Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!
Сегодня горячая тема: «Поверка счетчиков холодной воды». Какие наступают последствия, если потребитель вовремя не провел поверку приборов учета воды. Я лично столкнулась с этой темой пару месяцев назад, потому что почтовый ящик регулярно пополнялся письмами желающих провести поверку счетчиков воды. Пришлось разобраться в этой теме, основные моменты, на которые необходимо обратить внимание, изложу в статье. Выводы в конце текста.
1. Выбор компании проводящей поверку индивидуального прибора учета воды.
Важно знать наименование компаний, получивших аккредитацию для осуществления поверки счетчиков и внесения данных в единый реестр Росстандарта. Для проверки аккредитованного лица потребителю, нам с вами, необходимо попросить у компании ее ИНН и точное наименование, затем внести эти данные на сайте Федеральной службы по аккредитации https://fsa.gov.ru и проверить статус аккредитации компании, если вы против наименования компании увидите – зеленый цвет – значит аккредитация у компании действующая, если желтый цвет – аккредитация приостановлена, и если красный цвет – аккредитация компании прекращена.
2. Какие наступают последствия, если потребитель вовремя не провел поверку приборов учета воды, в связи с этим ему производились начисления платы за коммунальные услуги по нормативу, должны ли ему произвести перерасчет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее-Правила от 6 мая 2011 г. N 354):
- индивидуальный прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса ;
-исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель – это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, потребляющий коммунальные услуги.
Когда исполнитель коммунальной услуги выявляет ВНИМАНИЕ!!! факт пропуска межповерочного интервала прибора учета воды ВАЖНО!!! такой прибор для него считается неисправным ( подпункт «б», подпункт «ж» п.49 подп. Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776).
В этом случае с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета ВНИМАНИЕ!!! применяется метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду (подпункт а пункта 17, подпункт ж пункта 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776).
Иными словами, в случае выявления неисправности счетчика и до устранения такой неисправности в течение 60 дней, рассчитывать коммунальную услугу будут не по показаниям счетчика, а по среднемесячным показаниям на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, которые предшествовали поломки счетчика.
Если потребитель длительно (для квартир - более трех месяцев с момента выхода ИПУ из строя, для нежилых - более 2 месяцев (подпункта «а» пункта 59, подпункта 60 Правил от 6 мая 2011 г. N 354) не ставит прибор учета и/или не вводит его в эксплуатацию, или не пропускает в свое помещение для установки (проверки, обслуживания) индивидуального прибора учета воды, то для него расчетный норматив потребления умножается на повышающий (штрафной) коэффициент – за горячую, холодную воду и электричество – коэффициент равен 1,5 , а в Москве – не более 2,25.
Этот штрафной повышающий коэффициент уплачивается в пользу исполнителя коммунальных услуг, и если многоквартирный дом не находится на прямом договоре с ресурсоснабжающей организацией, то она сумму этого коэффициента не получает.
Итак, Согласно пункту 81 Правил N от 6 мая 2011 г. N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
ВАЖНО!!! В силу подпункта «д» пункта 81(12) Правил N от 6 мая 2011 г. N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно подпункту «а» пункта 59 Правил N в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения, плата за коммунальную услугу, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
ВАЖНО!!! Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. ВНИМАНИЕ!!! При этом, перерасчет задолженности за потребленную воду и водоотведение по показаниям неповеренного прибора учета не допускается.
По смыслу пункта 61 Правил N от 6 мая 2011 г. N 354 перерасчет размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период может быть произведен лишь только в том случае, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии. Если прибор учета не прошел вовремя поверку (истек срок поверки) он считается вышедшим из строя и на него не распространяется пункт 61 Правил N от 6 мая 2011 г. N 354.
В связи с этим поставщик коммунальных услуг имеет право начислять коммунальную услугу исходя из норматива ее потребления. (Апелляционное определение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 мая 2020 г. по делу N 11-2-49/2020).
Вывод:
-оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения;
- при выявлении факта пропуска межповерочного интервала прибора учета воды такой прибор считается неисправным и расчет воды осуществляется:
- до трех месяцев (если в это период не предоставлен документ, подтверждающий поверку счетчика), расчет воды при оплате коммунальной услуги рассчитывается исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета;
-после трех месяцев не предоставления документа, подтверждающего поверку счетчика, расчет расчетный норматив потребления умножается на повышающий (штрафной) коэффициент;
Перерасчет задолженности за потребленную воду и водоотведение по показаниям неповеренного прибора учета за эти периоды не производится.
- поверку счетчиков может осуществлять компания, получивших аккредитацию для осуществления поверки счетчиков и внесения данных в единый реестр Росстандарта.