Космический рейс. СССР, 1936. Режиссер Василий Журавлев. Сценарист Александр Филимонов. Актеры: Сергей Комаров, Василий Ковригин, Николай Феоктистов, В. Гапоненко, Ксения Москаленко, Сергей Столяров и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Человек в штатском») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. К сожалению, после фильма «Космический рейс» (его консультировал сам К. Циолковский) Василий Журавлев больше не возвращался к фантастическому жанру, предпочитая приключенческие и детективные картины.
Как писал киновед Сергей Каптерев, «хотя сценарий… был построен на приключенческой интриге, в отличие от других удачных фильмов Журавлева, она отступила на второй план: именно аккумуляция впечатляющих деталей будущей земной жизни (в основном переданной футуристическими архитектурными макетами), межпланетного путешествия и высадки на Луну стала главной особенностью и главным успехом «Космического рейса» (Каптерев, 2010: 182).
Значимость технической стороны «Космического рейса» подчеркивал и киновед Андрей Вяткин: «Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. … Ну, а художественный уровень был намеренно занижен ("чтобы не вытеснять науку"). Штамп громоздился на штамп: конфликт новатора и консерватора, непременный космический пассажир–"заяц" и т.п. Но главное — дух эпохи, наивной веры в сказочный коммунизм был сохранен. Ракетоплан взлетал над Москвой будущего, смоделированной по тогдашним передовым эскизам — с Дворцом Советов на месте Храма Христа Спасителя и прочими небоскребами» (Вяткин, 2003).
В любом случае значимость «Космического рейса» для развития советской кинофантастики трудно переоценить. После более упрощенной по подаче материала «Аэлиты» Якова Протазанова это был существенный технологический рывок вперед…
Зрители с удивлением открывают для себя этот фантастический фильм и сегодня:
«Самый лучший шедевр из фантастических картин, снятых в СССР» (Михаил).
«Великолепный фильм, по технике он похож на «Новый Гулливер» и «Приключения Буратино», фильмы 1930-х годов с совмещением в кадре живых актёров и кукол. После этого ничего похожего не снимали! Конечно, наив в отношении техники полёта и проч., но как смотрится!» (С. Семин).
«Поражает, как технически хорошо сделан космос, в некоторых более поздних советских фантастических фильмах вместо космоса все равно видишь натянутое полотно с лампочками. Великолепны проходы астронавтов по луне, хотя в иных местах сильно заметно, что мультипликация, особенно когда совершают прыжки, интерьеры астролета и лунные пейзажи. Я бы поставил этот фильм в один ряд с великолепной «Планетой бурь» (Александр П.).
Киновед Александр Федоров
Как стать счастливым. СССР, 1986. Режиссер Юрий Чулюкин. Сценаристы Георгий Кушниренко, Юрий Чулюкин. Актеры: Николай Караченцов, Лев Дуров, Марина Дюжева, Всеволод Шиловский, Владимир Шевельков, Елена Валюшкина, Татьяна Пельтцер, Людмила Чулюкина, Семён Фарада и др. 11,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юрий Чулюкин (1929–1987) начинал (в игровом кино, так как до 1959 года снимал документальные фильмы) как успешный комедиограф («Неподдающиеся», «Девчата»), и это, на мой взгляд, был лучший период его творчества. Всего он поставил 14 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Неподдающиеся», «Девчата», «Королевская регата», «Поговорим, брат…») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В фантастической комедии «Как стать счастливым» некий изобретатель в лукаво-ироничном исполнении Льва Дурова (1931-2015) сконструировал аппарат, способный безошибочно определять способности людей…
Эта картина стала предпоследней в карьере Юрия Чулюкина: в 1987 году он вылетел на неделю советского кино в столицу Мозамбика Мапуту, где среди прочих фильмов должны были показать и фильм «Как стать счастливым». Всю советскую делегацию разместили в одном из лучших тамошних отелей, а 7 марта Юрий Чулюкин был найден мертвым в шахте отельного лифта… Слухи о причинах его гибели ходят разные, но истину, видимо, уже никто никогда не узнает…
Советская кинопресса приняла картину «Как стать счастливым» довольно тепло.
К примеру, Ольга Муравьева доброжелательно писала в «Советском экране», что в фильме «Как стать счастливым» «Юрий Чулюкин, не педалируя дидактику, противопоказанную избранному жанру, тактично, через метафору дал в своей сказочной (или фантастической) комедии намек на осень серьезные, важные для всех проблемы выбора профессии, происков цели жизни, раскрытия заложенных в человеке талантов и способностей» (Муравьева, 1986:15).
Кинокритик Николай Савицкий также посчитал, что «Как стать счастливым» – «веселое, изобретательно поставленное зрелище с участием великолепных актеров… Но вопросы, которых как бы невзначай касается лента, – нешуточного свойства. Яркая, комедийная форма, гротескное заострение, шарж… тому не помеха. Напротив, в стихии популярного, занимательного жанра серьезность и значительность авторского замысла проступают с особой отчетливостью» (Савицкий, 1986: 6).
А вот мнения зрителей XXI века об этом фильме существенно расходятся:
«Замечательный фильм. Это мои воспоминания из детства, тогда я посмотрела его в кинотеатре. С тех пор очень часто думаю о нем, очень хочу пересмотреть, но не знаю, где. Пусть фильм наивен, пусть прост. Но ведь в этом наиве и в этой простоте вся прелесть. А не надо мудрствовать лукаво. Чем проще, тем понятней. Как было здорово, если бы в твоей жизни появился шанс узнать заранее, к какой стороне жизни надо повернуться лицом, чтобы потом наслаждаться ею в полной мере, радоваться тому, что свое дело ты делаешь лучше всех! Мечта, а не изобретение! Я бы очень-очень хотела получить записку о своем скрытом таланте» (К. Овчинникова).
«Сейчас смотреть такое можно только с недоумением: как хорошие актеры принимали участие в таком бреде. В плане постановки в первую очередь, в плане сценария – во вторую. И актеры это, видимо чувствовали, ибо даже Пельтцер, Дуров и Караченцов сыграли слабо, про остальных молчу» (Сергей).
Киновед Александр Федоров