«Перечни» — это вузовские олимпиады, который входят в список РСОШ. Именно они дают льготы при поступлении: 100 баллов за профильный ЕГЭ или поступление без вступительных испытаний — БВИ. Мы сделали обзор престижных олимпиад по литературе, филологии и журналистике, которые помогут вам поступить в лучший вуз страны. Здесь вы можете ознакомиться с примерами заданий, а тут — две работы победителей прошлых лет.
В этой части мы разберёмся с форматами и «подводными камнями» олимпиад «Высшая проба» и МОШ. Как готовиться и куда поступать? В чём суть заданий и критериев? Где и когда можно принять участие? Об этом и не только наш обзор... см. ЧАСТЬ 1
⚡️ Таблица с сайтами, критериями и датами: https://vk.cc/cq1A5F
«Высшая проба»
«Высшая проба» — крупнейшая перечневая олимпиада, которая даёт возможность поступить в лучшие ВУЗы страны (не только в НИУ ВШЭ). Задания позволяют продемонстрировать креативность и неординарность: форматы приближены к профессиональным кейсам, которые ждут ваших глубоких и оригинальных решений. Преимущество олимпиады — доступ к сканам работ с разбаловкой и комментариями жюри. Однако пройти в финал смогут не все!)
| Филология |
Олимпиада по филологии — главное соревнование для желающих писать по-настоящему умные работы. В отличие от МГУ количество призёров и победителей, поступающих БВИ, здесь больше, но и конкуренция крайне серьёзная — тестовый тур отсекает тысячи участников олимпиады.
Отборочный этап
Тестовый тур может показаться это простым, однако это далеко не так. Вопросы рассчитаны на знание деталей, зачастую недоступных школьнику. У олимпиады есть свой расширенный кодификатор — как правило, «завальные вопросы» с несколькими вариантами ответов посвящены неочевидным произведениям, биографическим перипетиям и терминам оттуда. Профиль «филология» сказывается на тесте: вам придётся разбираться с этимологией и морфемикой. Самое страшное — это тайминг! За 40 минут нужно выполнить 20 заданий. Проходные хотя и не запредельно высокие, но цена ошибки/описки велика.
Тест. Каких европейских поэтов переводили и Жуковский, и Лермонтов?
1. Й.К. Цедлиц 2. Дж.Г. Байрон 3. И.В. Гёте 4. Т. Грей 5. Р. Саути
Заключительный этап
Вам предлагается на выбор один из трёх типов заданий.
Вариант №1 — эссе на одну из трёх тем. Направления для размышления довольно оригинальны: они рассчитаны на привлечение контекст сверх базовой программы. Оценивается меткость формулировок, нестандартность мышления и умение логически верно подать разные знания и мнения.
Напишите эссе на материале конкретных литературных произведений.
1) Тема рождественской или новогодней елки в русской литературе ХХ века (на примере не менее трех произведений).
2) Роль пейзажа в лирике А. Блока.
3) Образ аутсайдера в русской прозе второй половины ХХ века (на примере не менее трех произведений).
Вариант №2 — сопоставительный анализ. Даётся два стихотворных текста, которые нужно сравнить максимально полно на разных уровнях. От вас требуется не пересказ, а попытка соединения частей в концептуальное целое. Лучше разбивать абзацы по темам, а не идти по текстам всплошную.
Сопоставьте стихотворения А. Блока «Авиатор» (1910) и В. Ходасевича «Авиатору» (1914).
Объясните сходства и различия смысла и формы этих стихотворений (тематика, жанровые особенности, чувства поэта; особенности композиции, лексики, стиля, стиха). Обратите внимание на даты стихотворений. Не забывайте, что на основе ваших наблюдений следует сделать обобщающие выводы. Иллюстрируйте свою точку зрения примерами из текстов.
Вариант №3 — комментирование как интерпретация. Наиболее экспериментальный формат, который позволяет вам написать небольшой осмысленный текст и продемонстрировать знание историко-культурного контекста. Перед списком тезисов-пояснений нужно поместить заметку, вводящую читателя в творческий и аналитический ореол. Не стоит сильно мудрить: этот вариант выбирают редко, поэтому при отсутствии ошибок шанс получить максимальный балл несколько выше, чем в случае эссе и анализа.
