«Перечни» — это вузовские олимпиады, который входят в список РСОШ. Именно они дают льготы при поступлении: 100 баллов за профильный ЕГЭ или поступление без вступительных испытаний — БВИ. Мы сделали обзор престижных олимпиад по литературе, филологии и журналистике, которые помогут вам поступить в лучший вуз страны. Здесь вы можете ознакомиться с примерами заданий, а тут — две работы победителей прошлых лет.
В этой части мы разберёмся с форматами и «подводными камнями» олимпиад «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!» и СПБГУ. Как готовиться и куда поступать? В чём суть заданий и критериев? Где и когда можно принять участие? Об этом и не только наш обзор... см. ЧАСТЬ 2
⚡️ Таблица с сайтами, критериями и датами: https://vk.cc/cq1A5F
«Ломоносов»
Олимпиада «Ломоносов» — одна из главных олимпиад МГУ имени М.В. Ломоносова. Она проводится по множеству направлений, в их числе — литература и журналистика. Первый этап — дистанционный, второй — очный или онлайн (но уже с прокторингом). На написание отборочного тура даётся строгое количество часов/дней — не открывайте его «по случайности».
| Литература |
Организуется филфаком МГУ: задания отчасти дублируют вступительные испытания — без хорошей академической базы и творческого, критического, оригинального мышления получить высокий балл не удастся.
Отборочный этап
Задание №1 подразумевает развёрнутый ответ на предложенный вопрос. В среднем это 7-10 предложений.
Вопрос. Почему герой стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» в ответ на отчаянный крик героини улыбается и произносит: «Не стой на ветру»? Как такой ответ связан с общим характером ахматовской любовной лирики?
Задание №2 — это эссе на одну из трёх тем. Обычно для раскрытия темы требуется 1-1,5 страницы файла А4.
Эссе. Принципы изображения дворянской усадьбы в комедиях А. Н. Островского «Лес» и А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Отборочный этап несложный, если вы помните о критериях. Мы рекомендуем не забывать о сопоставлениях (на детально-конкретном уровне), последовательных рассуждениях (если в теме, допустим, есть термин «мотив», его нужно обязательно объяснить с ссылкой на текст), привлечении очевидных и второстепенных деталей. Обязательны к изучению — кодификатор МГУ и критические обзоры из учебников, называемых в народе «Шуриками».
Заключительный этап
Формат заданий аналогичен — это ответ на вопрос и эссе, но уже без возможности обращения к текстовым источникам.
Вопрос. Почему в «Петербургской повести» А. С. Пушкина «Медный всадник» главный герой называет статую «строитель чудотворный»? Как это обращение связано с проблематикой произведения?
За подробный ответ на вопрос дают 15 баллов. Максимум за эссе — 85.
Эссе. Соотношение комического и драматического в баснях И.А. Крылова и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
От вас ждут глубокий анализ текстов по теме, с примерами и оригинальными лаконичными суждениями в русле филологической традиции. Важно интерпретировать конкретные фрагменты, обращаться к критике и историческому фону (но без фанатизма). Темы по лирике лучше брать, если вы готовы сыпать цитатами, не уходя в построчный комментарий. Композиция и стиль работы должны быть понятными, без экстравагантных решений. Победителями становятся, чьи аргументы равносильны и достоверны в рамках заявленного направления.
| Журналистика |
Олимпиада «Ломоносов» по журналистике проводится совместно с «Российской газетой» и «Радио России». Журналистики здесь мало — упор больше на академические знания по литературе и истории.
Отборочный этап
Первый блок — тестовый. Участнику олимпиады необходимо ответить на пять несложных вопросов по истории журналистики. Как-то даже спрашивали: «Что такое СМИ?» Думаем, каждому под силу расшифровать такую аббревиатуру.
Тест. Какое периодическое издание было основано после распада СССР?
а) «Известия»; б) «Московский комсомолец»; в) «Афиша»
Второй блок — эссе. Как правило, первая тема философско-абстрактная (тема дружбы / чувств / патриотизма), вторая — более предметная (образ / мотив / роль / конфликт), третья и четвёртая связаны с форматом репортажа / интервью и литературным наполнением.
