Многие москвичи и гости города заприметили для себя огромное и одновременно изящное здание на Сретенском бульваре, почти во всю его внутреннюю длину. Описано оно и в книге "О Москве в стиле odinmirage" - https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/ Приведем ниже отрывок из книги об этом уникальном доме, добавив фото для наглядности.
Идти по чистеньким аллеям широкого и просторного бульвара среди деревьев и ухоженных кустарников было приятно, и он пока никуда не хотел спешить, хотя у него еще оставались дела в офисе, отложенные уже на поздний вечер.
Его внимание не мог не привлечь занимающий почти всю внутреннюю сторону бульвара грандиозный комплекс зданий страхового общества «Россия», который в силу своего размера имеет четыре разных адреса: Сретенский бульвар, дом 6/1, Милютинский переулок, дом 22, Бобров переулок, дом 1 и, наконец, Фролов переулок, 6/1 С2. Комплекс зданий представлял собой два корпуса доходных домов, построенных в Москве в 1899–1902 годах по проекту архитектора Н. М. Проскурнина для этого страхового общества.
По внешнему убранству этот дом дворец, а по толщине стен в 1 метр – крепость. Фасады оформлены в духе позднего итальянского ренессанса, на многочисленных картушах вензеля страхового общества «Россия» – СОР и, конечно, символ Общества в виде саламандры (по-современному – логотип). Вот как описал внешнее убранство этого огромного комплекса в одной из своих статей Сергей Селихов:
«Стены Дома полны уникальной драматургии: под одним эркером притаилась саламандра, а под другим – целая стая летучих мышей, готовых вот-вот взлететь, на фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн (дань архитекторов моде!) женские головки с вьющимися волосами.
И даже банальные кронштейны для государственных флагов (по другой версии, фигура держала фонарь на цепи) исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля – все эти и другие многочисленные персонажи смотрят на прохожих сверху вниз…
Невольно обернешься и посмотришь на этот Дом!
Даже французский архитектор Ле Корбюзье (апологет конструктивизма), предлагавший снести весь исторический центр и построить «новую Москву», считал его самым красивым зданием в городе начала XX века».
Не менее интересным и технически революционным на момент строительства было и внутреннее оснащение домов комплекса.
В подвале дома размещались автономные отопительные котлы, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но еще фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала. Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из собственной артезианской скважины глубиной 50 метров. В подвале и на чердаке дома размещались прачечные. По сути, в масштабах одного комплекса зданий была создана инфраструктура мини-города.
Кроме того, в доме имелись электрические лифты, во всех квартирах были кухни с печами для приготовления пищи и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. Вот чего не было сделано и нет до сих пор – мусоропроводов в подъездах. Для того чтобы выбросить мусор, надо выходить на улицу. Но, может, это и к лучшему. В Швеции, например, при строительстве современных жилых домов в архитектурный проект часто не включают и не строят мусоропроводы, так как это помогает избежать размножения в доме насекомых и грызунов, а также облегчает задачу раздельного сбора мусора. У домов ставят разные мусорные баки, отдельно – для пластика, отдельно – для бумаги, отдельно – для стекла, отдельно – для пищевых отходов и так далее. Жители приучены выбрасывать мусор в заранее рассортированном виде. 5
В доме было 148 квартир площадью от 200 до 400 м² и высотой потолков от 3,8 до 4,2 метров, снимать которые могли только состоятельные люди. В квартире № 85, например, до революции размещалось правление Футбольной лиги России. Сразу напрашивается ироничный укол в сторону российского футбола: «Он и тогда был богат, в смысле обращающихся денег, а не талантов?» Сегодня, как мы все знаем, только ленивый не прошелся по системе российского футбола.
При Советской власти с 1920 по 1925 годы в первом корпусе размещался Наркомпрос, кабинет А. В. Луначарского был на втором этаже. Бывала здесь регулярно и Крупская, бывшая заместителем Луначарского. 6
80 % просторных квартир дома были дополнительно разделены и заселены представителями советской интеллигенции. Здесь жили известные ученые, народные артисты, врачи, архитекторы (геохимик и минералог А. Е. Ферсман, химики Н. С. Курнаков, Г. Г. Уразов, народные артисты СССР Н. П. Хмелев, Н. И. Бессмертнова и Ю. Н. Григорович, офтальмолог М. И. Авербах, математик Н. Н. Лузин и многие другие).