Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Крах инженера Гарина" (СССР, 1973) и другие советские фантастические фильмы

Крах инженера Гарина. СССР, 1973. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценарист Сергей Потепалов (по роману А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина"). Актеры: Олег Борисов, Нонна Терентьева, Александр Белявский, Василий Корзун, Геннадий Сайфулин, Михаил Волков, Владимир Татосов, Ефим Копелян, Григорий Гай, Эрнст Романов, Виталий Юшков, Александр Кайдановский, Альгимантас Масюлис, Валентин Никулин и др. Премьера на ТВ: 15 октября 1973.

Режиссер Леонид Квинихидзе (1937—2018) получил известность своими телефильмами «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания» и др.

Советская пресса встретила «Крах инженера Гарина» враждебно.

К примеру, кинокритик Всеволод Ревич (1929—1997) писал, что хотя Гарин «и произносит громкие слова о жажде власти, но если разобраться, в фильме он оказался довольно незлобивым пареньком. Он, правда, порешил двух человек, но исключительно в целях самообороны. Заводы взорвал вообще не он. Разве что любовницу увел у миллионера, но, согласитесь, что это все же совсем иное дело, нежели бредовые, подлинно фашистские планы романного Гарина. Крах такого Гарина и крах мелкого индивидуалиста, мечтающего обогатиться с помощью своего открытия, — это, как говорят, две большие разницы. Прикажете видеть в таком измельчании характера главного героя осовременивание романа?» (Ревич, 1984).

Еще более обидная и хлесткая статья была опубликована о «Крахе инженера Гарина» в журнале «Крокодил».

Писатель и критик Михаил Казовский (который, к слову, вскоре стал работать в редакции «Крокодила») буквально громил фильм Леонида Квинихидзе по всем направлениям, утверждая, что узнал Гарина «по бородке. И по глазам. Артист О. Борисов ими так и сверкал, поэтому сразу было видно, что он играет мерзавца. В остальном же Гарин у него вышел какой-то бледненький. Жулик — и все. Даже не верится, что такой вот мог гиперболоид построить. Пусть даже по чужой идее. Ему бы лучше страховым агентом работать или самодеятельностью руководить. Красавицу Зою Монроз тоже все быстро узнали. Артистка Н. Терентьева выглядела очень эффектно. Особенно в брючном костюме и с сигаретой в зубах. Правда, в романе она была не только красоткой, а еще и личным секретарем миллиардера Роллинга, имела собственную контрразведку и грабила пассажирские пароходы. Но зритель простил ей такие мелочи. Тем более, что в это время Он мучительно старался отгадать, кого же, собственно, играет артист В. Корзун. Неожиданно для всех оказалось, что самого Роллинга. Который в романе толстый, обрюзгший. А в фильме получился таким красивым, что становилось даже обидно, как его все надувают. Потом на экране появилось открытое и до боли знакомое лицо А. Белявского в роли Шельги. Шельга в его исполнении незатейлив, как огурец, и это правильно. Потому что когда прямой, но не очень умный герой побеждает подлых, но очень умных, на душе сразу чувствуется удовлетворение. Меж тем фильм мало-помалу разворачивался. Гарин бегал со своим гиперболоидом, похожим на большую флейту. Зоя обаятельно хныкала, Роллинг картинно играл желваками. А зритель ни во что не верил. Происходящее на экране его не трогало. Один за другим появлялись новые герои. На героев романа они походили, как гвоздь на панихиду. … Короче говоря, смотрели широкие телевизионные массы фильм и все больше и больше недоумевали: «Неужели это называется «новое прочтение книги»? Как же так можно читать? Справа налево, что ли?» … Фильм кончился, а зритель удрученно сидел перед телевизором. «Зачем? — думал он. — Зачем нужно было портить книгу, если в результате ничего не сказано? Опять меня приняли за круглого невежду, который с удовольствием скушает подобный паштет из романа Толстого! Скажите на милость, что же дал мне этот фильм, кроме четырех испорченных вечеров?» (Казовский, 1973: 5).

