Найти тему
Вечерняя Казань

«Казань за пять лет преодолела путь в 15-20 лет своего развития»

Раис Татарстана Рустам Минниханов объяснил на примере Универсиады-2013, что даст саммит БРИКС рядовым жителям.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

На традиционной ежегодной встрече с журналистами раис Татарстана Рустам Минниханов, отвечая на вопросы СМИ, отметил возросшую знакомость республики, как промышленного региона. Татарстан сегодня успешно помогает решать задачи по «перенастройке» российской экономики.

-2

Что даст саммит БРИКС-2024 для Казани?

Следующий год для республики ознаменуется двумя международными событиями — «Играми Будущего», которые пройдут в феврале; и саммитом стран БРИКС в октябре 2024 года. Но непосредственно перед саммитом в Казани пройдут еще одни международные соревнования — Игры стран БРИКС.

Глава республики Рустам Минниханов, говоря об эффекте подобных событий отметил их значимость для региона.

— Посмотрите, какие радикальные изменения столице Татарстана принесла Универсиада-2013. Казань всего за 5 лет преодолела путь в 15-20 лет своего развития. Специально к Играм были построены 36 новых спортивных сооружений мирового уровня, включая новый стадион на 45 тысяч зрителей. Сегодня эти объекты активно используются и имеют высокую востребованность у жителей города. Также к Универсиаде мы возвели студенческий городок на 14,5 тысяч мест. После соревнований в новые дома въехали студенты нескольких вузов. Студенческие игры дали большой толчок развитию туризма, — подчеркнул лидер Татарстана.

-3

В случае с саммитом БРИКС Минниханов видит похожую выгоду для республики — в оставленной инфраструктуре и узнаваемости на международной арене, а значит и для сферы туризма.

— Наш город примет саммит БРИКС впервые. Уверен, это событие окажет огромное влияние на развитие столицы Татарстана. А изменения в инфраструктуре города напрямую повлияют на качество жизни казанцев, — заявил раис республики в эксклюзивном комментарии для «Вечерней Казани».

Когда вылетят Ту-214?

Одним из самых ярких событий 2023 года для Татарстана стало решение премьер-министра России Михаила Мишустина нарастить производство Ту-214. До 2030 года ПАО «Туполев» должен был выпустить три новых лайнера — и первый сдать в 2023 году, но сроки, что называется, «сдвинулись вправо».

— Наращивание выпуска самолетов Ту-214 – это глубоко проработанный и реализуемый проект. Казанский авиационный завод модернизируется и способен выполнить все задачи, которые ставит перед ним государство, — заявил Рустам Минниханов.

На данный момент предприятие имеет твердые контракты на постройку 20-ти лайнеров.

— С «Аэрофлотом» у нас твердый контракт на 11 единиц. А всего с лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис» в интересах группы «Аэрофлот» подписан контракт на 40 Ту-214. По правилам комплексной программы поставка будет проходить поэтапно. То есть, сначала мы передадим 11 машин, а затем в работу пойдут следующие, — рассказал изданию «Вечерняя Казань» Рустам Минниханов.

-4

Первые поставки пассажирских Ту-214 запланированы уже в следующем году. Это будут самолеты для авиакомпании «Аэрофлот» в специальном исполнении.

На стадии согласования требований к будущим самолетам сегодня находится соглашение между «Туполевым» и авиакомпанией «Якутия». Казанский авиазавод должен будет поставить для нее 10 машин.

— С авиакомпанией «ЮВТ-Аэро» заключили договор на поставку четырех Ту-214. Два воздушных судна планируются к передаче в 2025 году, еще два — в 2026 году. Кроме того, авиакомпания «Red Wings» вскоре получит два восстановленных до летной годности Ту-214. Один из лайнеров находится на завершающем этапе и вскоре будет передан в авиакомпанию. Работа по восстановлению летной годности шла у нас, в Казани, при участии компании «КАПО Авиа», — добавил руководитель республики.

Должен ли застройщик вкладываться в строительство дорог и школ?

За 2023 год жители Куюков несколько раз заметно напомнили о себе в СМИ — нехватка школ, качественных дорог и детских садов в этом районе вблизи Казани становилась едва ли не главной инфоповесткой летнего и осеннего сезона.

Именно в Куюках и Лаишевском районе Казани власти города ввели вето на строительство высоток без сопутствующей инфраструктуры — принятие нового мастер-плана Казанской агломерации должно изменить эту ситуацию.

— Для решения указанного вопроса сами застройщики предлагают пересмотреть механизм эскроу-счетов по распределению доходов на строительство социальной инфраструктуры. Например, для строительства пяти жилых комплексов (348 тысяч квадратных метров) в Казани по проектному финансированию застройщики привлекли кредит в размере 50 миллиардов рублей. Выплата по кредитам составит 5,5 миллиардов рублей (11% от привлеченных заемных средств). Часть этой суммы, по мнению застройщиков, можно направить на строительство школ и детских садов, — рассказал «Вечерней Казани» Рустам Минниханов.

Он также напомнил, что в некоторых регионах проблема недофинансирования инфраструктуры при строительстве новых ЖК решается благодаря добровольному «инфраструктурному сбору» от застройщика.

М-12 «Восток» — дорога жизни для бизнеса?

Главным событием в сфере строительства по праву может считаться сдача скоростной магистрали М-12 «Восток». По ней дорога из Москвы в Казань будет занимать порядка 6,5 часов, стоимость проезда при этом составит не более пяти тысяч рублей для легковых авто, для грузовых—  около 10 тысяч рублей. Но возможны скидки до 15% при подключении к программе лояльности «Автодора».

Ранее «Вечерняя Казань» уже писала про заключительный этап стройки 8-го этапа М-12 — и его сдачу, которая опережает сроки на полгода.

Минниханов же назвал этот проект крайне значимым для республики — вспомнил про невостребованность Набережных Челнов до того, как в 2002 году через Каму появился мост.

Раис Татарстана отметил экономическое значение транспортных узлов: все регионы, через которые проходят крупные транспортные артерии заметно росли экономически. Поэтому и строительство М-12 более чем оправдано, тем более что М-7 на сегодня, по словам Минниханова, перегружена.

-5

Утечка кадров, обмеление Волги

Для татарстанского бизнеса 2023 год стал годом выхода «на допандемийный уровень» — ресторанный бизнес республики даже поборолся за народное звание «гастрономической столицы России», которое впрочем так и осталось закреплено непонятно за каким городом: Казнью или Санкт-Петербургом.

Дела пошли в гору, но предприниматели явственнее столкнулись со своей давней проблемой: дефицитом кадров. Минниханов на пресс-конференции предлагал решить эту проблему созданием ресурсных центров, вот только все озвученные проекты были направлены на обеспечение кадров для промышленного сектора экономики.

По мнению Рустама Минниханова, сегодня существует явный конфликт между реальными потребностями рынка и программой подготовки специалистов в технических вузах. Их выпускники, приходя на работу, не обладают всеми необходимыми навыками.

Ориентиром, по мнению Минниханова, должен служить елабужский Политех — там готовят специалистов в сфере робототехники, взять которых готовы любые предприятия. Так, в ближайшее время в Альметьевске появится кампус Высшей школы нефти. Подобный проект будет реализован также в Нижнекамске. А Челнах при содействии «КАМАЗа» появится технический центр для подготовки кадров.

И готовить специалистов следует не только «у нас», считает Минниханов, но и в странах ближнего зарубежья: Таджикистане, Узбекистане и других странах.

Что же касается обмельчания Волги, о которой вопрос главе республики задали следом, то Минниханов считает, что эту проблему необходимо решать комплексно, поскольку потеря уровня воды в реке рискует обернуться потерей самого дешевого способа транспортировки грузов — судоходства.

Автор: Андрей Мартыгин