Тема 1. Тема дороги в русской литературе.
Тема 2. Конфликт поколений в творчестве русских поэтов.
Тема 3. Мое интервью с Воландом и его свитой о Москве и москвичах.
Тема 4. Мой репортаж с поля боя (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Обращайте внимание на формат (даже у эссе есть свои негласные законы), на логичность и лаконичность развёртывания мысли, на актуальность и уместность аргументов. Вы можете экспериментировать: надевать «маску», которая влияет на стиль работы, но помните, что материал прежде всего должен быть связан с литературой, хотя про историю и другие виды искусства забывать не стоит. Лить воду нельзя: старайтесь уложиться в 2-3 страницы.
Заключительный этап
Первый этап — эссе. В отличие от первого тура, умение удивлять здесь является пропуском финальный тур. Вы должны показать весь свой культурный багаж, не отходя от заявленного формата. Особенно ценится отточенный стиль.
Тема 1. Быт людей тайги в сборнике В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Тема 2. Репортаж с торгов поместья Раневской (по «Вишнёвому саду»).
Тема 3. Моё интервью с А.Н. Радищевым о путешествии по России.
Второй этап — радиотур. На него приглашают тех, кто получил 80+/90 за письменную работу. Это диалог с деканом МГУ и представителями профильных изданий, чем-то похожий на устный экзамен. Вам дают два топика: один — на выявление профессиональной мотивации («Каких спортивных журналистов/комментаторов вы знаете?»), другой — на широту кругозора («Какие последние театральные постановки вы посетили?»). На ответ даётся около минуты, после чего вас ждут уточняющие вопросы. От вас требуется огонь в глазах и желание учиться именно на журфаке МГУ. Нужно показать, что вы — зрелая личность, которая не боится быть собой.
Радиотур 2020/21 г. (с 23 минуты — выступление Ильи Калашникова — с ошибками для размышления) здесь: https://clck.ru/35LatP
Для победы нужно обладать широким кругозором, включающим в себя элементы программы журфака (знание журналистской этики, жанровых особенностей, современных СМИ). Старайтесь создать иллюзию объективности — так вы станете на шаг ближе к заветному диплому.
«Покори Воробьёвы горы!»
Олимпиада ПВГ проводится МГУ совместно с ИД «Московский комсомолец». Она более консервативна: содержание эссе — чёткий, детальный, обстоятельный ответ на комплекс вопросов в рамках заявленной темы.
| Литература |
Нередко ПВГ и ЛОМ называют братьями-близнецами, поскольку они отличаются лишь формулировками тем и количеством заданий на выбор. Однако разница всё же существует — давайте разбираться.
Отборочный этап
Формат эссе, конечно, предсказуем, но на ПВГ темы формулируются предельно конкретно: в каждой из них есть литературоведческое понятие, которое нужно раскрыть на нескольких примерах (в случае лирики это, как и на ЛОМе, минимум три разных текста).
Мотив утраченного счастья в произведениях И.С. Тургенева («Ася»), А.П. Чехова («Дом с мезонином») и И.А. Бунина («Чистый понедельник»).
Олимпиада заставляет вас читать наперёд: если в школе в 11 классе вы не обсуждали Серебряный век, то на олимпиаде он вполне может попасться. Обычно сочинение носит сопоставительный характер, поэтому для прохода в финал уделите равное внимание каждой ветке аргументов. Не уходите в дебри: за привлечение «авторитетов» баллы вам вряд ли накинут — лучше компоновать общий и частный планы, идти от расхожего к частному, подкреплять наблюдения уместными деталями и цитатами.
Заключительный этап
Здесь от вас ждут оригинального и ясного подхода к теме. Глубокий анализ и удачное привлечение истлит контекста — это пол(по)беды. Ещё потребуются стройная композиция, позволяющая объяснить суть темы (со всеми терминологическими тонкостями), интерпретирование конкретных эпизодов и образов героев (общих егэшных фраз не хватит) и, конечно же, уверенность в ваших знаниях и выбранной стилистической манере.
