История, как известно, дама с характером. Захочет — откроет истину и подсказки даст, чтобы нас сегодняшних мудростью одарить. Ну а нет — так такими ребусами завалит, что сроду не разгадаешь. Впрочем, как показывает жизнь, нам, вечно куда‑то бегущим и спотыкающимся, хоть как намекай, а все бестолку будет, все равно не заметим, мимо проскочим. А между тем у истории есть и чему поучиться, и что на заметку на будущее взять. Да хотя бы тому, как бийчане о городе и о реке своей радели.
Берег левый — берег правый
— Это что за суета такая возле переправы нашей началась? Все что‑то везут, везут… И люди новые, ненашенские, все по берегу бродят?
К началу 60‑х годов XX века коренные бийчане к приезжим уже привыкли, что не мудрено: вон какую химическую махину строят, да целым микрорайоном город прирастает. А все ж таки опытный местный глаз определил, что неспроста снова народ понаехал. Не иначе очередную стройку затеяли. А ведь и вправду затеяли: капитальный мост через Бию.
К 1960 году деревянной переправе через реку, разрезавшей город на две части, исполнилось уже 25 лет. Строили ее по проекту инженера Кнушевицкого, а по расчетам экономиста Шебалина она окупила себя с лихвой в точно указанный им срок — проезд по нему был платный. Хотя, как уверяют архивы, плата была символической. В 1944‑м ее подновляли и даже усовершенствовали по мере сил и возможностей военного времени. У той, первой, городской переправы через Бию протяженностью 594 метра было вполне официальное имя, и в документах она значилась как „Понтонный мост имени XVII партийного съезда“.
Рос Бийск, развивалась промышленность, росло население, и старая переправа перестала справляться с нагрузкой. Шутка ли, в то время за сутки Бию туда и обратно пересекали почти три тысячи машин. А во время уборки зерна автомобильный поток вырастал без малого в два раза. В итоге сотни грузовиков с пшеницей, гречихой, рожью, запчастями для комбайнов и тракторов, стройматериалами для элеваторов сутками стояли на городских улицах что на въезде, что на выезде. Частных автомобилей в то время, понятно, было немного, но неприятностей у городских властей было достаточно. Срок поставок был строг. И чтобы хоть как‑то решить проблему, в 1962‑м председатель горисполкома Леонид Гаркавый принимает решение рядом со старым деревянным перебросить через Бию еще один понтон — металлический. Перебросили. Но, решив одну задачу, создали себе новую. Обе переправы, которые бийчане слету прозвали близнецами, напрочь перегородили реку и остановили судоходство. А ведь в те годы к дальним деревням в верховьях Бии только по реке и можно было добраться. Радовало одно, в город к тому времени уже приехали первые мостостроители.
Залог успеха — подготовка
Своих денег на строительство моста у Бийска, понятное дело, не было. И потому, когда в 1960‑м правительство СССР, видимо, понимая темпы развития города и для налаживания нормальной транспортной связи с дружественной Монголией, выделило средства, радовались все: и руководство, и рядовые бийчане. Новость об этом разлетелась быстро. Так что бийские бабушки, еще помнящие пароходик „Анатолий“, таскающий от берега к берегу перегруженный паром, свое ненасытное любопытство удовлетворили в полной мере.
Отчеты о строительстве поступали регулярно, но далеко не всегда бравурный слог соответствовал действительности, так что мост оказался выстраданным в прямом и переносном смысле слова. Еще в 1960‑м первая бригада мостостроителей, которую возглавлял монтажник Иван Истомин, отмечала недостаток строительных материалов. К тому же для прибывающих строителей надо было строить жилье. А ехали по комсомольским путевкам из Курской и Липецкой областей. Спасли ситуацию партийный энтузиазм и строгая дисциплина. За первый, подготовительный, год и жилье возвели, ни много ни мало пять тысяч квадратных метров, и подготовительные работы закончили, и даже сваи на правом берегу забили. А еще запустили бетонный завод, котельную, камеру для пропарки арок и пилораму. И все это специально для начала объявленного строительства. Так что работы шли не только на берегу реки, а и в городе в целом. Известно, что один только Бийский автотрест в год подвозил на стройки, связанные с будущим мостом, около 6 млн тонн строительных материалов. А вот обмен грузами между правым и левым берегами по‑прежнему сдерживала река.
Характер, ой какой…
Когда Господин воды — Биий-суу понял, что его хотят покорить, он решил показать свой характер. И уже на следующий, 1961‑й год, проявил его в полной мере: окатил забитые сваи и город большой водой. Городские власти, понимая, что планы могут сорваться, все ж подгоняли мостостроителей. Что им оставалось делать? Только работать, несмотря на трудности. Вот и забили они в тот год шпунты в русле реки и соорудили донные котлованы под будущие опоры.