Впрочем, уже в XXI веке кинокритик Ирина Павлова оценила «Крах инженера Гарина» совсем иначе: «И Гарин, и Роллинг, и красавица Зоя Монроз в фильме Квинихидзе – фигуры романтические в прямом понимании романтического героя как человека, на многое способного во имя страсти. Во имя идеи, во имя своих химер. Но как раз такие герои неминуемо должны пасть в сватке с организованной дисциплинированной машиной, с мещанской посредственностью. Вот эта-то заведомая трагическая обреченность делала центральное трио героев – независимо от любви или вражды – объектами мучительного сочувствия. … Борисов делает невозможное – в одной роли играет и человека чести, и мелкого прохиндея, и титана мысли, и ничтожного парвеню. О борисовском Гарине можно было бы сказать «он дьявол!», если бы место дьявола в этом сюжете уже не было занято. … Трудно припомнить в отечественном кино такую открытую борьбу страстей, такие яркие эмоциональные всплески, какими взрывается эта картина, которая вовсе не о гиперболоиде и даже не о власти над миром. Картина о людях, которые не умеют (и не хотят) властвовать над самими собой. И под стать обоим героям – женщина в этой триаде. Такой стильной, такой ломкой, такой парижской героини, как Зоя в исполнении Нонны Терентьевой, тоже до той поры не знал наш кинематограф» (Павлова, 2010: 222).

Рекомендую также прочесть обстоятельную статью киноведа Андрея Вяткина, где дается глубокий компаративный анализ двух экранизаций романа «Гиперболоид инженера Гарина» (Вяткин, 2020).

На мой взгляд, фильм Леонида Квинихидзе был далеко не так прост и банален, как это было представлено в рецензиях В. Ревича и М. Казовского. А игру Олега Борисова (1929—1994) в этом фильме я могу смело назвать выдающейся по своей карнавальной, полумистической трактовке работой. Подробно об этом фильме можно прочесть в моей статье (Федоров, 2012).

Мнения зрителей XXI века о «Крахе инженера Гарина» часто противоположны.

«За»:

«Я очень люблю этот сериал. На мой взгляд, все актеры подобраны очень хорошо: Гарин, Роллинг (оба просто великолепны), Зоя — красивая, умная, холодная и обжигающая, какой она и была… Капитан Янис хорош, хотя и появляется ненадолго» (Клаусс).

«В этом фильме заглавную роль исполнил гениальный актёр Олег Борисов. И этим всё сказано. Личностные качества Гарина переданы им с пугающей достоверностью, именно так этот человек и должен выглядеть» (Илья).

«Против»:

«Чудовищное извращение произведения! Толстой вертится в гробу пропеллером! И что самое странное: роман не столько фантастический, сколько социально—политический, и на сегодняшний день он настолько современен, актуален и остер, что нынешний цензурный редирект в иное мировоззренческое русло был бы вполне понятен, но в 73-м... Сплошное недоумение» (Гефджи).

«Какой убогий фильм! И это так они представляли себе Францию и иностранцев! Режиссёр напялил на актёра кепку—аэродром и хоть бы кто его одёрнул, сказал, что смешно и нелепо. Не говоря уже о другой одежде. Все актёры одеты как босяки. … Здесь уже отмечалось — в одном кадре сквозь деревья видны были троллейбусы и современные автомобили. Неужели на эти и множество других ляпов никто не обратил внимание? Одним словом, топорная работа. Фильм, который не вытянул, не спас великий русский актёр Олег Борисов» (Владкино).

Киновед Александр Федоров

Крик дельфина. СССР, 1987.Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Николай Черкашин (по собственной повести «Тайна «Архелона»). Актеры: Ивар Калныньш, Донатас Банионис, Армен Джигарханян, Юрий Васильев, Паул Буткевич, Ростислав Янковский и др. 16,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Детективно–фантастический «Крик дельфина» – единственный опыт режиссера в этом жанре, так он известнее зрителями в основном по психологическим драмам. Однако в последние годы жизни Алексея Салтыкова потянуло к остросюжетным историям…

«Крик дельфина» выполнял контрпропагандистские задачи эпохи вновь разгоревшееся в первой половине 1980-х холодной войны: по ходу сюжета на западном корабле–ракетоносце началась опасная эпидемия…

Как и большинство фильмов Алексея Салтыкова 1970–х – 1980–х, «Крик дельфина» был встречена советской кинопрессой в целом негативно.

