Режиссер И. Хейфиц, киностудия «Ленфильм», 1958 год.
Доктор Устименко - А. Баталов, Варя Степанова - И. Макарова.
Было время, когда я всей душой ненавидела Устименко за то, что он «навсегда спрыгнул с трамвая» и отказался от любви замечательной девушки Варвары Степановой.
Постепенно фигуры встали на свои места, пришло понимание, что не только Владимир виноват в этой истории. Варя любила человека, которого совершенно не знала. Бывает так - люди много времени проводят рядом, растут вместе, читают одни и те же книги, но видят в другом человеке не то, что есть на самом деле, а то, что им хотелось бы видеть.
Для Варвары отправной точкой была сцена с предполагаемым отъездом в деревню, куда распределили доктора Устименко.
Вот тут ей бы увидеть и понять, что ее мнение любимый человек вообще не спрашивает, ему не интересно, хочет ли она ехать или нет. Даже для приличия не было обсуждения этой темы.
Устименко живет так, как удобно ему, потому, что любит он только медицину и себя в ней. Сам он не считает нужным интересоваться планами будущей жены по очень простой причине - он не видит в ней равного себе человека.
Отказалась - сама виновата, что там у тебя в голове, о чем ты мечтаешь, меня не интересует. При этом Устименко изображает обиду и на прощание кричит: «Потому что я любил тебя!».
В его понимании любят именно так, примерно как хозяин свое домашнее животное. Потянул корову за веревочку, она и побежала следом. Кого волнует, что там в голове у коровы?
После этой сцены в трамвае, в которой Владимир показал полное неумение и нежелание слушать мнение близкого человека, Варя навсегда осталась с чувством вины.
Это поведение Владимира не вписывалось в созданный ею образ, поэтому она всегда будет пытаться оправдаться, искать его, чтобы доказать ему свою любовь.
Как выясняется, ничья любовь Устименко не нужна. Он так устроен - сам не умеет любить и не ищет чувств к себе. Владимир остается с любимым делом всей своей жизни и непомерной гордыней. Именно гордыня помешала ему признать неправоту в разговоре с Варей, а позже не позволила снизойти до извинения перед военврачом Бакуниной, которую он обидел.
При всем том, что он замечательный доктор, кристально честный человек, это его неумение и нежелание признавать свою неправоту вызывает у меня неприязнь потому, что человечность никто не отменял, и никакая честность не может подменить обычных слов извинения, которые Устименко так и не сказал.
Ярче всего равнодушие героя А. Баталова к Варе показано в эпизоде ее спасения. Варя после операции светится от счастья, что наконец-то нашла своего Володю, а он уже отказался от нее в очередной раз. И винить его не за что - человеку не дано любить, разве за это казнят?
Можно было, конечно, не загораживаться влюбленным в Варю полковником, не искать причину, а честно сказать: «Я тебя никогда не любил и не полюблю».
Но при всей своей честности Устименко снова предпочитает кривить душой и изображать обиду чтобы не видеть своей подлости.
Так и живет доктор Устимено, влюбленный в свою работу и вихляющийся по жизни, стараясь не замечать тех, кто рядом с ним. Случайно женился случайно родил дочь, заметим, себя он не чувствует несчастным, у него все в порядке до тех пор пока супруга не вторгается в его служебные дела.
Ни капли не жалко этого человека потому, что он ущербный. При всех своих необыкновенных достоинствах доктор Устименко ущербный потому, что лишен способности любить.
Неизвестно, аукнется ли ему когда-нибудь за то что не отпустил Варю, не сказал ей честно, что не любит, что она свободна. Походя испортил жизнь человеку и не заметил этого.