Первое, с чего бы я начала погружение в эту тему – вопросы. Как часто звучат эти мысли? На какую сферу вашей деятельности такие мысли распространяются, а на какую нет? Кто их озвучивает, есть ли образ или голос? Где вы могли слышать подобное ранее?
«Хорошо/плохо» - это оценка. Оценка позволяет сформировать систему ценностей, фильтр, который даёт возможность ориентироваться в жизни, упрощает выбор, отсеивает ненужное. Первым фильтром в жизни ребенка является другой человек, авторитетная фигура, значимый взрослый. Малыш еще не может сам себе обеспечить безопасность, поэтому родители принимают решения за него, ориентируясь на собственную систему ценностей. Включаясь в социум, ребёнок начинает замечать другие системы, задаваться вопросами, делать первые шаги к осмыслению. Особенно ярко родительская система ценностей подвергается сомнениям и саботажу в подростковом возрасте, начинается поиск новых смыслов и авторитетных фигур. Всё это необходимые условия для формирования собственного внутреннего фильтра.
Оценивание себя и своих действий, как «плохих», корнями уходит в описанную выше историю. Наши значимые взрослые, хоть и выглядели сильнее и больше, всё же оставались людьми, со своими личностными особенностями. Думая о том, как в голове поселились подобные навязчивые мысли, первое, что мне приходит в воображении – образ тревожного родителя. Чем больше потенциально опасных/неприемлемых вещей способен разглядеть взрослый, тем меньше поле для инициативы ребёнка. Например, если ребёнка тянет лазать по деревьям, но для мамы или папы это слишком рискованно, то лазание по деревьям автоматически становится плохим занятием. «Стучась» о стенки таких ограничений, появляется всё больше «плохих» зон и всё меньше поле для исследования себя. Взрослея, такой ребёнок может на интеллектуальном уровне понимать, что нарушение некоторых таких правил ничего плохого в себе не несёт, но эмоционально всё ещё быть сопряжённым с чувством вины за нарушение, ругать себя.
Другая история – бессознательная зависть родителя. На примере это звучит, как в мемчике «Родители: мы просто хотим, чтобы наши дети радовались жизни. Дети: *радуются*. Родители: не так». Родительская зависть не такое уж редкое явление. Иногда, возможности, открывающиеся перед детьми, кажутся навсегда закрытыми или утерянными для взрослых. Это может вызвать чувство гордости за собственное родительство, но иногда это очень ранит. Неосознанная рана может поневоле быть отыграна в отношениях с ребёнком, «покусывать» его через вызывание чувства вины. И тогда, радоваться жизни или выбирать себя оценивается внутри, как нечто плохое.
Конечно, это не единственные причины, каждая история уникальна и для понимания причинно-следственных связей необходим анамнез конкретного человека. Путь облегчения или трансформации таких мыслей тоже должен быть уникальным. В рамках же моего текста и описанных в нём вероятных причин, могу предположить, что здесь избавление от симптома будет поднимать вопросы сепарации от родителя и его установок, включающих отсоединение и поиск собственной идентичности.
Автор: Пюра Дарья Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru