Найти в Дзене

Тетрадь 2. Табличные решения при дефиците системного мышления

У детей бывают состояния, когда тяжело удерживать в голове несколько условий. А еще бывают задачи, в которых условий столько, что невозможно удержать их в голове ни последовательно, ни одновременно. В качестве вспомогательного инструмента удобно использовать таблицы. С их помощью объекты задачи можно упорядочить и построить между ними взаимосвязи. Кроме того, при записи условий задачи в табличном виде тренируется волевой ресурс- дети тщательно и последовательно должны записать условия в таблицу. Скрупулезность- наше все. Для начала объясняем ребенку, что такое таблица и принцип ее действия. Таблица - это клетчатое поле. Оно имеет столбцы и строки. Пересечения столбца и строки показывает наличия отношений между тем, что записано в столбце и строке. 1. Нюша , Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч? Задаем ребенку вопрос: о чем задача? кт

У детей бывают состояния, когда тяжело удерживать в голове несколько условий. А еще бывают задачи, в которых условий столько, что невозможно удержать их в голове ни последовательно, ни одновременно. В качестве вспомогательного инструмента удобно использовать таблицы. С их помощью объекты задачи можно упорядочить и построить между ними взаимосвязи.

Кроме того, при записи условий задачи в табличном виде тренируется волевой ресурс- дети тщательно и последовательно должны записать условия в таблицу. Скрупулезность- наше все.

Для начала объясняем ребенку, что такое таблица и принцип ее действия.

Таблица - это клетчатое поле. Оно имеет столбцы и строки. Пересечения столбца и строки показывает наличия отношений между тем, что записано в столбце и строке.

1. Нюша , Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч?

Задаем ребенку вопрос: о чем задача? кто или что являются действующими лицами ( выделяем объекты).

Ребенок: смешарики и мячи

Педагог: кто именно из смешариков участвует в задаче?

Ребенок: Бараш, Нюша, Копатыч, Лосяш

Педагог: нарисуем таблицу и подпишем столбцы

Теперь подпишем строки

-2

Педагог: в задаче говорится, что нам точно известно, что у Копатыча желтый мяч. На пересечении столбца "Копатыч" и строки "желтый" поставим плюсик.

-3

Педагог: что нам известно про остальных героев?

Ребенок: У Бараша не синий, а у Нюши не синий и не красный

-4
-5

Теперь внимательно смотрим на таблицу столбец "Нюша" . У Нюши не синий и не красный ( по условию) и не желтый, потому что желтый у Копатыча. Таким образом получается, что у Нюши зеленый мяч. Добавим этот вывод в таблицу

-6

Если у Нюши зеленый мяч, то у остальных героев зеленого мяча уже не может быть. Занесем этот вывод в таблицу

-7

То же самое сделаем и для Копатыча, у которого желтый мяч. Значит у остальных героев не желтый

-8

А также если у Копатыча желтый мяч, значит мячей другого цвета у него нет

-9

Синего мяча нет ни у Бараша, ни у Нюши, ни у Копатыча, значит он у Лосяша

-10

Если у Лосяша синий, значит красный у кого-то другого

-11

Педагог: кто у нас остался без мяча?

-12

Какой мяч остался без хозяина?

-13

Какой вывод мы можем сделать?

П.С. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок на все вопросы отвечал сам, сам рисовал таблицу и все сведения вносил в нее собственноручно.