Поняв, что большой водой мостостроителей не испугать, Бия сменила тактику и продемонстрировала им свою потайную силу, чуть людей не покалечила. Все случилось, когда возводили пятую опору. Дождавшись, когда дежурная бригада откачает воду из стального шпунтового кольца и начнет готовить бетонный фундамент под опору, вода прорывает грунт и заливает полость стального цилиндра. Все произошло в считанные минуты. Очевидцы вспоминали, что рабочие едва успели выскочить из воды наверх. На помощь атакованным людям пришли мощные насосы. Остановить поток и забетонировать промоину оказалось непросто. Впрочем, и с этим справились. В дальнейшем до самого окончания строительства Бия продолжала сопротивляться как могла, правда, уже не так активно. Стройка затягивалась. Однажды ее даже пропесочили по телевидению сатирики: „…самая широкая река в мире — это Бия, где так долго ведется строительство моста…“. Не раз пришлось Леониду Гаркавому стоять на ковре Совета министров. Впрочем, он туда и по собственной инициативе частенько ездил, чтобы выбить дополнительную помощь и финансы.
Капитальный коммунальный
И вот в 1964‑м настал тот самый час, которого ждали многие поколения бийчан, — торжественный митинг в честь открытия моста. Очевидцы вспоминали, что в день, когда первый автомобиль въехал на его проезжую часть, несмотря на дату календаря, 3 октября, светило солнце, и на небе не было ни облачка. Сдачу, как и полагается, приурочили и посвятили к очередной дате Великой Октябрьской революции. На праздник пришел весь город. Это была общая стройка, десятки субботников и воскресников провели бийчане, чтобы помочь строителям и приблизить уже этот день.
Старую переправу, однако, разбирать не спешили. Она еще несколько лет стояла рядом с коммунальным, словно памятник пришедшему наконец‑то в город прогрессу. Но судоходство надо было восстанавливать, и ее благополучно разобрали.
Однако ставить точку в истории покорения Бии, как оказалось, было рано. Уже через несколько лет стало ясно, что во время строительства было допущено большое количество нарушений технологии. Виною тому стала спешка и постоянные подгоны либо просчеты проектировщиков, либо качество стройматериалов. Об этом история умалчивает. Но факт остается фактом: долгожданный бийский и на тот момент единственный мост начал стремительно стареть и уже к 1992‑му был признан аварийным! Пришлось проводить внеплановый ремонт. Заменили несколько конструкций, на все понадобился месяц.
Но опять что‑то не доделали, не досчитали и в итоге просчитались, потому что уже к началу 2000‑х клеймо „аварийный“ на мост было снова поставлено. Вот только ремонт требовался уже капитальный. В 2002‑м на спуске с моста на развилке у Музея Чуйского тракта установили будки, возле которых каждый въезжающий в город вносил плату: свой взнос на ремонтные работы. Каждое утро едешь из Заречья, к примеру, в центр города и каждый раз платишь. Так продолжалось года два. Потом на свое место вернулся понтон, и транспортный поток, который, к слову, с 60‑х заметно подрос, пустили по нему. Скоплению автомобилей по берегам рек к тому времени водители нашли определение — пробки. Что касается маршрутных автобусов, курсирующих в направлении Горного Алтая, так они были пущены по обводному мосту, который, к счастью, был уже построен. Иначе „пробки“ были бы не часовыми, а суточными. Вот в таком транспортном хаосе прошло лето 2006‑го. Ремонт завершился в октябре. Вторую трамвайную линию разобрали, установив для электротранспорта светофор. Изменилось и верхнее строение моста. Оно было реконструировано, в результате чего коммунальный изменил свой первоначальный облик.
Палочки-выручалочки
Почему‑то принято считать, что 90‑е годы — это время полного развала и ни о каком созидании речи не было и быть не могло. Однако это не совсем так. В октябре 1995‑го торжественно, по советской привычке с пышным митингом открылась обводная дорога и новый мост в районе села Малоугренево. Строить‑то начали еще в СССР, а сдавали уже в другом государстве. И хорошо, что мостопереход протяженностью почти 10 километров связывающий в обход Бийска трассу „Бийск — Солтон — Турочак“ с Чуйским трактом, несмотря на развал страны, все же сдали. Изначальная его задача, правда, была немного иная: улучшить в Бийске экологию и разгрузить от тяжеловесов коммунальный мост. В результате же обводной превратился в палочку-выручалочку, переброшенную рядом с городом через Бию.
Еще один мост, точнее, наплавная переправа, появился в Бийске благодаря инициативе Бийского речного порта. Суть инициативы проста — коммерция в чистом виде. Но для горожан, живущих на АБ и в Заречье, появилась возможность значительно сокращать расстояния и время. О том, насколько эта переправа востребована бийчанами, можно судить по пробкам, возникающим у коммунального каждый раз, когда ее разводят на время ледохода и ледостава.