К примеру, кинокритик Лариса Калгатина в журнале «Советский экран» писала, что, «балансируя между плакатной прямолинейностью и психологическим исследованием, фильм, вероятно, толкует на сегодняшний лад миф об Архелае, верно служившем македонскому царю и им коварно обманутом… Сюжет, сложенный из десятков шаблонов, с изумительной непосредственностью реанимирует расхожие представления о загнивающем обществе, спрямляя проблемы до схемы, до высказываний многоразового пользования. В этом качестве и сам фильм, подобно печальному дельфину, плывет где–то рядом со своей легко читаемой идеей, не проникая в ее суть, а безыскусно комментируя ее и «плохой миной» и «плохой игрой» (Калгатина, 1987: 15).

Похожее мнение высказала и кинокритик Валентина Иванова (1937–2008), утверждая, что «лента скорее лишь претендует на звание детектива – сюжет в ней развивается в замедленном и не очень увлекательном темпе. Что же касается определения «политический», то оно исчерпывается лишь заявленным материалом, не более, то есть благими намерениями авторов. … [фильм] остался на уровне некого социально–фантастического гротеска» (Иванова, 1987: 15).

Возвращаясь к «Крику дельфина» в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов отметил, что «у режиссёра были все возможности добиться – даже с поправкой на вероятностный (по сути, фантастический) характер ситуации – максимального правдоподобия сюжетных перипетий. Что же ему, интересно, помешало? Почему некоторые фрагменты и детали вызывают смутные сомнения в достоверности, а то и вовсе – воспринимаются вставными номерами, почти эйзенштейновскими аттракционами?.. … Алексей Салтыков, чей творческий путь очень ярко начался парой десятилетий ранее, откровенно «не потянул» столь ответственную тему» (Нефедов, 2018).

Сегодняшние зрители тоже отмечают в основном недостатки этого фильма:

«Фильм ставил А. Салтыков – режиссер очень неровный. Таким же является и данный фильм. Часто его публицистичность переходит в плакатность, а отдельные эпизоды и вовсе неправдивы, карикатурны. Капиталисты, военные этого фильма словно шагнули в него с плакатов, рисунков "Крокодила". Рваный монтаж и (на мой взгляд) – неудачная работа оператора, мешают принять эту картину как полностью удавшуюся. Но все же она запоминается, как суровое предостережение человечеству» (А. Гребенкин).

«Фильм, безусловно, провальный – прекрасно помню недоумение всех в кинотеатре» (Ленинградец).

«За подобное "творчество" всех причастных нужно пожизненно дисквалифицировать» (Геннадий Б.).

Киновед Александр Федоров

Кто за стеной? СССР, 1977.Режиссер и сценарист Семён Райтбурт. Актеры: Анатолий Грачёв, Ирина Калиновская, Евгений Лазарев, Феликс Иванов и др. К/м.

Режиссер Семён Райтбурт (1921-2012) снял два десятка документальных фильмов. «Кто за стеной?» – одно из немногих его обращений к игровому кино.

Действие фантастического фильма «Кто за стеной?» происходит в 2000 году, и речь идет о возможностях искусственного разума.

Некий ученый (Анатолий Грачев) предлагает своим собеседникам эксперимент: задать двум собеседникам, изображения которых появляются на мониторах, вопросы, чтобы попытаться определить, кто из них настоящий человек, а кто – нет…

Этот короткометражный фильм и сегодня смотрится с интересом, так как проблема, в нем заложенная до сих пор актуальна…

Киновед Александр Федоров

Летние впечатления о планете Z. СССР, 1986. Режиссер Евгений Марковский. Сценарист Юрий Томин (по собственной книге "Карусели над городом"). Актеры: Арнас Катинас, Гедрюс Пускунигис, Сергей Шакуров и др. Премьера на ТВ 5 января 1987.

