Найти тему
Cat_Cat

«Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву»

Сказавший это офицер ВВС США в 1947 году, конечно, имеет в виду коммунизм. Что Россию надо спасать от коммунизма и потому столица, Москва, где и гнездится голова коммунистической гидры, должна быть выжжена ядерным огнем.

Сегодня я расскажу вам о подготовке ядерной войны в исполнении ВВС США (САК, стратегическое авиационное командование).

Начнем с исторического экскурса. В 1945 году 9 мая немцы подписывают капитуляцию еще раз, 6 августа бомба падает на Хиросиму (20 килотонн тепла и света), 9 августа на Нагасаки (22 килотонны тепла и света). 15 августа японцы сдаются, на земном шаре наступает мир и победная эйфория. Никогда еще противостояние гадине национал-социализма и фашизма не укладывало в одну постель столь разных людей по всему земному шару. К сожалению, как знает большинство взрослых людей, посткоитальная эйфория скоро уступает место посткоитальной же депрессии.

-2

9 февраля 1946 товарищ Сталин выступает с речью. На Западе эта речь обычно показывается как ярое противостояние мира капиталистов и коммунистов, и что они не могут существовать вместе. Далее читайте с акцентом Но западные товарищи невнимательно читали речь товарища Сталина.

«Ввиду этого вторая мировая война против государств оси в отличие от первой мировой воины приняла с самого начала характер войны антифашистской, освободительной, одной из задач которой являлось также восстановление демократических свобод. Вступление Советского Союза в войну против государств оси могло лишь усилить, – и действительно усилило, – антифашистский и освободительный характер второй мировом воины. На этой почве и сложилась антифашистская коалиция Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и других свободолюбивых государств, сыгравшая потом решающую роль в деле разгрома вооруженных сил государств оси». – это, пожалуй, главная часть речи про политику, дальше товарищ Сталин рассказывает о успехах СССР в годы войны и вообще – это предвыборная речь, товарищи, там о успехах страны под руководством настоящих коммунистов и немного при помощи товарища Сталина.

22 февраля Джордж Кеннан, кого часто зовут «архитектором Холодной войны», пишет длинную телеграмму в Госдепартамент, где уверяет, что «США не смогут сотрудничать с Советами».

-3

Уинстон Черчилль все же не мог пропустить мимо ушей речи коммунистов и антикоммунистов, поэтому 5 марта выходит речь о «Железном занавесе». Ее тоже любят читать не совсем корректно, акцентируя внимание на самой «железной шторе», нежели на таких фразах как: «Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, - питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики». И вторая: «Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин».

Есть, конечно, цитата, которую надо отливать в золоте: «Из того, что я наблюдал в поведении наших русских друзей и союзников во время войны, я вынес убеждение, что они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе - насколько это в наших силах - действовать с позиций малого перевеса, который вводит во искушение заняться пробой сил».

В итоге последний абзац речи говорит о том, что мира по всему миру можно добиться только «хорошим взаимопониманием с Россией по всем вопросам под общей эгидой ООН», ну и дружбой англоязычного мира. То есть мы опять видим, что читают не совсем то, что написано, поворачивая и трактуя так, как выгодно. Можно ли это осуждать? Нет, поскольку и Трумэн, и Сталин явно хотели лучшего для своей страны. Черчилль в тот момент был оппозиционером-заднескамеечником, и мог хотеть что угодно, но, скорее всего, искренне хотел вернуться во власть, чего позже и добился.

10 марта Трумэн убеждает СССР покинуть Иран, а 1 июля США проводит публичную демонстрацию своего ядерного оружия в операции «Перекресток», куда специально приглашают советских представителей. Экспансионизм СССР в Иране (введение войск), расширение влияния США в Греции и Турции (400 миллионов двум странам на урезание влияния коммунистов) – это разве не одно и тоже? «Это другое».

США еще пытается в июне 1946 года протолкнуть план Баруха, по которому Америка выступала бы монополистом на производство и применение ядерного оружия. И как только был бы установлен международный контроль за этой сферой, приступили бы к уничтожению своего ядерного арсенала (как только добьемся поставленной цели). Конечно, СССР выступил против такого плана, поскольку он не только предполагал контроль за внутренней ядерной промышленностью во всех странах, включая СССР. Сам формат надзирающего за ядерной промышленностью Международного Совета (6 постоянных членов: США, Британия, Франция, СССР, Китай, Канада и шесть непостоянных) был бы не в пользу СССР. Отмечу, что уничтожение ядерного арсенала США должно было произойти только согласно утверждениям политиков, но нигде не было закреплено в документах. И то, что это не было допустимо с точки зрения СССР – это вот официальная точка зрения Госдепартамента США, кстати.

