Система управления обучением (LMS) — интернет-сервис, который позволяет проводить обучение онлайн. Проходить курсы и смотреть вебинары здесь можно в любое удобное время с планшета и телефона. Руководителям LMS дают возможность мониторить то, как обучение влияет на бизнес-показатели. О нюансах выбора – в нашем материале.
Суть явления и его особенности
Системы LMS играют все более значимую роль в корпоративном сегменте. Сегодня это цифровые платформы, объединяющие в себе технологии и методы, удаленно предоставляющие доступ к образовательным программам. Среди ключевых аспектов роли LMS в корпоративном сегменте:
- Гибкость и доступность. Системы управления знанием позволяют сотрудникам учиться где и когда угодно. Причем на любом устройстве: ноутбуке, планшете, телефоне.
- Снижение затрат. Чтобы «прокачать» сотрудников, компании приходится собирать их в учебном центре или отправлять тренеров по филиалам. LMS экономит расходы на проезд, командировки, проживание в отеле и аренду помещения под тренинг – вместо этого достаточно один раз создать онлайн-курс и посмотреть результаты по отчетам.
- Аналитика. LMS может собирать данные и предоставлять аналитическую информацию о прохождении курсов, успеваемости и интересах сотрудников. Это помогает компаниям лучше адаптировать свои образовательные программы под потребности команды.
Задачи, которые помогает решать LMS
Первое – адаптирует новичков. Когда в компанию устраивается новый специалист, система автоматически назначает ему программу обучения в соответствии с должностью. Это помогает быстрее вникнуть во внутренние процессы компании. Обучение не зависит от графика работы тренера или наставника.
Второе – берет рутину на себя: напомнит о вебинаре пуш-сообщением, запишет на мастер-класс, проверит результаты тестирования и сэкономит время HR-отдела.
Третье — формирует единую базу знаний. Образцы документов, инструкции, стандарты круглосуточно доступны в системе. Это особенно важно, когда кто-то из сотрудников увольняется или происходят изменения в персонале.
LMS справится даже с проверкой квалификации. Чтобы увидеть уровень подготовки сотрудников каждого подразделения, в LMS можно собрать онлайн-тест: она проверит ответы и покажет результаты в отчетах.
Два пути
Системы дистанционного обучения делятся на standalone (серверные) и облачные, или SaaS-системы.
Standalone-система работает по принципу классического ПО: оплата, установка на «железе» покупателя, настройка под его потребности. Запуск занимает от недели до нескольких месяцев — всё зависит от набора функционала и интеграций, нужных для работы. Все данные хранятся на серверах заказчика. Обслуживать и поддерживать работоспособность системы компании придется самостоятельно.
Серверная LMS работает через Интернет и размещена на серверах поставщика (облачное размещение). К работе с ней можно приступать сразу после оплаты, ничего разворачивать и настраивать не нужно: создается корпоративный аккаунт, загружаются обучающие материалы и назначается ответственный, который следит за прохождением обучения. Запуск такого варианта обычно занимает один день. За работой системы следят специалисты поставщика, они же устанавливают обновления, исправляют ошибки и решают технические вопросы пользователей.
Как выбрать?
На старте необходимо определить задачи и желаемые результаты, это позволит оценить эффективность проекта после его запуска. Затем важно расставить приоритеты: какие функции LMS необходимы, а на каких можно сэкономить. Следует учесть и ограничения: сроки, бюджет, количество пользователей, необходимость использования определенной технологии, например установки системы на собственный сервер.
Наконец, составляется ТЗ, учитывающее все вышеперечисленные пункты. Продуманное техническое задание поможет корректно понять задачу и обозначит важные детали, влияющие на выбор решения, реализацию проекта и его стоимость.
Важные аспекты
Информация, которую нужно иметь перед запуском проекта:
- Количество обучающихся сотрудников.
- Ожидаемое число активных пользователей ежедневно или ежемесячно.
- Объем уже имеющихся курсов.
- Планируемые к добавлению материалы.
Второй момент: роли пользователей. Количество и типы необходимых ролей обычно соответствуют структуре компании. В небольшой организации один сотрудник часто выполняет несколько функций: самостоятельно настраивает портал, добавляет пользователей и загружает контент....