7 января – день памяти Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 – 7 января 2004). 20 лет Светлой памяти. Предлагаю сегодня ознакомится с рукописью статьи, посвященной персональной выставке 1982 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Шульгина Татьяна. МЕРЦАЮЩАЯ ТАИНСТВЕННОСТЬ ФАРФОРА // Архив Асты Бржезицкой. Омск
Удивительно широк и многолик мир советской мелкой пластики. Десятки имён скульпторов возникает в памяти, каждое из которых представляется уникальным, своеобычным, вызывающим полюсные представления о стиле, пластике, образах, материалах, сюжетах, способах их выражения.
В этом смысле имеет большой интерес книга Н. Бабуриной «Скульптура малых форм» (Издательство «Советский художник», 1982 год)‚ великолепно изданная и дающая обширный материал о бурном взлёте, расцвете художественных исканий и новаторстве большой группы современных мастеров мелкой пластики. Если говорить только о керамистах, то достаточно назвать имена таких скульпторов как: П. Кожин, А. Сотников, И. Фрих-Хар, М. Холодная, Н. Богданова, Г. Чечулина, А. Белашов, А. Бржезицкая,– перед глазами проходит вереница интереснейших произведений искусства.
Не умаляя достоинств многих керамистов, хочу в особое внимание обратить на мелкую пластику скульптора Асты Давыдовны Бржезицкой, персональная выставка которой во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства стала центром притяжения большого числа зрителей, ценителей керамики. Фарфор Асты Давыдовны выявил не только талантливого мастера прикладного и утилитарного профиля, а истинного скульптора, обладающего редким даром пластических и композиционных находок, скульптора, показавшего нам маленькие шедевры, решённые в портретно-психологическом ключе, волнующие своим глубоким содержанием, красотой и изысканностью цвета, высочайшим профессионализмом и виртуозностью технических находок.
Вся художническая жизнь Бржезицкой является поистине примером верности и незыблемой преданности избранному в искусстве пути – цельному и бескомпромиссному. Даже то, что около 40 лет она работает на одном предприятии – Дулёвском фарфоровом заводе имени газеты «Правда», на котором она стала ведущим художником,– говорит о её постоянстве, целеустремленности и последовательности в работе.
Ученица выдающегося скульптора и педагога профессора А.Т. Матвеева и скульптора А.В. Грубе, а в ранней юности – скульптора И.А. Менделевича и профессора Ланге в период учёбы в Калининском училище, Аста Давыдовна ни в одной своей работе не погрешила против основных законов скульптуры.
Совершенствование стиля, образа мышления, избирательности тематики, строгости и сдержанности цветовой гаммы, отбора скульптурных деталей, сопровождающих её сложнейшие композиции отличает произведения Бржезицкой, также как и безошибочный вкус, блестящее остроумие, оптимизм и умный, добрый юмор. Каждая вылепленная ею фигура, независимо от размера,– это гармонично построенная скульптура, в любых ракурсах, сложнейших композиционных построениях, конструктивных основах, в пространственных мизансценах.
В технологии фарфора особенно трудно сохранить первоначальную пластическую форму, остроту портретного сходства (у неё много портретного фарфора), тонкие детали, движение и пропорции. В процессе обжига изделия претерпевают не только усадку, но подчас искажение найденных автором пластических нюансов, портретных характеристик. Только опыт, мастерство, терпение и бесконечный труд дают силы на переделку заново модели, на исправление неточностей.
Впечатление от выставки остаётся неизгладимым, в чём немалая заслуга экспозитора Е. Гуревича, художника МХАТа. Каждое произведение было им помещено в нужную ем среду и освещение, на специально найденный фон. Он не гнался за количеством скульптур и сделал экспозицию несколько аскетичной, что подняло выразительность произведений и силу их восприятия.
Зрителей встречают на выставке «Трубачи» – трёхфигурная, цирковая группа юношей в расписных трико, с золотыми трубами. Торжественная композиция скомпонована блестяще, она полна оптимизма, мажорности, радости жизни. Её пластический строй так приподнят и самостоятелен, что становится понятным замысел художника, поставившего эту группу на целой фоновой стене.
Скульптура не требует дополнения, она возглашает триумф юбиляра, призывает всех на праздник красоты сверкающего белого фарфора, блеска золота, изысканных росписей и высокого пластического мастерства.
Совершенно обособленно поставлены композиции «Семья Ульяновых» и «Моцарт», каждая в своём стеклянном кубе, в своей среде, что выделяет их и сосредотачивает на них внимание зрителей.
Первая работа из белого фарфора трогает деликатностью, чистотой и теплотой отношения автора к этой волнующей теме. Группа из пяти фигур скомпанована возле рояля, за которым сидит мать Володи Ульянова – Мария Александровна. Через всю жизнь семьи революционеров прошло это единство, зарождение которого воспето Бржезицкой очень задушевно и бережно.