Но это политика. Люди по всему земному шару старались наслаждаться плодами победы и спокойствием. Да, в Италии и Греции к власти абсолютно спокойно приходили коммунисты, а во Франции коммунистов было явно больше, чем противников Де Голля. В Америке же начинают потихонечку подогревать политическую атмосферу против коммунистов. Ну и надо бы чтоб мускулистый бицепс американской военщины соответствовал.

А кто у нас еще есть носители единственного и лучшего американского ядерного оружия? То есть, кто у нас диктует свою непреклонную волю мировому сообществу? ВВС США.

В это время (1945-1946 года) в штабах ВВС США: «Нет никакой значимой стратегической угрозы или предпосылок таковой, по мнению лучших стратегов нашей страны, и не появятся в следующие три-пять лет». Главнокомандующий САК Джордж Кенни больше боролся за развитие структуры как таковой, передоверив все руководство своим замам. Он мотался по командировкам, рассказывая и показывая всем готовым слушать, что ВВС - это должен быть отдельный род войск и им нужно отдельно обустраивать службу. Напомню, что отдельным родом войск они стали в 1947 году.

Ну и сама служба была расслаблена, знаете ли, такой дембельский послевоенный аккорд. Самолетов было мало, опытных людей еще меньше, налета и опыта почти не осталось. В 1946 году в списке 600 самолетов было: 148 B-29, остальные B-17, в списке самолетов штабов числились даже двухмоторные B-25, и на 600 самолетов было только 3 реактивных истребителя P-80. Истребительные группы были из P-51 и P-47. На 1 мая 1946 года только одна авиагруппа могла летать на бомбардировочные вылеты с ядерным оружием – 509 Сборная группа из Розуэлла, то есть около 300 человек. А всего было около 37 092 человек в рядах САК в конце1946 года: 4319 офицеров, 27871 рядовых и 4902 наемных из гражданского персонала.

Но планы были с 1945 года. На которые требовалось минимум 123 бомбы, максимум 466 бомб.

-4

А вот карта целей на 1945 год.

-5

План осени 1945 предусматривал нанесение 123 ядерных ударов по советским целям, это при том, что в 1946 у САК было 17 бомбардировщиков и 11 атомных бомб. Столько, сколько хотели в 1945, они приготовили только к 1952 году. Атомная бомба Mark3, опять же, в те годы собиралась силами 39 человек за два дня. Да и бюрократия помогла бы еще. Передача бомбы техперсоналу ВВС из запасов Комиссии по ядерной энергетике США занимала пять-шесть дней. То есть вы понимаете, что если «что и вдруг», то неожиданно воевать не получится?

К концу 1947 года число самолетов удвоилось, и в составе истребителей было уже 120 реактивных F-80. Ну и да, первые послевоенные апгрейды B-29/50 (новая аббревиатура – новый самолет – новый бюджет) в 1948 начали уже поступать в части. Новые двигателя, новая рама, новое хвостовое оперение. B-50 летал чуть быстрее B-29, и чуть дальше. Но принципиально подготовка людей и их боеготовность не изменилась. Личного состава стало под 50 000. Тут еще проблема – летный состав учили быть полностью взаимозаменяемыми, и бомбардир должен был уметь сесть на место пилота или штурмана, как и наоборот. А это редко положительно сказывается на подготовке сложных специальностей. Из 11 авиагрупп к концу 1947 года были готовы две. 16 мая 1947 года САК смогло выделить все имеющиеся самолеты на полет до Нью-Йорка в целях учебного бомбометания. Это всего 101 самолет B-29. То есть в случае чего, СССР летело бы бомбить около 100 самолетов.

