Об авторе
Криводедов Анатолий Викторович - 5 дан Киокушинкай, президент региональной организации Киокушинкай Мурманской области, основатель и руководитель Российской Академии Ицюань, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России.
5. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОВ ИЦЮАНЬ
Как говорит мастер Яо Ченжун главное разобраться
с принципами и методами. Для чего мы так делаем, почему
так делаем, к чему это приведёт. Необходимо теорию, ощу-
щения и практику соединить в одно целое. Для начала ещё
раз кратко проследим связь методов просто и ясно.
1. Мастер Яо Цзунсюнь говорил: «Когда вы поймете суть
Чжан Чжуан, вы поймете половину Ицюань».
Столбы закладывают фундамент:
— правильно выстраивают тело
— помогают отпустить напряжение
— объединяют тело
— прорабатывают связь импульсов ума через нервную
систему с объединённым телом
2. «Чжан Чжуан — это основа, Шили — это ключ» — гово-
рят мастера Ицюань.
Шили прорабатывает полученные качества в динамике.
Это промежуточное звено между Фали, взрывным исполь-
зованием силы.
3. Моцабу — это Шили для ног. Мы переносим принципы
работы в столбе и Шили на перемещения.
724. Фали прорабатывает отпускание, накопленной
в предыдущих методах силы, подобно тому как отпускается
тетива лука.
5. Туйшоу учит эффективно использовать ситуации
в поединке, когда руки партнёров контактируют. За счёт на-
выков, полученных в предыдущих методах, отрабатывается
контроль партнёра. В Туйшоу также можно практически за-
крепить навыки Фали.
6. Саньшоу вмещает в себя и тестирует все навыки, на-
работанные в предыдущих методах.
Тема по взаимосвязи методов была центральной в рабо-
те инструкторов и старших учеников Российской Академии
Ицюань на традиционном семинаре с мастером Яо Ченжу-
ном в 2018 году в Москве. И по качеству исполнения Туйшоу
инструкторами Академии Яо лаоши сделал вывод о более
качественном переносе базовых методов в парную работу.
Почему так важно осознать методы Ицюань как одно целое?
Проясним это на живом методическом примере трениро-
вок.
Первый этап по обучения по методике, принятой в Пе-
кинской и Российской Академии, включает в себя ознаком-
ление с основными методами в течение первого года.
И при регулярной практике ученик получает в каждом ме-
тоде определённый опыт и определённые ощущения. Более
того, автор испытал на себе и неоднократно наблюдал ра-
боту мастера с новичками в Пекине, когда новичок на пер-
вой же тренировке обзорно практиковал все основные ме-
тоды. В том числе Туйшоу и Саньшоу непосредственно
с Лаоши. Таким образом начинающий получал общее впе-
чатление о методах стиля и ощущение внутренней силы
мастера в парной работе. Этот обзор формировал мотива-
73цию к более глубокому погружению в первые основные ме-
тоды.
Второй этап предполагает, что человек регулярно зани-
мается, накапливает определённый опыт и ощущения
в каждом из методов. И есть даже какие-то результаты, свя-
занные с улучшение здоровья или увеличением силы. И вот
на этом этапе как раз многие и застревают. Почему?
Вот почему! Не все могут на следующем третьем этапе
связать все методы между собой, объединить их в себе. Для
достижения этой цели надо использовать как разум, так
и практические ощущения. С точки зрения разума необхо-
димо вникнуть в назначение каждого метода и логически
выстроить связь этих методов между собой. Сначала это по-
нимание формируется для себя. Затем полезно попробовать
объяснить связь методов допустим начинающему или инте-
ресующемуся. Это можно назвать систематизацией.
Теперь уровень ощущений. Дословно обучаемому в ки-
тайской традиции необходимо сначала пощупать методы.
А далее надо вскармливать в себе более тонкую способность
к ощущениям. Надо дать возможность проявиться более
тонким усилиям в процессе погружения в каждый из мето-
дов. И если на первых двух этапах копирование с наставни-
ка может приносить определённую пользу, то далее необхо-
димо сверять свои наработанные ощущения с учителем.
Плюс мастер может индивидуально комбинировать методы,
чтобы подвигнуть ученика на новый уровень. Такая искус-
ная работа и должна в итоге связать методы и вывести
на третий этап обучения.
Что ещё мешает выходу на этот уровень? Сила! Либо из-
начально человек крупный и физически сильный склонен
решать задачи допустим в Туйшоу за счёт этого потенциала,
74либо в процессе практики ученик в какой-то мере овладев
целостной силой эксплуатирует только это качество.
По опыту мастера Яо Ченжуна это препятствие многих ев-
ропейцев, приезжающих к нему на обучение в Китай.
Решению задачи взаимосвязи методов и систематиза-
ции обучения может содействовать программа. В Китае есть
такая внутренняя программа, в России также издано мето-
дическое пособие с последовательным содержанием обуче-
ния. Но здесь тоже не всё просто. Когда сталкиваешься с ре-
альным обучением конкретного человека, то понимаешь
что-то подходит, а что-то не подходит. Надо уметь подби-
рать и комбинировать методы под человека. Например,
кто-то пришёл заниматься для здоровья и нет желания за-
ниматься прикладным аспектом в паре. Кому-то нравится
Туйшоу, но он не хочет драться. А другой наоборот. В таком
случае эффект будет выше, если каждому человеку подби-
рать то, что ему больше соответствует.
Если охватить методы Ицюань кратко с прикладной точ-
ки зрения, то можно выделить три позиции:
— Цзибэньгун (базовые методы)
— Подготовка к парной работе с представляемым сопер-
ником
— Парная работа с адекватным партнёром
Таким образом, взаимосвязь методов даёт возможность
выйти на более глубокий уровень практики Ицюань.