Мари-Анри Бейль, он же Стендаль справедливо считается основоположником жанра психологического романа, потому что персонажи его произведений «Красное и чёрное» и «Пармская обитель» на протяжении всего повествования претерпевают муки внутренней мыслительной борьбы, которая впрочем, провоцируется, в первую очередь, внешними проявлениями несправедливости со стороны высших слоёв общества.
Главный герой «Красного и чёрного» это юноша из самого, что ни на есть, «простого народа» - сын плотника, «возомнивший о себе» бог знает что. Вместо того, чтобы прилежно помогать отцу в лесопильной мастерской (как это делают его тупые, завистливые братья), молодой человек нагло читает книги, учит наизусть Библию на Латинском языке и всякими другими «барскими замашками» треплет своему пролетарскому семейству нервы.
И потому, когда однажды этого умника захотел прибрать к рукам один местный богатей - папаня главного героя озаботился только одним насущным для него вопросом: сколько денег он сможет с этого заработать?
Местный богатей подыскивал домашнего учителя для своих детей и поскольку в их захолустных краях с этим делом была напряжёнка, он, недолго думая, остановил свой выбор на сыне плотника, благо читать и писать тот, по крайней мере, умел свободно, а этого для начала было вполне достаточно.
Сделка с жадным отцом была оформлена без особого труда, и вот главный герой поселился в знатном доме, где в скором времени ему предстоит завоевать сердце замужней красавицы - матери, обучаемых им, детей и хозяйки дома.
В этот период жизни в душе молодого учителя разгорается борьба между двумя качествами: любовью (красное) и тщеславием (чёрное). Первое чувство мотивирует его самозабвенно отдаваться влечению и стремиться сделать счастливой женщину, которая к нему тянется; второе - тщеславие, побуждает юношу к отмщению, он должен подняться высоко-высоко и доказать всем этим зажравшимся барчукам, что он может быть ничуть не хуже своего главного кумира - покойного Наполеона Бонапарта…
Следующей частью повествования «Красного и чёрного», мы переносимся в другой, ещё более знатный дом, где наш герой продолжает расти в глазах общества и вести внутри себя ту же самую душевную борьбу между любовью и тщеславием. На этот раз ему кажется, что он влюбился в дочь своего высокопоставленного хозяина, и теперь он никак не может решить, чего он больше хочет: её, или своего дальнейшего возвышения. И пока происходит эта его психологическая борьба, девочка перехватывает инициативу в свои собственные руки и вскоре делается от него брюхата.
Развязка у сей многосложной истории выходит вполне драматической: в своих отчаянных «чёрно-красных» метаниях, наш герой случайно оказывается на скамье подсудимых и в результате абсолютно нелепого стечения обстоятельств а-ля пьеса Уильяма Шекспира, ему отрубают голову по приговору суда…
«Пармская обитель» в данном отношении более благосклонна к своему ключевому персонажу - его всё ж таки, автор посчитал возможным оставить в живых. Однако в целом произведение во многом схоже с предыдущим романом, хотя, разумеется, я говорю лишь о смысловом посыле про всё ту же психологию, - общий сюжет же тут совершенно иной.
На этот раз действие происходит не во Франции, а в Италии. Кумиром главного героя, как и в КЧ является бывший государь-император Наполеон Первый, несмотря на то, что в «Обители» мы имеем дело с юным итальянцем. Очень уж сильно простой европейский люд симпатизировал в первой половине девятнадцатого столетия великому «Бонапартию», поскольку тот являл собой живое доказательство того, что генералом (и не только) может стать абсолютно любой солдат, и что путь на самый-самый верх открыт даже для тех, кого судьба опустила на самое-самое дно.
Но как и в «Красном и чёрном», в «Пармской обители» стрежнем истории выступает запретная, или почти невозможная любовь между мужчиной и женщиной. Только там препятствием выступало замужество и классовая разрозненность, а здесь - родственная связь между племянником и тёткой. А поскольку Стендаль это всё-таки не маркиз де Сад, его герои не позволяют себе никакого кровосмешения, и даже самим себе ни за что не признаются, что эта их обоюдная тяга друг к другу может быть обусловлена чем-то большим, нежели целомудренной братско-сестринской привязанностью.
Собственно, на этом и выстраивается весь дальнейший смысловой фундамент психологической морали книги. Чтобы читателю как бы стало понятно, что не обязательно всем любить аки животные, и что свои чувства возможно иной раз свободно изъявлять друг другу, не выходя за определённые рамки (что впрочем так и не помогло некоторым любящим героиням освободиться от чувства постыдно-малодушной ревности).
_____________
Подводя итог сегодняшним рецензиям, отмечу, что хотя основными психологическими исследованиями двух главных романов Стендаля и являются вопросы любви и тщеславия, однако большую смысловую часть своих произведений автор всё же отвёл понятиям социальной несправедливости и оголтелому произволу власть имущих, которые в большинстве своём, получали высокое общественное положение и деньги исключительно по праву рождения. То есть, просто так.
И хотя, быть может, глобально в этом отношении за минувшие двести лет мало что изменилось («свои» всё так же беззастенчиво тянут наверх «своих» и всё так же преступно пренебрегают, или даже топят «чужих»), - на примере чудовищной классовой сегрегации позапрошлого века (когда даже право научиться читать и писать необходимо было завоёвывать потом и кровью, если «родился без серебряной ложечки во рту»), - при желании, в нашем нынешнем уровне жизни можно увидеть гораздо больше хорошего, нежели то могло бы казаться до прочтения двух вышеописанных романов великолепного Стендаля.