ не могут применяться к ситуациям осуществления отлова животных в рамках мероприятий по контролю численности животных без владельцев в части переложения на бюджеты муниципальных образований расходов на содержание животных, отловленных по программам и за счет субъектов РФ.

Подводя итог, КС РФ разъяснил, что право собственности на безнадзорных животных (равно как и животных без владельцев) будет переходить к муниципальному образованию в порядке п. 1 ст. 231 ГК РФ, однако такие муниципальные образования вправе настаивать на разделении с ними бремени содержания таких животных со стороны субъекта РФ, в рамках деятельности которого животные и были отловлены».