B-29
B-29

В середине 1948 года Хойт Вандерберг стал главнокомандующим ВВС США (подробнее о плачевном состоянии ВВС США в 1945-1951 читайте тут), и министр обороны Форрестол затребовал от него рапорт по САК. Для этого он попросил некоего Чарльза Линдберга провести ревизию летного состава САК. К 14 сентября 1948 года с налетом 100 часов на самолетах САК, причем с шести разных авиабаз, он подготовил доклад. Через неделю после доклада действующего командующего САК Кенни «убрали» в академию ВВС, авиабаза Максвелл, Алабама.

И назначили командующим САК Кертиса Лемэя, человека, который разбомбил Японию. Опытного профессионала, талантливого летчика и штурмана. Скажем так, практика воздушной войны.

7 цитат Кертиса Лемэя:

  1. Мы должны любой ценой избегать вооруженного конфликта. Но если мы в него ввязываемся, влетаем с двух ног и заканчиваем как можно скорее.
  2. Если мы будем поддерживать нашу веру в бога, любовь к свободе и превосходство ВВС, у нас отличное будущее.
  3. Удачное наступление приносит победу. Удачная оборона скрасит поражение.
  4. Мы все вывезем.
  5. Если я увижу, что русские самолеты готовятся к атаке, я должен буду вышибить из них все дерьмо перед взлетом.
  6. Ошибаться свойственно всем людям, но их прощение - не наша политика
  7. Цена нашей ошибки может быть оплачена выживанием нации

Генерал-майор Томас Пауэр (Power) стал первым заместителем Лемэя. «Он из породы авторитарных ублюдков, но он был моим лучшим командиром эскадрильи [wing commander], которые были у меня на Гуаме. Дело знает».

В общем, в апреле 1948 года новый командующий и его зам выяснили, что САК готово к войне исключительно теоретически. Все планы ограничиваются громкими вводными или яркими заголовками, нет списка целей и нет списка подразделений, с поставленным функционалом. Вроде бы отчеты о учебных бомбометаниях радуют высокими цифрами, но это потому, что бомбят с 3-4 километров, цели видны невооруженным взглядом, и часто снабжены радарными/уголковыми отражателями. Часть командиров групп даже не в курсе состояния материальной части. Но вроде бы все всё делали хорошо, какие претензии?

Поэтому первые учения, которые провел Лемэй стали масштабными учениями, максимально приближенными к боевым. «…реалистичная боевая задача, на боевых высотах, всем самолетам в САК, которые мы смогли поднять в воздух. Мы подняли все что смогли, и ни один самолет, ни один экипаж не смогли отработать по вводным: повсеместные отказы, оборудование не работало, экипажи не отрабатывали, ничего не сработало».

Экипажи САК (ни один!) на этих учениях не попали имитатором атомной бомбы в Дейтон, Огайо.

-7

Как вы понимаете, такого не могло быть в агрессивных империалистических ВВС лучшей в мире страны. Ситуацию надо было исправлять.

Началось все с любимых методов нормального управления: стандартизация и оценка. В любой момент выездная инспекция по боеготовности (ORI, operational readiness inspection) могла появиться на базе САК и потребовать показать план на случай войны и немедленно приступить к его демонстрации. Если эскадрилья не могла отработать по своему плану, ее командир вылетал на пенсию.

Стандартизация привела еще к тому, что предполетные проверки стали обязательными у пилотов. Страх увольнения или наказания привел к тому, что, если в 1948 году происходило 65 инцидентов на 100 000 летных часов (читайте 65 аварий с человеческими жертвами и потерей техники), то в 1950 их стало 41. А к 1956 году их стало 9 на 100 000 часов. И это при том, что авиапарк САК пополнялся новыми самолетами, которые сами по себе предъявляли повышенные требования к летному составу и давали большее число инцидентов на летные часы.

Была введена оценка параметров боеготовности. Она могла меняться, но по этой системе оценивали все внутри САК. «Внутри организации командиры видели свои оценки и могли оценить свои провалы. Они влезали в эту область и исправляли ее. Если нет – новый командир». Это добавляло дух соревнования, кстати. Помимо стандартных соревнований у бомбардировщиков по точности бомбометания (точность которого к 1950му году выросла на 500 процентов!), успехи означали повышение. «Каждый квартал командир эскадрильи выписывал список экипажей по рангу. Оценивалось бомбометание, тесты и полеты – помимо прочего – и на основании этого командир мог двигать личный состав вверх и вниз по списку». Верхние 15% списка могли получить повышение. Правда, если штурман ломал ногу, например, и экипаж терял летную готовность, они вылетали в конец списка. Максимум личного состава было повышено в 1959 году – 900 человек. Понятно, что это вызывало недовольство у остальных ВВС, потому что общее число поощряемых не увеличивалось. Справочно: к началу 1960х годов в САК было более 50 процентов старших офицеров от всех ВВС США. И весь этот личный состав летного персонала учился/работал по 70-90 часов в неделю.

Шла подготовка состава к работе по определенному списку целей. Это приводило к тому, что люди были готовы найти свои цели в полной темноте с завязанными глазами. То есть у американцев полеты над Европой преследовали реалистичную цель – когда русские орды пойдут к Атлантике, американские бомбардировщики смогут наносить удары по европейским городам с закрытыми глазами. С 1948 года были доступны авиабазы в Англии, где две группы B-29 проводили по три месяца, а одна группа B-29 проводила месяц на АБ Фюрстенфельдбрук (Fürstenfeldbruck) в Германии. Еще три группы B-29 ротировались на Дальнем Востоке. Ну и в самой Америке авиагруппы вылетали на бомбежки крупных городов типа Нью-Йорка, стараясь отработать бомбометание по отдельным зданиям, пусть даже и сброс атомной бомбы в те годы не требовал такой точности.

Но нельзя просто жестко спрашивать с людей. Младший летный состав САК переселили из казарм в двухместные комнату, начали обучение поваров, и предупредили, что в случае жалоб на еду начнутся «внезапные и неприятные назначения на дальние аэродромы». А у ВВС США были базы в тех местах, где встреча с белым медведем – разнообразное и яркое событие, которое можно обсуждать все оставшееся время службы.

В 1948 году на вооружение стали поступать B-36. Поздние их версии уже были полуреактивными: на шесть винтовых добавляли четыре реактивных. К концу 1949 года стало три тяжелых крыла B-36, 11 средних с B-29/50, и три разведывательных крыла. К началу 1949 года средняя погрешность при сбросе бомб была 1121 метр. К концу 1949 года она составляла 892 метра для средних бомбардировщиков и 691 для тяжелых. То есть улучшилась почти в два раза.

На переднем плане B-17, слева B-29/он же почти 50/, справа B-36, на заднем плане B-18 Bolo. 1948 год
На переднем плане B-17, слева B-29/он же почти 50/, справа B-36, на заднем плане B-18 Bolo. 1948 год

Более того, поскольку базы ВВС со стратегическими бомбардировщиками могли стать целью «коммунистических диверсантов», генерал Лемэй отдал приказ о создании «команд проникновения», которые действовали как враги, пытаясь проникнуть на базу под видом летного состава, представителей промышленности или даже поставщиков еды напитков. В общем, со всех сторон старались бдить.

Да, как вы понимаете, боеготовность после 1948 начали уже поддерживать на уровне. Но вот с планами по-прежнему была проблема. Заодно напомним, что президент Трумэн справедливо считал атомное оружие бесчеловечным и неизбирательным, поэтому по его приказу Объединенный комитет начальников штабов готовил план обычной войны, пока в июле 1948 года Министр обороны Джеймс Форрестол не приказал это прекратить на фоне Берлинского кризиса и не начать снова готовиться к ядерной войне.

В декабре этого же 1948 года ВВС согласовали с правительством план EWP 1–49 (Emergency War Plan 1-49) предусматривал нанесение ядерных ударов 133 бомбами по 70 городам СССР – в течение месяца. Как всегда, минус плана был в том, что бомб на руках было только 50.

Да, и кстати, кто вам сказал, что у плана была цель? Он предусматривал уничтожение крупных городов (то есть промышленных центров) Советского Союза. То есть мы уничтожаем крупные цели – просто потому, что в них гарантированно попадаем – и дальше ждем развития событий. Если враг не сдастся, у нас будут проблемы.

Сами американцы пишут, что к 1950м момент Флот США готовился к локальным войнам, которые он мог выиграть, но в которых ему воевать не обязательно. Армия США готовилась к крупной войне, которую она выиграть не могла. А ВВС США готовились к крупной войне, в которых они сражаться не будут, игнорируя локальные войны, в которых ВВС сражаться точно будет.