Представьте, что вам предстоит стать публикатором первого текста из диптиха Марины Цветаевой «Двое» в хрестоматии (или интернет-издании) для школьников. Какие комментарии и почему вы бы к нему сделали?
Помните, что можно отмечать переклички с другими памятными вам текстами, сопоставление с которыми может помочь понять исходник.
Выпишите и пронумеруйте слова, словосочетания, строки, которые будут прокомментированы. Приведите примеры комментариев (не меньше 5). Напишите небольшую вступительную заметку к комментариям, где объясните и стихотворение, и то, что вы комментировали.
Олимпиада позволяет вам покреатививить, оставаясь в рамках предмета. Здесь не любят общие слова и экзаменационные шаблоны, однако если вы пытаетесь без лишней экспрессии приблизиться к полной картины, возможность получить 1 степень всё же есть. Не пытайтесь сымитировать несвойственный вам стиль: гораздо лучше, если композиция ответа окажется традиционной, но внутри частей появятся неожиданные озарения и параллели с другими текстами и видами искусства. Даже если вы не знаете всю программу, здесь вам найдётся формат по душе — главное конкретика и осмысленность написанного.
| Журналистика |
Состязание по журналистике — это именно профессиональная журналистская работа. Тут вам предложат актуальные вопросы, на которые необходимо дать чёткий развернутый ответ в рамках эссе и/или новостной заметки. Чтобы попытать счастье, для начала необходимо погрузиться в общий контекст происходящего здесь и сейчас… и научиться быстро и глубоко гуглить!
Отборочный этап
Задания весьма разные: и на знание актуальных форматов, и на историю журналистики, и на понимание хронологии и терминологии. Важно исключить все неправильные варианты, иначе можно потерять много баллов из-за неумелого фактчекинга. Проходные тут высокие: 90+ для участия в финале.
Некоторые программы каналов «Ю» и «Пятница», выходившие в эфир в последние годы, получили названия, которые точно повторяют заглавия произведений русской классической литературы или своим созвучием отсылают к ним. Укажите все названия произведений из списка ниже, к которым может относиться это утверждение:
1. «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) 2. «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов) 3. «Барышня-крестьянка» (А.С. Пушкин) 4. «Ревизор» (Н.В. Гоголь) 5. «На ножах» (Н.С. Лесков)
Заключительный этап
Заключительный этап сложнее: уйти в сторону от темы не удастся. От вас ожидают понимание особенностей профессии, заинтересованность в культурно-общественной жизни, знание форматов СМИ — начиная с телеграмм-каналов и заканчивая программами на радио.
Задание №1 — эссе на одну из пяти тем. У него должна быть понятная структура («за» и «против») и примеры проектов/кейсов, которые были на слуху последние пару лет. Темы заточены на проверку кругозора, на умение писать ясно о сложном. Выбор большой: вам необязательно читать печатные издания и разбираться в журналах 19 века — знание Ютуба и основ журналистской этики могут выстрелить неожиданным образом.
- Искусственный интеллект и журналистика: соперничество или союз?
- Традиции российской журналистики: что стоит сохранить?
- Почему журналистам важно проверять информацию и как это делать?
- Журналистика большой страны: путевые заметки.
- Слишком много Интернета. Цифровая перегрузка: правда или выдумка?
Задание №2 — новостная заметка. Хотя за неё дают 30 баллов из 100, многие не проходят порог из-за нарушения формата. Вам дают картинку — вы должны угадать событие и написать краткий текст, у которого есть: 1) понятный заголовок (из него можно понять, о чем пойдет речь), 2) лид (краткое содержание события — буквально 2-3 предложения), 3) ответы на вопросы (5W: Что? Кто? Почему? Когда? Где?). Важно соблюсти нейтрально-официальный стиль и не допустить фактических ошибок.
Выберите одну из трёх предложенных фотографий. Сформулируйте реальный инфоповод, который мог бы быть проиллюстрирован выбранной фотографией. Напишите новостную заметку, полно и точно освещающую это событие. Придумайте заголовок и ответьте на 5 вопросов о событии.