Сказка и притча как выражение философии героя в произведениях А.С. Пушкина и М. Горького («Капитанская дочка» и «На дне»).
Успешен тот, кто умеет быть внимательным. Помимо «Шуриков» рекомендуем просмотреть пособия МГУ — ПВГ (с. 22-24) и ЛОМ (с. 20-23; с. 46-54). Там есть вполне разумные замечания, например:
«Любовная лирика А.С. Пушкина» — это не то же, что «Любовная тема в лирике А.С. Пушкина». В первом случае нужно писать об основных особенностях и содержания, и формы, во втором можно ограничиться тематикой. «Любовные мотивы в лирике А.С. Пушкина» — это больше, чем основная тематика, здесь желательно не забыть дружеское послание «К Чаадаеву» и элегии «Погасло дневное светило…», «Элегия»: в них присутствуют любовные мотивы, хотя в целом эти тексты о другом.
| Журналистика |
Принципиальное отличие от «Ломоносова» вас ждёт на заключительном этапе: вместо радиотура нужно будет выполнить небольшое редакционное задание. Эссе довольно специфично: об этом мы расскажем далее.
Отборочный этап
Первый блок — тестовый. Вопросы связаны с историей литературы и журналистики. Ответы на них можно спокойно «загуглить».
Вопрос 1. Какого писателя М. А. Булгаков назвал своим учителем?
а) Н. В. Гоголя, б) Л. Н. Толстого, в) И. С. Тургенева
Вопрос 2. Легендарным диктором программы «Время» более 20 лет был:
а) И. Л. Кириллов, б) А. А. Аграновский, в) А. И. Аджубей
Второй блок — «сочинение-рассуждение». Вам нужно выбрать одну из двух тем: сформулированы они предельно конкретно (предмет — «поиска смысла жизни» + контекст — «в произведениях классиков» + тексты — «с опорой на …»). Здесь не требуется быть оригинальным и независимым — вы можете, как в школе, с парой-тройкой подробностей раскрыть тему «по шаблону». Не забудьте только сымитировать рассудительную интонацию и лаконично разобрать указанные произведения.
Тема 1. «Настоящее и будущее России в понимании писателей-классиков» (с опорой на «Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова).
Тема 2. «Судьба дворянства на сломе эпох» (с опорой на произведения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова).
Заключительный этап
Задание №1 — редакционное. Вам нужно подготовить журналистский материал на определённую тему: кратко описать замысел и содержание материала, то есть в виде мини-эссе раскрыть тему — с обязательным привлечением литературного и исторического материала. Но это ещё не всё… от вас ждут вопросы для интервью со знаковой фигурой — писателем/учёным/общ. деятелем. Они должны на практике демонстрировать ваш замысел.
Вы готовите материал на тему: «Советский агитационный плакат». Опишите кратко замысел и содержание материала. Подготовьте вопросы для интервью с советским поэтом и художником В. В. Маяковским.
Задание №2 — рассуждение на широкую философскую тему. Конечно, ожидается не столько анализ лит. произведений, сколько умение подбирать различные аргументы к вашим мыслям (обычно рекомендуют брать и историю, и культуру, и общественную сферу).
Напишите сочинение на тему: «Искусство объединяет человечество».
Невероятно, но факт: скверно переваренный патриотизм — ключ к успеху. И речь не про консервативность взглядов, а про идеологические шаблоны, не пропущенные через призму собственного опыта...
Олимпиада СПбГУ
Олимпиада СПбГУ — это питерский ответ главным вузам страны. Здесь творчество сочетается с разноплановым программным материалом. Ботать придёт много и по-разному: не эссе единым олимпиады живут.
| Филология |
Олимпиада по филологии объединяет русский язык, литературу и иностранный язык. Призёрами становятся не все из-за халатного отношения к лингвистике.
Отборочный этап
Вам предстоит ответить на 50+ тестовых вопросов по текстам, терминам, явлениям. Требуется высокий уровень владения иностранным языком (тест строится на тонкостях, приближенных к уровню B2-C1). Будьте готовы задумываться над афоризмами, синтаксическими конструкциями… на всё про всё у вас будет всего лишь 60 минут.
