Нам стоит поторопиться и успеть раньше, чем США закончат «каннибализацию своих европейских партнёров».
Гонка суверенитетов стала общемировым трендом. Другими словами: это способность решать государственные и экономические задачи. Между тем хищничество Запада, привыкшего накапливать свои суверенные баллы за счёт уничтожения других, вынудило другие государства показать клыки и бороться за новые рынки.
Разные методы
По словам советника президента РФ по экономике Максима Орешкина, экономики стран Глобального Севера — США и Япония. А Евросоюз уверенными темпами теряет свой вес.
При этом ведущей мировой экономикой стала КНР, а самой крупнейшей экономикой Европы — Россия. Этот тезис следует из интервью, которое Орешкин дал изданию «Эксперт».
Отечественная экономика уже наступает на пятки Японии в гонке суверенитетов за четвёртое место в мире.
Важно отметить, что преодолевают государства препятствия по освоению мирового экономического пространства, пользуясь абсолютно разными способами. Мы сейчас говорим об освоении новых, развивающихся быстрыми темпами рынков в Азии, за исключением Китая и Индии, а также в Африки.
Орешкин подчёркивает, что Америка после того, как опустошит европейские рынки, убив автомобилестроение, химическую промышленность и другие сферы экономики, переключится на рынки Азии.
Потому России важно уже сегодня закрепиться на данных территориях.
Новые пути
После того, как стартовала СВО на Украине и коллективный Запад обрушил на Россию пакетный комплекс санкций, нам пришлось сделать разворот на Восток.
Неожиданно для Запада Россия сумела сделать это в весьма сжатые сроки и восстановить свои производства без помощи "дорогих товарищей" .
Правда, уже вполне понятно, что это далеко не конец пути. И необходимо развиваться и дальше, задействовав не только рынки Азии, но и Африки. К тому же данный континент уже совсем скоро займёт место самого быстрорастущего рынка в мире.
Именно поэтому контакты между Россией и Африкой в последнее время усилились. При этом Африка — не только отличный рынок для сбыта российских товаров, но вполне приличная площадка для инвестиций.
Между тем понимает это не только Москва. Потому РФ предстоит посоревноваться за Африканский континент с главным конкурентом — Китаем. Пекин давно и весьма осторожно инвестирует в африканские проекты.
Так, Поднебесная покупает на материке рудники, права на добычу полезных ископаемых и так далее. Важный нюанс — Китай любит полностью контролировать собственные вложения, подчеркнул в беседе с ForPost кандидат экономических наук Константин Селянин.
Это только цветочки
Пока наше государство, можно сказать, что только делает первые шаги в освоении рынков Африки.
Однако уже есть планы о том, чтобы запустить программу господдержки для поставок в Африку продукции российского машиностроения. Вероятнее всего, что процесс будет запущен на лизинговых условиях.
Экономисты поддерживают и одобряют такие начинания России. Они отмечают, что России стоит полностью переориентировать с западных государств на страны Африки и Латинской Америки.
Особенно учитывая тот факт, что отечественные производства, а также станки и различное оборудование имеют конкурентные преимущества для рынков Африки.
«Во-первых, потому, что оно не требует высококвалифицированного обслуживания. Во-вторых, оно обладает высокой надёжностью, потому что изначально разрабатывалось для эксплуатации в сложных условиях, а поэтому не выйдет из строя через пару месяцев после поставки», — пояснил доктор экономических наук Иосиф Дискин.
Осторожно!
Стоит понимать, что не так просто Китай пытается инвестировать в Африканский континент, однако делает очень аккуратно, учитывая то, что ряд его стран язык не поворачивается назвать экономически развитыми.
Учитывая данный нюанс, поставки отечественного оборудования в лизинг — весьма отличный способ, позволяющий минимизировать риски, потому как собственником вторая сторона становится лишь после того, как полностью выплатит стоимость приобретения.
Лизинг будет удобен не только для России, но и для Африки, которой не придётся заниматься поиском огромных сумм, чтобы расплатиться за продукцию. Да и лизинговые платежи намного выше обычной оплаты.
«Иными словами, отечественное машиностроение таким образом получит не только новый рынок сбыта, но и сможет больше заработать», — пояснил экономист Иосиф Дискин.
Одновременно с этим важно учитывать и настрой правительств африканских стран, и вспомнить историю со списанием долгов.
«Наша страна уже простила Африке в общей сложности 23 млрд долларов долгов и продолжает это делать. Если наши африканские партнёры не будут платить по лизинговым контрактам, дело может окончиться очередным списанием долгов», — высказал мнение экономист Константин Селянин.
Подытожим: экспорт отечественного машиностроения — это только лишь одна частность в развивающихся российско-африканских отношениях. Предполагалось, что в Африку будет поставляться продукция российского автопрома.
Нельзя исключать, что в дальнейшем Россия может инвестировать в развитие энергетической, транспортной и иной инфраструктуры, что ускорит экономическое развитие региона и усилит наше положение на местных рынках.
Но главный вопрос: а стоит ли оно того?
Читайте по теме: Не нужен мне берег турецкий, или Зачем Путину Африка?