Справедливости ради, надо отметить, что в те годы преодоление советской ПВО особой проблемы не представляло, и «какое-то время все разведывательные самолеты САК летали ясным солнечным днем над Владивостоком». Но это было актуально на начало 1950х, к середине начали появляться проблемы. Впрочем, советское небо для полетов иностранных разведчиков почти полностью смогли закрыть только к 1960м годам. И дело не в том, что сбивали всех. Это отнюдь не так. Дело в том, что риск быть сбитым превышал пользу от полученной информации.

Поэтому до периода 1955-1956 годов целями САК были преимущественно крупные города, они же промышленные центры, список дополнялся крупными военными целями типа портов и аэродромов. К 1955 году запас ядерного оружия у США уже был вполне приличный: 2400 боеголовок. К 1959 их стало 12000, а вот в 1961 – 22 229. И тогда, по мере роста запасов ядерного оружия у США и оборонного потенциала СССР список целей для бомбардировок стал меняться.

По итогу, к 1959 году дополнительными целями стали объекты «воздушной мощи СССР» - то есть места базирования ракет и стратегических бомбардировщиков, заводы авиационной промышленности. То есть он выглядел так: 1) авиа и ракетные базы, 2) военные и гражданские центры управления, 3) авиапромышленность, 4) атомная промышленность, 5) объекты нефтегазовой индустрии. К сожалению для США и, к счастью СССР, бывший подполковник Армии США Уильям Вэлен (William H. Whalen) разгласил КГБ планы размещения американских войск в Европе и цели ответных ядерных ударов ВВС США. И занимался этим с 1959 по 1961 год. Взяли его силами ФБР в 1966 году.

Первая доктрина ВВС, которую опубликовали в 1953 году, превозносила ядерные бомбардировки превыше всего. Настолько было велико влияние САК в ВВС, что Корейскую войну просто проигнорировали при написании доктрины. А в переиздании 1959 года добавили, что «лучшая подготовка к ограниченному конфликту – подготовка к всеобщей войне».

В стратегической авиации до появления в войсках бомбардировщика В-52 в котором штатно применялись средства РЭБ и был специально выделенный для них оператор, остальные самолеты штатных средств РЭБ не имели. Нормативами было положено иметь хотя бы 1 самолет с РЭБ на 3-4 борта, но в реальности часто этот норматив не выполнялся. Во многом сказался тот факт, что и В-36, и В-47 были заказаны ещё в ходе войны, поэтому если в первом задел под РЭБ предусмотрен был, то вот главной защитой второго считались скорость и высота полета. При этом в середине 1950-х В-47 был основой стратегической авиации США (более боеготовых 1300 бортов против 350 В-36 и 350 В-50 ), установить в него РЭБ можно было только убрав бомбы, т.е. сделав самолетом сопровождения. Фактически и САК и ТАК (тактическое авиационное командование) с 1950 по 1955 годы имели крайне ограниченные возможности РЭБ. Тем не менее списывать их со счетов не стоит: во время войны в Корее применение РЭБ в ночных налетах позволило в 3 раза снизить потери.

Опираясь на опыт бомбардировочных миссий Второй мировой и проведенные исследования американские генералы выяснили, что для эффективного глушения РЛС и связи противника требуется, чтобы комплексами РЭБ были оснащены не менее 2 из 3 самолетов атакующей формации. В первой половине 1950-х достигнуть такой плотности средств РЭБ в ВВС США было крайне сложно: на 1951 год обеспеченность средствами РЭБ была на уровне 2-3 боеготовых комплекса на 10 самолетов и примерно столько же обученных экипажей. С учетом того, что в данный период В-47 не были обеспечены средствами РЭБ, то атакующая формация должна была быть смешанного состава из В-47 носителей бомб и В-29, В-50 и В-36 с комплексами РЭБ, что серьезно нивелировало высотные и скоростные характеристики В-47 при работе в единой формации.

B-47 на посадке
B-47 на посадке

С 1955 года начали, кстати, практиковать суточную готовность к вылетам. К этому же году на вооружение стали поступать легендарные B-52. Но это уже совсем другая эпоха…

Автор: Павел Леонов

Реквизиты автора (читайте по тэгу малоизвестные вещи о Холодной Войне) — на шоколадку и виски— 4274 3201 0273 5084 (Сбербанк)
— 5536 9138 3728 6398 (Тинькофф)

Источники:

1) The SAC: A History

2) SAC Operational Reports 1948-1955