Найти в Дзене

Крупнейшие авиакатастрофы Ту-124 в СССР

Оглавление

За каких-то 23 года с момента первого полёта Ту-124 произошло 16 катастроф и аварий, и 6 из них были самыми крупными, унёсшими жизни 275 человек о них мы и расскажем в этой статье.

№1. Куйбышев, 8 марта 1965 года

Для всех жителей союза 8 марта был одним из самых желанных праздников. Мужчины спешили 7 марта купить своим любимым мимозу, женщины с вечера готовили салат Мимоза, дети учили стихи и песни для любимых мам и бабушек...

Пассажиры рейса SU-513, летевшего по маршруту: Куйбышев — Ростов-на-Дону — Сочи радовались, что каких-то несколько часов и они обнимут родных, сядут с ними за один стол, получат подарки, но, увы, для 30 человек этот роковой полёт стал последним.

В 11:34 с взлётно-посадочной полосы аэропорта Курумоч авиалайнер Ту-124В произвёл взлет. И всего лишь набрав высоту в 40 метров, произошло увеличение угла набора высоты, а также появился правый крен. В двигателях произошёл срыв пламени и они остановились. Потерявший тягу и подъёмную силу, самолёт в 11:35 упал на землю. Экипаж воздушного судна даже не успел сообразить и предпринять какие-либо действия.

Столкновение состоялось вначале левой плоскостью, потом носом. Самолет разрушился. Когда спасателям удалось попасть внутрь, то в кабине были обнаружены: в левом кресле — КВС-стажёр, в кресле второго пилота — проверяющий. Командир и второй пилот в момент катастрофы находились в пассажирском салоне.

В результате катастрофы погибло 30 человек: 9 членов экипажа, 21 пассажир. Всего на борту было 39 человек.

Причин катастрофы было несколько: недостатки в конструкции, отказ техники, отсутствие у стажёра необходимых навыков по пилотированию на взлёте при сложных метеоусловиях.

№2. о. Килпъявр Мурманская область, 10 ноября 1965 года

Схема крушения Ту-124В 10 ноября 1965 года
Схема крушения Ту-124В 10 ноября 1965 года

Это был совсем новый лайнер, каких-то 2,5 месяца назад выпущенный с Харьковского ГАПП. Рейс 99 из Ленинграда в Мурманск.

В 14:21 самолет вылетел из ленинградского аэропорта. В этот день над Мурманском небо затянуло кучевыми облаками, стояла полярная ночь. В 15:57 самолёт должен был приземлиться, но за 7 минут до планируемого времени прибытия что-то пошло не так.

В 15:50 диспетчер мурманского аэропорта связался с командиром судна и дал указание снижаться до 2400 метров. Вскоре он дал команду на снижение до 700 метров. И вдруг, Ту-124 неожиданно попал в сильный снегопад. Однако командир не прекратил снижение лайнера. В это время с экипажем вновь связался диспетчер и ошибочно назвал неверное расстояние до аэропорта — 2800 метров.
Посмотрев на землю, КВС Донат Самуилович Неклюдов в темноте увидел огни, подумав, что это начало полосы. Увы, но это были огни домика приводного радиомаяка. Не зная истинной ситуации, командир увеличил скорость снижения самолёта до 9 м/с.

Пролетев ещё 273 метра самолёт ударился о лёд озера Килпъявр, оторвав левое полукрыло, затем оторвало пилотскую кабину. Самолёт на бешенной скорости несло по льду, и вот оторвалось правое полукрыло, но фюзеляж не останавливался и катился ещё более 500 метров, пока не проломил лёд и начал тонуть. В этот же момент начала тонуть оторванная пилотская кабина на мелководье на середине озера у небольшого острова. Она частично затонула. Все члены экипажа, помимо штурмана и диспетчера сумели ее покинуть.

Из здания радиомаяка прибежали солдаты, которые помогали пассажирам покинуть салон.

Всего на борту было 64 человека. В результате катастрофы погибло 32: 2 члена экипажа (штурман и диспетчер) и 30 пассажиров.

Причиной крушения было названо нарушение экипажем правил захода на посадку в сложных метеоусловиях, в результате чего Ту-124 снизился ниже посадочной траектории. А также невнимательность малоопытного диспетчера.

№3. Верхнеднепровский район, 2 сентября 1970 года

-3

В этот день экипаж из 277-го лётного отряда совершал свой обычный рейс 3630 Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс.

В 14:55 он вылетел из Ростова-на-Дону после промежуточной остановки. Согласно прогнозу, на маршруте самолёта были слоисто-кучевые облака, неустойчивый ветер со скоростью около 3—6 м/с, а также небольшая болтанка. Через 19 минут после взлета экипаж доложил о пролете Донецка на высоте 8 400 м. На что диспетчер дал команду занять эшелон 9 000 метров, потому что на высоте 8 400 метров был встречный борт. В 15:16 экипаж доложил занятие эшелона 9 000 метров.

Связь самолета с землей происходила в спокойной обстановке, интонация голоса была спокойной и четкой.
Неожиданно в 15:37 на трассе борта было передано короткое сообщение: «Сорок пять…(большая пауза) ноль… (с выкриком) двенадцать». На этом сообщение прервалось и больше связи с экипажем не было.

Самолет упал в 90 км от Днепропетровска в кукурузном поле между селами Лиховка и Заполички. В последствии комиссия установила, что с высоты 9 000 метров самолет перешел в крутое снижение с левым разворотом. Совершив левую крутую спираль, он развернулся на 266 градусов и на скорости около 950 км/ч с левым креном и под углом 70-75 градусов столкнулся с землей и полностью разрушился, оставив глубокую воронку.

Признаков столкновения в воздухе с каким-либо объектом не обнаружено. Стрельб и запусков беспилотных средств воинскими частями в данном районе не производилось, что послужило причиной катастрофы остаётся загадкой до сих пор. Причину катастрофы установить не удалось в связи с полным разрушением, взрывом и пожаром самолета.

Все 32 пассажира и 5 членов экипажа погибли.

№4. Деревня Карачарово Московской области, 16 декабря 1973 года

-4

В 18:10 по московскому времени Ту-124 (рейс 2022 Вильнюс - Москва) вылетел из Вильнюсского аэропорта. После прохождения Вязьмы, авиадиспетчер Внуково дал указание снижаться до эшелона 5700 метров. Экипаж подтвердил получение информации, а в 19:06 доложил о начале снижения.

В 19:10 диспетчер Внуково услышал передачу с рейса по связи:

19:10:51 (нрзб)
19:11:08 Вошёл в резкое пикирование, не могу вытянуть
Тяни, тяни, еще тяни
19:11:47 Хорош, с набором пошли, хорош, скорость идет
У нас отказал триммер
19:12:20 Штурман Скорость 360! Не надо вниз, не надо, от себя, Сергеевич!
19:12:37 Штурман Ого, 1500
19:12:39 Не снижайся, Сергеевич
19:12:39 ....

Самолёт вошёл в самопроизвольное пике и начал резко снижаться с вертикальной скоростью 20 м/с, разогнавшись до 680 км/ч. Экипаж был обучен данной ситуации и сразу понял, что произошёл отказ триммера, о чём доложил диспетчерам. Пилоты выровняли самолёт, но тот затем снова перешёл в ещё более крутое пике, на сей раз уже снижаясь с вертикальной скоростью. На скорости около 900 км/ч под углом более 80 градусов врезался в поле.

В результате сильного удара самолёт был полностью уничтожен, разбросав обломки по площади 140 на 190 метров и образовав на месте падения воронку глубиной 15 метров. Все 5 членов экипажа и 46 пассажиров на борту самолёта погибли. Из-за высокой скорости при ударе, тела большинства погибших было невозможно опознать.

Катастрофа произошла вследствие отклонения триммера руля высоты в пикирующее положение до предела. Произошло это из-за подачи ложного сигнала в его электрическую цепь управления.

№5. Деревня Санино Московской области, 3 января 1976 года

-5

Всего через 65 секунд после отрыва от полосы самолёт врезался в землю... Экипаж из 104-го лётного отряда, состоящий из командира Игоря Гужева, второго пилота Виталия Сутормина, бортмеханика Владимира Пархомовича и штурмана Ивана Семашко совершал привычный рейс Москва - Минск. Настроение у всех было отличное, в воздухе ещё витал дух новогодних праздников.