Скульптура «Моцарт» требует обхода. Она «круглая» и с каждой стороны имеет свои интересные точки обзора. За клавесином прелестная ученица в кринолине с нежнейшей орнаментальной росписью. Моцарт, облокотившись на инструмент, очень живо и образно объясняет ей что-то.
Любимый атрибут декора скульптора – подсвечник с горящими золотом свечами стоит на клавесине.
Их мы видим в «Гамлете» с тревожным пламенем как-бы задуваемым ветром, в «Мадригале», спокойное ясное их горение созвучно теме произведения.
Интересен и своеобразен присущий автору приём, применение фоновых «экранов»: занавес в «Мадригале» (чёрное, белое, золото).
Татьяна, сидящая рядом с трюмо (опять задник), в котором отражается фигура идущего Онегина (роспись). Татьяна пишет письмо, рядом с ней фигура Пушкина на фоне драпировки. «С лёгким паром» – две сидящие фигуры на фоне барочной спинки дивана. Сколько выдумки и юмора в этой парной композиции двух известных кинорежиссёра и сценариста – соратников, сподвижников, забавно объединённых шайкой, в которой по одной ноге рассуждающих друзей, это одна из последних работ Асты Давыдовны.
Где истоки ярко выраженного режиссёрски-театрального построения большинства композиций Бржезицкой, продуманных, выстроенных мизансцен, таких характерных для её творчества? Как возникают замыслы-сюиты, посвящённые спектаклям и актёрам?
Вспомним четыре композиции на мотивы «Принцессы Турандот», немеркнущего спектакля вахтанговцев с узнаваемыми актёрами – Ю. Борисовой, В. Лановым, Ю. Яковлевым. Или триптих, посвящённый Евгению Онегину; сюиту – «Народные таланты»; грандиозное для фарфора многофигурное застолье из «Ревизора» с Мироновым-Хлестаковым, беспардонно возносящимся на стол. «Принцесса на горошине» с целой серией забавных аксессуаров; «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и другие не менее волнующие сюжеты.
Встречи и беседы с автором, более чем тридцатилетнее знакомство с ней раскрыли мне «тайну» пристрастий Бржезицкой, выработки своего стиля, сюжетных ходов, истоков, характерной для неё изысканности вкуса, отбора средств пластического выражения композиций, её приверженности к тончайшей росписи.
Выросшая в семье, связанной с жизнью театра, в доме, где бывали интереснее люди – И. Москвин, В. Чкалов, И. Менделевич, С. Меркуров,– она присутствовала при их беседах и спорах, участвовала в весёлых застольях с песнями и танцами, приобщалась к миру искусства.
Её детская, восторженная привязанность к мейсенской фарфоровой группе «Кавалер и дама», до сих пор стоящей у неё в доме, нежная любовь к творчеству виднейшего «мирискуссника» К.А. Сомова (с его «Дамой в голубом», «Арлекином и дамой», «Вечером» – всё это сложилось в закономерное развитее личности Асты Давыдовны как художника «своей песни».
У неё выработалась особая взыскательность к выбору сюжетов для своего фарфора, с ярко выраженным пристрастием к миру театра, музыки, цирка. Народных зрелищ, к литературным персонажам мировой классики: А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Чехова, В. Шекспира, Д. Свифта, А. Дюма, Х. Андерсена… Её не чужды темы современности.
Мы встречаем на выставке «Партизанку» (Нина Созина), «Зори здесь тихие», «Мы с тобой два берега» – лирическая сценка о сельской молодёжи, «Лето» с пастушкой нового поколения, танцующей под транзистор, портрет искусствоведа Л.Г. Крамаренко – сидящая на ионической капители фигура в бисквите, автопортрет с другом, собачкой Чипом…
Многолетняя, верная дружба связывает Бржезицкую с коллективом Дулёвского завода (вторым её домом, как она говорит). С его формовщиками, литейщиками, обжигальщиками, без которых не мыслим труд фарфориста. Именно коллективу рабочих показываются новые произведения. От них во многом зависит техническое качество фарфора, а значит успех или напрасный труд автора.
Отдавая дань любви к заводу, Бржезицкая посвятила ему целую серию работ, из которых выделяются – «Горновщики» и остроумная, весёлая группа «Ох, ух эта молодёжь» с венком над ними из множества тарелок.
Аста Давыдовна обаятельный человек, фантазёрка и мечтательница, в которой соединились великая любовь к своему делу, мужественная одержимость в работе и хрупкая женственность, интеллигентность и естественность простоты в общении с людьми, независимо от их ранга и положения.
При знакомстве с последними работами Асты Давидовны кажется, что у неё всё впереди. Она полна замыслов, планов, продолжающих избранный ею путь. Серия «Сатирики», женитьба Фигаро с А. Мироновым, Гончарова-Пушкина с четырьмя детьми, и много, много, славных дел намечено ею, забот, составляющих смысл жизни скульптора Бржезицкой.
Т. Шульгина, Заслуженный работник культуры РСФСР
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив