В конце прошлого года Arma Models, известный среди стендовых моделистов магазин и производитель моделей и дополнений к ним, запустила, наконец, в продажу модель вагона с межконтинентальной баллистической ракетой, анонсированную уже достаточно давно. Причем масштаб, выбранный для данной модели, несколько удивил: вагон-ракетовоз выпущен в масштабе 1:87, что не характерно для стендового моделизма, но является стандартом для моделизма железнодорожного. Для Армы это, пожалуй, первый такой опыт работы в этом масштабе, и что из этого получится, мы скоро узнаем. А пока попробуем разобраться, что же нас ждет в коробке с продукцией от желтого магазина. Но сначала немного о прототипе.
РТ-23 УТТХ "Мо́лодец" - стратегические ракетные комплексы с твердотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного (БЖРК) и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явились дальнейшим развитием ракетного комплекса РТ-23. Разработаны в 80-х годах и приняты на вооружение в 1987 году. Головной разработчик - Конструкторское бюро «Южное». Штатно ракеты РТ-23 УТТХ были рассчитаны на 15-летний срок эксплуатации и по мере его истечения ракеты были выведены из эксплуатации в 2002-2004 гг.
Этот ракетный комплекс предназначался для нанесения ядерных ударов по потенциальным противникам на большие расстояния. Она имела дальность полета около 10 000 километров и была вооружена многочисленными ядерными боеголовками. "Молодец" была одной из самых мощных и опасных ракет своего времени.
В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производился на Калининском вагоностроительном заводе.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Восемь вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три вагона по четыре колпары. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные сделаны под вагоны-рефрижераторы. Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.
Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.
Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. Всего на Павлоградском механическом заводе было выпущено около 100 изделий.
Как видно из описания выше комплекс представляет из себя полноценный поезд с тремя тепловозами и значительным количеством вагонов. Для того, чтобы воспроизвести такое в 1:87 потребуется приложить немало усилий и вложений. Вагонов от Arma Models с ракетами потребуется три штуки. И если с ДМ62 вопрос поиска в целом не стоит (их уже давно выпускает Павел Самолетов, и эти модели на канале публиковались неоднократно), то где взять вагоны сопровождения, пока загадка.
Возможно кто-то еще из производителей их выпустит? Или Арма пойдет дальше и в случае успеха вагона-первенца продолжит пополнять боевой состав комплекса?
Впрочем уже сейчас наверняка найдутся желающие изобразить как минимум музейный экспонат с тепловозом и парой-тройкой боевых вагонов, один из которых в положении, готовом к запуску ракеты в сторону потенциального противника.
Цена комплекта для самостоятельной сборки одного вагона с ракетой, отлитого из смолы, составляет на декабрь 2023 ни много ни мало 4500 руб.
Как вам такая новинка? Напишите в комментариях свое мнение и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое стратегически важно в мире отечественного ЖД моделизма!