Не совсем традиционным стало наше застолье минувший Сочельник. Сам стол показывать воздержусь - там же алкоголь красивый и фужеры к нему. А вот на кухонном столе потом лежала вот такая гора и стоял подзабытый запах морского побережья.
Это я не смог удержаться, зайдя на аппетитный сайт одного продвинутого интернет-магазина, и закупился двустворчатыми - живыми/свежими. Всякие устрицы уже были попробованы, а тут совсем неведомые (и отечественные!) анадары со спизулами, ну и безотказные вонголе для страховки. Не все же традиционные салаты-селедка-холодец.
Забегая вперед: не подкачали двустворчатые - не испортили ни праздничного настроения, ни аппетита. Правда, после них, белковоконцентрированных, уже ни к чему стали салаты с холодцами, да и прочие десерты.
Зато появился повод почитать/подумать о странных-чудесных животных - двустворчатых моллюсках. А они, между прочим, целый класс живых организмов (для тех, кто сразу не воспримет масштаб такого таксона - «класс» - напомню такие знакомые/близкие нам классы как Млекопитающие и Двудольные растения). Целый отдельный, огромный и древний мир, эти двустворчатые моллюски, 10-20 тысяч видов, представляющий 106 семейств.
И при этом Двустворчатые консервативны и довольно однотипны. Все они - малоподвижные и питаются всяческой мелочью, фильтруя воду. Те из них, кто способен передвигаться, делают это с помощью мускулистой ноги. Движения при этом - медленное ползание или закапывание в верхний слой донного грунта. На более быстрые перемещения способны, например, морские гребешки: при опасности они молниеносно смыкают раковину и «отлетают» благодаря реактивности от возникающего при этом тока воды.
Впрочем, многие двустворчатые всю жизнь неподвижны - как прикрепились к подходящему субстрату еще личинкой, так и растут на нем. Нога у них - за ненадобностью - редуцирована. А голова редуцирована у всех двустворчатых, независимо от их подвижности, - тоже за ненадобностью (с кем не бывает!).
И что нам с этой краткой характеристики класса? А вот что - если уж мы подаем их ко столу:
У подвижных-ногастых в пищу употребляется, главным образом, эта самая нога. У морских гребешков - как раз мощная мышца, сильно смыкающая створки раковины. Ну а у тех, кто живет бессильно/пассивно и мускулатурой похвастаться не может - весь дряблый их организм целиком - внутренность раковины без разбора. Там и кишечник, и жабры, и половые гонады - все в едином глотке гурмана. Так устриц едят, и мидий.
Теперь про наших конкретных.
Вонголе покупаю уже далеко не первый раз. Красивые, чистые, живые - но это не заметно и не смущает. Единственные - в этот раз - требовавшие термальной обработки. А потому ни беспокойства, ни естественной брезгливости. Помнить только, что не раскрывшиеся в процессе приготовления раковины нужно, не раздумывая, выбросить. Классический рецепт (в сливочном соусе) - простой и быстрый. Вкус приятнейший из известных мне двустворчатых моллюсков (хотя скорее всего, я - как приверженец простой еды - совсем не гурман), есть вонголе - одно удовольствие. При этом они относительно недорогие. Вот только их нельзя хранить, и продают их далеко не на каждом углу.
Вонголе - это название нескольких видов, обитающих в разных регионах, и их еще называют мактра, венерка или морской петушок. Взрослые моллюски зарываются в донный грунт на глубину до 10 см. Поразился, прочитав, что 4-сантиметровая самка вонголе приносит до 2.4 миллиона яиц.
С андарой познакомился впервые. Крупная, тяжелая, выпуклая раковина (может достигать 9 см в длину). Погружается в донный грунт совсем не глубоко - выставляя кончик раковины на поверхность.
Самая для меня неожиданность (хотя читал, конечно) - красная кровь андары (у моллюсков она обычно бесцветная). Полагается кровь эту собрать и - смакуя - выпить. Я собрал, но не смог. Потрохов в этой объемистой раковине - как в курице. Выбрал только мышцы - ногу бледно-лососевого цвета и еще что-то, съедобное на вид.
