Найти тему
Мотоэкипировка Hyperlook

КАК НАДО: ТОРМОЖЕНИЕ НА МОТОЦИКЛЕ

Оглавление

Когда вы только учитесь ездить, управление дросселем, сцеплением, переключателем скоростей, передним и задним тормозом мотоцикла может показаться сложной задачей, особенно если делать это плавно. К счастью, если вы уже ездили на велосипеде, рычаги сцепления и переднего тормоза покажутся вам вполне естественными (пока, конечно, вы не заметите, что рычаг переднего тормоза на велосипеде расположен слева, а на мотоцикле - справа). Давайте обсудим тормоза и торможение.

Ваш мотоцикл или тот, который вы собираетесь приобрести, будет оснащен гидравлическими дисковыми и/или механическими барабанными тормозами. Исключения составляют старые байки, но в современных мотоциклах передний тормоз управляется правым рычагом, а задний - ножным рычагом, также расположенным с правой стороны. Некоторые мотоциклы, как правило, более крупные и дорогие модели, оснащены связанными тормозными системами, когда педаль или рычаг тормоза задействуют одновременно задний и передний тормоза. Но так как это скорее исключение, чем правило, в этой статье о торможении мы сосредоточимся исключительно на том, как использовать типичные передние и задние тормоза независимо друг от друга.

Торможение передним колесом.

Из-за явления, известного как "перенос веса", передний тормоз мотоцикла выполняет большую часть торможения. Вот почему передний тормоз больше заднего, почему двойные передние диски устанавливаются на высокопроизводительных байках и почему передние тормозные суппорты чаще всего больше и в них используется больше поршней, чем в суппортах задних тормозов. Это подсказка, почему вы должны стать экспертом в торможении и остановке с помощью переднего тормоза.

Мы знаем, что некоторые люди с опаской относятся к использованию переднего тормоза, считая, что при слишком сильном нажатии они могут "перелететь через вилку". Но будьте уверены, что для этого потребуется радикальное стечение обстоятельств, и, научившись правильной технике торможения, вы снизите вероятность этого.

-2

Давайте рассмотрим упражнение, которое поможет вам более комфортно использовать передний тормоз. Вам понадобится ровная парковка, тупик, длинная подъездная дорога или что-то подобное, где вы сможете безопасно тренироваться - и убедитесь, что там достаточно места и некуда врезаться. Тренер или наблюдатель тоже не помешает.

Поставьте конус или другой маркер на открытом участке. Теперь медленно (8-15 км/ч) подъезжайте к нему на мотоцикле и используйте этот маркер в качестве отправной точки для торможения. Плавно нажимайте только передний тормоз, чтобы почувствовать, как остановиться таким образом. Если нужно, проделайте это десятки раз. В конце концов вы убедитесь, что торможение передним тормозом безопасно и контролируемо.

Дальше увеличивайте скорость и давление на рычаг, пока не станете тормозить сильнее и, возможно, останавливаться за меньшее время. По мере совершенствования вы, поймете, что плавное отпускание рычага при приближении к остановке обеспечивает более плавное торможение.

Цель этого раздела не в том, чтобы научить вас высокоэффективному торможению или превратить вас в маньяка-стоппера. Он просто поможет вам убедиться в том, что вы и ваш мотоцикл можете эффективно, уверенно и надежно тормозить только передним тормозом. И мы полагаем, что никаких заносов не произойдет.

Торможение задним колесом.

Если мотоцикл тормозит в основном передним тормозом, зачем вообще нужен задний тормоз?

1) федеральные законы;

2) наличие резервной системы торможения;

3) чтобы задействовать обе шины для торможения, если этого требуют условия, например, в экстренной ситуации;

4) в некоторых случаях для стабилизации шасси.

Вы можете попробовать выполнить те же упражнения, о которых говорилось выше, используя только задний тормоз. Если вы сделаете это, мы думаем, что вы обнаружите, что по мере того, как мотоцикл движется на более высоких скоростях, задний тормоз не обеспечивает такого же эффективного торможения, как при использовании переднего тормоза. Это должно заставить вас задуматься...

Trail-braking (торможение в повороте).

В физике и науке торможения есть несколько подразделов - на самом деле их много. Один из них - искусство "торможения в повороте". Это может показаться не самым логичным решением в жизни, но есть веские причины узнать о торможении в повороте и, в конце концов, освоить его.

Для начала давайте рассмотрим пример такого торможение в повороте. Вы едете по горной дороге и приближаетесь к крутому повороту. Вы тормозите и понижаете передачу, но замечаете, что ваша скорость все еще слишком высока. Что делать? Вариантов не так много:

1) панически тормозить;

2) входить в поворот на той скорости, на которой вы едете, и надеяться, что "успеете";

3) продолжать тормозить, но постепенно ослаблять давление на рычаг переднего тормоза по мере вхождения в поворот, чтобы мотоцикл продолжал замедляться во время прохождения поворота. Снижая скорость таким образом, вы выигрываете время и пространство на дороге, а кроме того, наклон шасси вперед при торможении может обострить угол поворота руля, помогая мотоциклу повернуть.

Тормозная система ABS.

-3

Когда шины автомобиля блокируются, автомобиль скользит. Когда сносит переднее или заднее колесо мотоцикла, вы можете упасть. К счастью, есть технология для предотвращения незапланированных скольжений, которая позволяет останавливаться быстро и безопасно, даже когда дорога мокрая или грязная. И вот как она работает. На мотоцикле без ABS главный тормозной цилиндр сообщает давление напрямую тормозному суппорту. На мотоцикле с ABS жидкость движется от главного тормозного цилиндра к насосу ABS, а уже затем – к суппортам. Компьютер ABS, обычно расположенный на насосе, отслеживает давление в тормозной системе и скорость вращения переднего и заднего колес – для этого используются стационарные датчики на вилке и маятнике, а также перфорированные кольца на ступицах (так называемая «гребенка»). Когда компьютер ABS видит разницу в скорости вращения колес, которую он воспринимает как снос или скорую блокировку, он открывает электромагнитные клапаны в насосе ABS и тем самым снижает давление в тормозном контуре, таким образом восстанавливая сцепление колеса с покрытием.

Есть все основания быть уверенным в ABS на современном мотоцикле. Даже для опытных мотоциклистов активация ABS на переднем колесе на сухом асфальте требует довольно больших усилий, а на мокром или скользком покрытии она срабатывает автоматически и великолепно. Однако если вы агрессивно нажимаете на педаль заднего тормоза, то нередко ABS срабатывает как на сухом, так и на мокром асфальте - по нашему опыту, это не вызывает особых опасений.

Торможение в дождь.

-4

Когда коэффициент трения снижается, например, во время дождя, у ваших шин становится меньше сцепления с поверхностью. Здравый смысл подсказывает нам, что здесь нужно сбавить скорость и осторожнее обращаться с тормозами, и именно поэтому человеческая природа так хороша для нас. Согласно вышеупомянутой стратегии, при езде в дождь, если вы не уверены в наличии сцепления с дорогой, полезно кратковременно задействовать задний тормоз перед передним. Это поможет стабилизировать шасси, а при определенных обстоятельствах использование заднего тормоза может помочь вам "почувствовать" доступное сцепление с дорогой.

• Brand store: Москва, ш. энтузиастов 74/2
• Ровной дороги. Команда Hyperlook

Фирменная мотоэкипировка: www.hyperlook.ru

Наш Telegram-канал.