Этот трогательный персонаж вызвал у зрителей много эмоций.
"Айгуль, почему?" переживали зрители. И верила до последнего в более позитивный финал.
Почему же она так поступила?
Здесь повлияло множество факторов.
Девочка переживает ужасную психологическую травму. Мало того - она оказывается со своим горем наедине. Марат пытается ей помочь, он говорит :
"Будешь вести себя как жертва и на тебя будут нападать"
и в этом есть рациональное зерно.
Действительно, нападают на тех, кто ведет себя как жертва = слаб. В психологии даже есть определение -виктимное поведение.
Но для того, чтобы не вести себя как жертва, Айгуль нужна опора. Поддержка.
Психотип Айгуль интровертный. Юнг бы сказал, что в силу возраста в ней проявляется архетип Принцессы. Это ни разу не воин, не борец. На себя она опираться не может. А вот Марат, с его архетипом трикстера и типом экстраверт, вполне может себя защитить. Но ему нужно сообщество, как воздух. И он подросток. А подростку очень важно чувствовать себя частью сообщества. Быть признаным. Быть в безопасности.
ОКРУЖЕНИЕ. Подростки жестоки. Плюс у "стаи", частью которой должна была стать Айгуль, есть свои жесткие правила.
Никого не интересует, что девочка до этого была домашняя, играла на скрипке и даже, возможно, ни с кем не дружила. И что в том, что произошло, нет ее вины.
У пацанов свои правила:
"Пацаны должны с чистыми ходить".
Окружение сверстников ей поддержку давать не собирается. Принципы стаи важнее. Нарушит один - погибнут все. Именно так это воспринимают эти подростки.
Девочку жестко булят - в ее сторону плюют, пить с ней из одной бутылки лимонад нельзя. Весь клуб улюлюкает ей вслед. Она бежит, падает, встает и снова бежит. Этот момент вызвал у зрителей много эмоций. Можно ли попытаться представить, какое унижение испытала девочка.
ОТЕЦ. События сериала происходят не просто в провинциальном городе. Они происходят в Казани 80х годов. И конечно, национальный колорит накладывает свой отпечаток.
Отец Айгуль- татарский папа- как будто больше заботится о том, что люди скажут, чем о состоянии дочери.
"Шалава малолетняя!"
кричит он на дочь. Потому что страшный грех и как ее замуж потом выдавать.
Это старые традиции, которые были не только у татарского народа. "Девица должна быть чиста". Но как резко контрастируют старые обычаи с новой реальностью, в которой живут герои. Вы же помните, это не 2000е года, это 75-80е.
Отец фактически обвиняет дочь в том, что с ней произошло. От него поддержки можно не ждать и Айгуль это понимает. Поэтому бежит к единственному человеку, которому верит - к Марату.
Удивительно, что несмотря ни на что, ему, этому парню, она продолжает верить.
МАРАТ. Парень разрывается между потребностью быть крутым, быть частью сообщества, без которого он пропадет. И между чувствами к Айгуль.
Случайно или нет, но он все время не успевает к ней. Девочка ждет его поддержки, а он все чем-то важным занят и никак до нее не добежит. В серии, где Марат узнает от старших, что Айгуль "забрали" он ведет себя удивительно спокойно. И ждет когда старшие решат вопрос. Поедут и заберут. Нельзя забывать, что речь идёт о школьниках, Марат и Айгуль фактически ещё дети.
Еще один персонаж, который очень важен - МАМА. Естественно, речь идет о маме Айгуль. Для каждого ребенка, даже уже взрослого, мама - главный человек в жизни. Нравится вам это или нет, она всегда значима. Потому что только мама дает безусловную любовь и поддержку. И у каждого человека должна быть она, любящая безусловно. И эта бузусловная любовь дает нам силы, уверенность, чувство защищенности. Пусть никто не любит, но мама всегда примет.
Очень контрастно, кстати, рядом с мамой Айгуль, выглядит мачеха Вовы Адидаса. Она как тигрица бросается защищать честь своей семьи, когда в её дом приходит милиция. Она защищает Вову, кричит, что он герой и она никому не позволит причинять вред её семье.
"Иди сюда!"
сердито говорит мама Айгуль дочери, которая только что пришла из школы. Девочка что-то лепечет о том, что ее отпустили с занятий, но мама тут же обличает ее во лжи "Мне классная звонила!".
Наливает тарелку супа. Айгуль садится рядом, но есть не хочет. Еще бы, она проживает свою боль, а здесь не до еды. Она пришла к маме, она ждет, что ее примут, успокоят. Кто знает, если бы в тот момент мама раскрыла объятия и пожалела свою девочка - может быть это спасло бы Айгуль.
Но мама тоже в состоянии аффекта и не замечает, что творится с дочерью. Потому что "что люди скажут". Потому что муж кричал на всю улицу "Это все твое! /воспитание/ Она злится на себя, что не уберегла, переносит эту злость на дочь. А потом происходит вот что - она выливает тарелку недоеденного супа в туалет.
Есть ли в это подтекст? Смотрите: не богатая семья, время тяжелое. И вдруг мать выливает в унитаз целую тарелку супа, к которой дочь даже не притронулась. У Крыжовникова не бывает случайных сцен.
Вспомните, как в клубе подружки Айгуль вылили на пол бутылку лимонада, к которому девочка прикасалась. Как будто она прокаженная. Мать выливает тарелку супа. И мне кажется, именно это добивает Айгуль.
Как вы думаете, что было бы с Айгуль, если бы ей удалось спастись?
P.S. С уважением отношусь к татарской культуре и обычаям. Не осуждаю чужие традиции и правила. Цели задеть чувства татар, и представителей других национальностей, не было:)