Мясо андары рекомендуют подавать свежим или запеченным. Свежим все-таки интереснее, к тому же для первой дегустации. Промытое, в соевом соусе с лимонным соком.
Органолептически - плотное и упругое, по консистенции напоминает мясо других моллюсков: виноградной улитки или трубача. Вкус довольно приятный, но передать его не возьмусь. На устриц не похоже даже отдаленно.
Сахалинская спизула - еще более крупный и массивный моллюск: может достигать полукилограммового веса и длины 13 см. Купленные оказались помельче, но все равно и вскрывать-разделывать их было не совсем просто и совсем малоприятно. Спизула тоже ползучая и тоже взял у них ноги (пришлось порезать на кусочки - крупные они) и еще какую-то мускулатуру. И та же история, что с андарой - можно сырыми, или потушить. И тоже для первого раза пробовали естественный вкус - в таком же соусе.
Спизула показалась мне попроще, чем андара, без какого-то вкусового «букета», но вполне съедобная и даже приятная.
Кроме вкусовых впечатлений у меня осталась еще и целая гора красивейших раковин.
Среди моих коллег/знакомых попадались и конхиофилы (коллекционеры раковин). Не самое распространенное коллекционирование, но попадались вот. Как и любое проявление этой удивительной склонности человека - коллекционировать - конхиофилия тоже немного заразна. Поэтому тепрь почти рефлекторно обращаю внимание на любую встретившуюся ракушку. Уж точно не пропустит ее мой глаз равнодушно, и непременно подумаю, не пригодится ли на что. Вот и этот побочный «продукт» кулинарии не выбрасываю - либо в аквариум приспособлю, либо в саду.
Листая виртуальные страницы про двустворчатых моллюсков, наталкиваюсь на безбожные ляпы самых разных специалистов - куда от них деваться (и от ляпов, и от специалистов).
Вот на одном авторитетном сайте написано, что каждый такой моллюск живет «в двух раковинах». А на другом про андару сообщается, что она - единственный моллюск, имеющий кровеносную систему (то есть, если кровь бесцветная - то и кровеносной системы нету!). Про вонголе же узнал, что зарываются они на дне на глубину … 5-10 м! Понимаю, что опечатка - сантиметров - должно быть, но как-то досадно за коллег из научного же института.
Мог бы здесь и точку поставить, но не поставлю. Поскольку двустворчатые моллюски - это же еще и обитатели аквариумов! И тут по ассоциации воспоминания навестили.
В детстве ходили купаться на Клязьминское водохранилище и конечно обнаружил как-то ногой солидную и живую (мертвых было немало на берегу) нашу местную двустворчатую перловицу. Поразительная зверюга - притащил ее в свой аквариум (все водное тащил - сейчас сам себя за это отругал бы). Очень интересно за ней было наблюдать - как она высовывает эту свою мясистую ногу и ползет, вспахивая/перепахивая все аквариумное дно. Все верх дном (каламбур, обратите внимание!) перевернула - и скончалась через несколько дней. Слишком мал для нее оказался аквариум, не ее размерчик. Ей нужно много воды, много взвешенных в этой воде питательных частиц, много кислорода … и прохлада. А то жила бы и жила. Вообще двустворчатые моллюски - одни из самых долгожителей на Земле.
Кстати, перловица - если кто не знает - тоже вполне съедобный моллюск. При этом крупный (до 15 см), мясистый и питательный. Только сырым ни-ни - только термальная обработка. И вкус, все-таки, не деликатесный и - главное! - высок риск проглотить и какого-нибудь глиста.
Впрочем, в пресноводной аквариумистике распространено немало небольших и не таких требовательных моллюсков. Они не очень заметны и не слишком эффектны, но интересны и прекрасно фильтруют воду. Это дрейссена речная, а также разнообразные шаровки/чечевичницы. Некоторые из них, кстати сказать, живородящие и без проблем будут поддерживать собственную аквариумную популяцию. На Птичьем рынке их постоянно предлагают.
Наверное, под впечатлением ужина в Сочельник присмотрюсь и как-нибудь заведу в одном из аквариумов.