Режиссер Евгений Марковский (1947-2019) поставил четыре полнометражных игровых фильма, из которых только «Летние впечатления о планете Z» относятся к фантастическому жанру.

В этом телефильме для детской аудитории мальчик-инопланетянин попадает в детский спортивный лагерь…

Зрительские мнения об этом фильме сегодня существенно отличаются:

«Меня этот фильм в детстве очень здорово зацепил. И это внезапное появление ребёнка впечатлило, и дети показались узнаваемыми, и за самой интригой я следила, затаив дыхание. Такого совсем не было у меня с «Гостьей из будущего». И даже «Приключения Электроника», хотя они рассчитаны на более широкий круг, мне просто очень нравились, не более того. А тут я была готова принять весь фильм, каков он есть, за одно сочувствие к Феликсу. Вот так и находятся близкие по духу темы» (Света).

«Впечатление о планете Z» дарит нам блестящую актерскую работу. Абсолютно все актеры, как взрослые, так и дети играют с большой отдачей. Особенно хочется отметить Сергея Шакурова в роли Палыча и, конечно же, юного инопланетянина Феликса, в исполнении очаровательного Арнаса Катинаса. В фильме очень много юмора, пересмотрев его уже, будучи взрослым человеком, я поняла, что улыбалась весь фильм. Фильм смотрится очень легко, снят в лучших традициях старых добрых детских фильмов, оставляет только положительные и светлые эмоции» (Юлия С.).

«Мне совсем не понравился этот фильм. Не понравился, прежде всего, плохой игрой исполнителей главных ролей. Их неумение играть особенно видно в сцене разговора после репетиции. Заученные неуклюжие жесты и Бориса, и Феликса как в плохой школьной самодеятельности. … Не везет книгам Томина с экранизациями. Такой фильм можно было бы сделать!» (Клауссе).

Киновед Александр Федоров

Лиловый шар. СССР, 1987. Режиссер и сценарист Павел Арсенов (по одноименной повести Кира Булычёва). Актеры: Наталья Гусева, Александр Гусев, Вячеслав Невинный, Борис Щербаков, Вячеслав Баранов, Светлана Харитонова, Игорь Ясулович, Виктор Павлов, Сергей Никоненко, Владимир Носик, Марина Левтова и др.

Режиссер Павел Арсенов (1936—1999) поставил десять полнометражных игровых фильмов, но самой известной его работой стал фантастический сериал для детей «Гостья из будущего».

«Лиловый шар» – своего рода продолжение «Гостьи из будущего», где Алиса с помощью машины времени отправляется в другую эпоху, чтобы обезвредить Лиловый шар вражды…

Вопреки расчетам авторов, «Лиловый шар» пользовался куда меньшим зрительским успехом, чем «Гостья из будущего», может быть, из-за того, что исполнительница главной роли в «Гостье из будущего» повзрослела и утратила свое детское обаяние…

Да и сегодня негативных зрительских отзывов у «Лилового шара» гораздо больше, чем позитивных: «Очень слабенькая, на мой взгляд, работа. … отдаёт какой-то "самодеятельностью". Такое ощущение, что режиссёр, снимая очередной эпизод, заканчивал его словами "...а, сойдёт!". Я не сравниваю качество фильма с современными технологиями, а пытаюсь сравнить со старыми советскими картинами в жанре сказки и фантастики (фильмами А. Роу, Р. Викторова), и прихожу к выводу что "Лиловый шар" – первостатейная халтура» (Культурная столица).

Киновед Александр Федоров

Лист Мёбиуса. СССР, 1988.Режиссер Леонид Партигул. Сценарист Владимир Грибанов (по одноименному рассказу А. Дж. Дейча). Актеры: Владимир Сальников, Б. Бреславский. К/м.

Режиссер Леонид Партигул поставил всего один полнометражный игровой фильм («Мафия бессмертна»). «Лист Мёбиуса» – единственная работа режиссера в фантастическом жанре.

«Лист Мёбиуса» – короткометражный научно-популярный фантастический фильм о поезде метро, попавшем в "четвертое измерение"…

Киновед Александр Федоров