В 10:04:06 Ту-124 оторвался от полосы аэропорта Внуково и начал набор высоты. Через 26 секунд были убраны шасси и закрылки и самолёт начал правый разворот. Диспетчер дал команду на подъём до высоты 1500 метров, но ответа от экипажа не последовало и на дальнейшие вызовы он не отвечал.

В начале выполнения правого разворота пилоты увидели, что согласно показаниям авиагоризонтов правый крен самолёта начал возрастать. Тогда пилоты начали наклоном штурвалов влево уменьшать его. Через какое-то время сработала сигнализация предельного крена, поэтому пилоты были вынуждены отклонять штурвалы влево. Выйдя из облаков экипаж тут осознал, что самолёт несётся к земле с глубоким левым креном. Пилоты попытались вывести самолёт из пике, но малая высота и высокая вертикальная скорости не дали им успеть это сделать.

В 10:05:11 состоялось первое касание левой плоскостью севернее деревни Санино в поле. Ту-124, загоревшись и разрушаясь, продолжал двигаться и спустя 225 м врезался в одноэтажный деревянный дом от чего погибла хозяйка дома, а ещё один член семьи получил ушиб головы. Дом полностью разрушился. Повреждены еще два деревянных строения.
В катастрофе погибли все 62 человека, летевшие на борту (5 членов экипажа и 56 пассажиров), а также местная жительница.

Причиной катастрофы стали нарушения в показаниях авиагоризонтов, дезориентация экипажа. Из-за серьёзного разрушения конструкции и систем самолёта, причина нарушений в работе авиагоризонтов не была установлена

№6. Пойма Вороны Тамбовской области, 29 августа 1979 года

-6

Это была последняя крупнейшая катастрофа в истории Ту-124. После нее Министерство гражданской авиации Советского Союза прекратило эксплуатацию этих авиалайнеров.

Экипаж, выполнявший рейс №5484 Одесса-Киев-Казань, произвел взлет в аэропорту Борисполя в 23:21 по московскому времени. Полет выполнялся ночью в ясную погоду. Последний выход на связь был зафиксирован в 00:23 Пензенской РДС. После этого экипаж на вызовы диспетчеров не отвечал.

в 00:24:35 по невыясненным причинам начали выпускаться закрылки. Экипаж заметил, что самолёт начал снижаться и уменьшилась вертикальная перегрузка, в связи с чем в 00:24:43 выключил автопилот. Закрылки продолжали выпускаться, что приводило к увеличению вертикальной скорости снижения, поэтому экипаж потянул штурвал на себя и выровнял авиалайнер, при этом выключив автопилот по крену.

В 00:25:13 самолёт летел вниз, когда на правом крыле воздушным напором оторвало внутренний закрылок, а следом и внешний и лайнер перешёл в правый штопор. В 00:26 у самолёта оторвало левое крыло, а следом разрушился и фюзеляж.

В 7 утра самолёт был обнаружен в районе деревни 1-я Иноковка Кирсановского района Тамбовской области в лесистой заболоченной пойме реки Ворона полностью разрушенным.

Позднее из интервью известного казанского лётчика и историк авиации Рашида Ибрагимова:

А ведь на этом самолете должен был быть я – по дальнему графику стоял на киевский рейс. Но приходит ко мне Гена Воробьев: «Рашид, уступи рейс на Киев – надо жену оттуда забрать. А ты вместо меня – в Ленинград». Я не возражал. Он и командира уговорил…

В катастрофе погибли все 5 членов экипажа, 53 взрослых пассажира и 5 детей.

Причину выпуска закрылков выяснить не смогли из-за того, что не была найдена значительная часть электрической системы по их управлению. В заключении причиной катастрофы комиссия назвала ошибка экипажа, недостатки в конструкции, а именно конструктивные недостатки переключателя закрылков.

Экипаж и многих пассажиров похоронили на Арском кладбище. А вскоре по городу поползли слухи, что самолет случайно сбили военные, а пенсии семьям погибших платит министерство обороны. Так это было или нет, никто уже и не скажет.

Читайте наши другие статьи Самые жуткие авиакатастрофы СССР. Красноярский край