Авторы какого из направлений (объединений) последовательно разрабатывали в произведениях идею возрождения традиций прошлой России, утверждали необходимость возврата к национальным истокам?
А) Футуристы; Б) ОБЭРИУты; В) «Деревенская проза»; Г) Постмодернисты
Заключительный этап
Финалистов ждёт творческое задание, проверяющее исследовательскую компетентность и эрудицию. Раздел по литературе включает в себя 7 заданий, задания оцениваются в 3-8 баллов. Проверяющие строго следят за речевыми, фактическими и логическими ошибками. Проверяется наличие базовых знаний по истории и теории литературы, понимание художественного произведения, умение характеризовать особенности поэтики литературных произведений (сюжет, композиция, пространство, время, персонажи и т.п.).
Раздел по русскому языку включает в себя 10 заданий, которые оцениваются в 3-5 баллов. Задания ориентированы на проверку лингвистических компетенций: знание современных норм русского литературного языка, теории языка, анализ слова как лексическую и грамматическую единицу.
По иностранному языку даётся 5 заданий, которые оцениваются в 4-6 баллов. Задания с развернутым ответом предполагают ясную логику изложения, сопровождаемую убедительной аргументацией. Жюри может добавить до 5 доп. баллов к каждому ответу за нетривиальный и творческий подход, проявленный при выполнении задания (решение жюри при этом развёрнуто мотивируется).
Примеры заданий (разных и по-своему прекрасных) находятся тут.
| Журналистика |
Олимпиада по журналистике — про выявление зачатков журналистских знаний и навыков. Вам нужно проявить себя и доказать свою точку зрения.
Отборочный этап
Тестовый блок состоит из 40 вопросов, которые оцениваются в 1 балл. Это задания, затрагивающие проблемы русского языка, истории, литературы, обществознания, журналистики. На решение дается 60 минут.
Истинно или ложно утверждение, что…
Сервис «Яндекс.Еда» отменил комиссию для ресторанов на заказы навынос, чтобы поддержать заведения во время нерабочих дней.
Творческие блок — эссе на одну из тем — творческих, подразумевающих знание «быта» журналиста. Испытание требует нестандартного мышления и вместе с тем — фактической точности, аргументированности, способности к всестороннему анализу значимых общественно-политических проблем, основанных на знании актуальной повестки, широкой эрудиции и кругозоре.
- «Хороший подарок для журналиста это...»
- «У кого учиться журналистике»
- Из всех редакций для работы я бы выбрал...
Заключительный этап
Тестовый тур состоит из трёх частей. Первый блок проверяет знания в области русского языка, второй — в сфере литературы и истории России, третий — в контексте СМИ и обществознания. На выполнение даётся 120 минут.
Издание третьего в истории России цензурного устава (1828 г.) выпало на период правления... 1) Александр I. 2) Павел I. 3) Александр. II 4) Николай I.
Творческий тур тоже весьма насыщенный. Первое задание — рецензия на документальную зарисовку. Рассматривается оригинальность трактовки, творческий подход к раскрытию проблемы, демонстрация кругозора. Кроме того, нужно обязательно привести примеры из журналистики. Далее идёт новостной текст. Необходимо создать заметку по пресс-релизу: определить, для какого издания вы будете писать текст. Проверяется структура ответа, соблюдение формата и уместность стилистики работы.
Перед вами пресс-релиз, подготовленной пресс-службой СПБГУ. Напишите новость (заметку), укажите реально существующее издание, в котором новость могла бы быть опубликована.
«Ученые СПбГУ представили новую разработку"
***
В этой статье мы рассказали о престижных перечневых олимпиадах по журналистике, литературе и филологии. Готовиться к ним можно как самостоятельно, так и со «Стёртыми калачами», которые всегда рады помочь вам с выбором траектории подготовки :)
Полезные вебинары
Авторы статьи: Дима Мироненко, Илья Калашников / «Стёртые калачи»