1) Чемпионат мира по футболу 2022 в Катаре
2) Кадр из фильма «Аватар. Путь воды»
3) Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. 19 сентября, г. Лондон
ВП несколько проще, чем олимпиады МГУ. От вас хотят увидеть размышление с опорой на факты из разных областей. Мы рекомендуем подписаться на журналистские блоги («Редакция» А. Пивоварова), новостные каналы, тематические подкасты и актуальные группы ВК (Мария Асоева | Журналистика). Накануне финала потренируйтесь в написании заметки и проблемного эссе (в помощь вам — работы ПиП прошлых лет). Помните, что это не МГУ: литература вам пригодится в последнюю очередь)
NB: Относитесь к новостям скептически. Лжи много, но истина всё же есть!)
Московская олимпиада школьников
«Московская олимпиада школьников» — одна из престижных перечневых олимпиад. Участие в ней даёт многие льготы при поступлении в ВУЗы (кстати, писать МОШ могут школьники со всей России). У олимпиады несколько предпрофессиональных профилей и междисциплинарных областей. Задания могут показаться сложными для новичков, но а кто сказал, что будет легко?)
| Филология |
МФО проверяет знания, которые не всегда под силу преуспевающему студенту. Здесь проверяются основы русистики и литературоведения (некоторые термины становятся предметом споров и долгих размышлений). Установка на внимательный поиск и глубину анализа делает МОШ чем-то похожей на ВсОШ.
Отборочный этап
Вас ждёт необычный тест из 40-50 вопросов, рассчитаный на 12 часов беспрерывного выполнения. Комплект состоит из двух текстов — прозаического и лирического. Задания предполагают работу с конкретными элементами в тексте: будете готовы искать, считать, выписывать разные лингвистические и литературоведческие штуковины для того, чтобы пройти в финал.
- В каком прозаическом произведении русской литературы, написанном в 1886 г., тема музыки также становится центральной, а главным героем является пианист?
- В предложениях 14, 18, 51 и 58 употреблены слова, которые восходят к одному корню. Этот корень можно выделить в каждом из данных слов, но он является связанным, то есть не употребляется без словообразовательных морфем (приставок) и сам по себе уже не имеет отчётливо понятного значения. Выпишите эти слова в той форме, в которой они стоят в тексте.
Заключительный этап
«Удивляй, но проверяй!» — таким мог быть девиз финала МОШ по филологии. Победа в ней даёт право на 100 баллов как по русскому, так и по литературе.
Задание №1 — «угадайка». Вам нужно узнать писателя и персонажа произведения по небольшому описанию. Отгадать всё почти невозможно, потому что описания авторы делают «с подковыркой». Паниковать не стоит!
Задание №2 — лингвистические загадки. Морфемика, синтаксис, фонетика… да, тяжело, но если вы внимательно читаете условия, иногда можно угадать ответ без специальной подготовки.
Задание №3 — аналитическая работа. Участнику олимпиады предлагается отрывок или небольшое произведение, которое нужно прокомментировать — по вопросам или научным направлениям. Главное не лить воду и не уходить в научные дебри. Это напоминает комплексный анализ на ВсОШ.
Задание №4 — творческое эссе. Это ваш шанс пофантазировать, выйти за рамки программы, поделиться собственным мнением. Обычно темы игровые, то есть вам нужно себя представить кем-то и выразить мнение по конкретному поводу.
Из года в год формулировки заданий меняются: примеры смотреть здесь.
Олимпиада сложная, нестандартная, требующая углубленных знаний. Сильный упор делается на лингвистические тонкости. Списки учебной литературы вы можете найти на сайте ШЮФ ЦПМ. Внимательно ознакомьтесь с ответами прошлых лет — они позволят вам понять логику составителей и не потерять баллы из-за нечётких формулировок. Тайминг тоже важен: тратьте время на то, что даёт больше баллов, ибо «ступор» никто не отменял…
ЧАСТЬ 1. «Ломоносов», ПВГ и СПБГУ
***
В этой статье мы рассказали о престижных перечневых олимпиадах по журналистике, литературе и филологии. Готовиться к ним можно как самостоятельно, так и со «Стёртыми калачами», которые всегда рады помочь вам с выбором траектории подготовки :)
Полезные вебинары
Авторы статьи: Дима Мироненко, Илья Калашников / «Стёртые калачи»