Правда, установив наплавной мост, бийские речники поставили жирную точку в развитии речного судоходства в городе. И о том, чтобы прогуляться на теплоходике вверх по течению и полюбоваться прибрежными красотами Биий-суу, теперь остается только мечтать. Как‑то даже странно сегодня слушать воспоминания старожилов о том, как весело до 1990 года они проводили время на палубе „Зари“, слушая размеренный плеск речных волн. Выше коммунального моста речные суда последний раз поднимались в половодье 2006 года, но это был уже не туристический, а вынужденный поход.
2023‑й
К тому, что происходило в 2023 году на коммунальном мосту, город готовился долго. О том, что он снова требует ремонта, заговорили еще раньше. Еще в 2022 году действующий тогда глава Бийска Александр Студеникин говорил, что в городе возможен транспортный коллапс, если детально не продумать объезды, разъезды, повороты и развороты на время ремонта моста.
В результате весь город увидел то, что увидел: в начале мая, с учетом начала ремонта некоторых улиц, город просто встал в одну большую пробку. Начались непонятные метания с установкой дорожных знаков и их дальнейшей отменой. Заявления о том, что Речной порт отменит оплату проезда на период ремонта оказались пустым звуком. Оплату не только не отменили, ее еще и повысили. Обоснованность своих решений руководство этой компании доносить до бийчан не торопилось, видимо, не считая это необходимым. Уже потом там пояснили, что администрация не может оплатить определенную сумму, компенсирующую вероятные потери сборов за проезд по понтону, сразу и полностью, а частичные выплаты коммерчески не выгодны, да и гарантии, что они будут поступать регулярно, шатки.
Вообще к тому, как начался ремонт, которого ждали и к которому должны были готовиться, много вопросов. Например, щит о том, что на мосту ведутся ремонтные работы, на подъезде к обводной дороге со стороны Горного Алтая появился только через две недели с начала этих самых работ. Отдельную полосу для общественного транспорта на Коммунарском выделили только через три недели после введения реверсивного движения. Расписание всех заречных рейсов сорвано, в автобусах давка. Так что в пробках страдают не только автомобилисты, но и те, у кого автомобилей нет. Что еще выручает, так это природная смекалка: многие водители автобусов нашли свои маршруты, по которым и объезжают пробки, и, минуя забитую машинами Шишкова, выезжают прямо к светофору у моста.
Ну а в целом по ситуации, в которую горожане попали из‑за того, что Бийск разрезан рекой, выводы каждый делает сам.
Генеральные мечты
Первый генеральный план застройки города на реке был составлен Леонидом Гаркавым в самом начале своей карьеры на посту председателя горисполкома. Уже тогда мост был запланирован. Один. А вот на втором генплане 1973‑го их уже два. Но он до сих пор так и остался только макетом. В том, что он крайне необходим городу, сомневаться не приходится. Активные пользователи социальных сетей уже не раз писали о том, что готовы к тому, что первые годы он будет платным, лишь бы не стоять в пробках на спусках к понтону и подъезду к коммунальному.
Кстати, понтонная переправа сегодня расположена именно там, где в 1973‑м и планировали построить капитальный мост. Теперь же, если чудо и случится, он, вероятнее всего, появится где‑то в районе Зеленого клина. Причиной такого перемещения может стать дамба, на которой также запланировано строительство дороги и на которую так же, как и на мост, у города нет средств. А купчихи Морозовы у нас давно уже перевелись.
Впрочем, если все же помечтать, получается славная картинка. Второй мост через Бию в черте города и водителям может оказаться в радость, и туристам-речникам. Ведь в таком случае надобность в понтонной переправе отпадет, и река наконец‑то обретет свободу и снова станет судоходной. Конечно, большие круизные лайнеры вряд ли зайдут к нам на огонек, а вот речные трамвайчики — запросто. Глядишь, и почти забытый вид туризма голову поднимет. Первопроходцы из Томска по Оби сюда пришли и до Телецкого добрались, так то по приказу было сделано, а туристу и приказывать не надо, появился новый маршрут, и он тут как тут. Остановочку в Бийске сделали, на экскурсию сходили, в магазинах выручку пополнили, и дальше с причала за природными красотами… Вот такие генеральные мечты-мечтания.
И для их исполнения не хватает всего одной детали — еще одного капитального моста через Бию, реку, которая, собственно, с моста и начинается.
P. S.
История циклична, и это уже доказанный факт. И действительно, все уже было в Бийске: и недальновидность руководства, и проблемы с переправами через Бию, и первые пробки у нас состояли даже не из машин, а из возов и телег, и халатность во имя бравых отчетов наверх. Ничего изобретать не надо, история сама дает нам подсказки, указывает на допущенные в далеком и недалеком прошлом ошибки: мол, мотайте на ус. Но то ли ус у нас короткий и с него все соскальзывает, то ли память слабая.
Марина Волкова