Нужно сказать, что с рассмотрением Генерального плана развития города Пензы 2023г мы немного запоздали и поэтому постараемся наверстать упущенное.
Главной проблемой генплана 2023г ( а также 2019 и 2021г) нужно считать даже не отсутствие в нем четкой и понятной стратегии развития, а то, как его представляют общественности и руководящим чиновникам.
Думаю, многие заметили, что карты часто противоречат друг другу и описаниям. Кроме того, они отображают только фрагменты общего плана, не позволяя увидеть саму концепцию, на основе которой разрабатывался генеральный план...
Сегодня такой подход характерен для множества генеральных планов в разных регионах страны (так сложилась система), что позволяет произвольно, перекраивать их в интересах «неких сторонних сил», просто меняя интерпретацию (понимание) материалов Генплана.
В результате мы наблюдаем, как фактически разрушается исторически сложившаяся общая концепция развития города, а территории, зарезервированные под это развитие, путем различных манипуляций выводятся из муниципального фонда и отдаются под высотную застройку.
Застройщики, руководство города, также как простые, так и «не самые простые» люди просто не видят в документах генплана какой–либо системы, позволяющей понять, где можно строить дома, а где это строительство противоречит интересам города, а также грозит горе-строителям убытками.
Итак начнем...
Оповещение о публичных слушаниях появилось от 24 апреля 2023г, а сами слушания прошли на майских праздниках 5 мая 2023г. Все прошло достаточно тихо, быстро и незаметно для общественности. Те, кто смог отследить, присутствовали, а кто «не успел тот опоздал». (ссылка на протокол слушаний тут)
На данный момент администрация более не обязана проводить публичные слушания, а в случае их проведения, обязательные сроки от оповещения до самих слушаний сокращены до 7 дней. Поэтому большинство заинтересованных в этом процессе жителей могут даже не заметить их проведения.
Отследить начало публичных слушаний возможно на сайте Министерства градостроительства и Архитектуры Пензенской области в разделе «Важно – Градостроительство – Оповещения о публичных слушаниях» ( дополнительно тут и возможно на сайте городской администрации? тут)
Серьезных изменений в генплане 2023г относительно 2021г не произошло. Логично, что были исправлены некоторые технические ошибки и внесены крайне любопытные изменения , что делает более ясными (а может и более темными) многие замыслы.
Общий разбор Генплана 2019-2023г, думаю, оставим на потом и рассмотрим только замеченные нами изменения в 2023г
Итак, что удалось заметить:
Ул. Глазунова (от ул. Большая Арбековская до ул. проспект Победы) на картах, представленных общественности, вдруг пропала...
Она сохранилась только в текстовых описаниях («Положение о территориальном планировании» от 2023г Таблица 1.1.2-1 п8). При этом путепровод–прокол в створе ул Глазунова все еще присутствует и в текстах и в графических материалах.
Строительство этой дороги логично и необходимо, а теперь возникшая в 2023г «ошибка» делает вероятным последующее внесение изменений по окончательной отмене строительства дороги в этом месте, переносу ее, а также путепровода через ЖД на новое место. (Оценка альтернативных вариантов размещения путепровода-прокола «в створе ул Глазунова» рассматривались нами тут)
Добавлю немного интриги для размышлений... В мкр Арбеково есть даже 2 одноименные улицы— это ул Глазунова и ул Генерала Глазунова, вводящие смуту в описание генплана в этом микрорайоне и позволяющие интерпретировать материалы достаточно свободно. Как такое произошло и каковы были цели, пусть каждый подумает сам...
Для объективной оценки выше сказанного нужно сказать, что в финальной версии на конец 2023 года в текстовых материалах ул Глазунова была окончательно исключена из проекта, скорее всего, как «ошибка, требующая исправления».
Также исчезли с карт автодорога в продолжении ул Гагарина–Островная в обход села Бессоновка и дорога за Арбековскими дачами, что также создает возможности неконтролируемого изменения генплана.
Стоит обратить внимание, что по такой же «серой схеме», как и с ул Глазунова и «Обходом села Бессоновка в продолжении ул Островная», (но чуть ранее в 2019г) поступили с Южным мостом от ул Локтионова до ул Луговая.
А в 2023г, в итоге, в «Положение о территориальной планировании 2023г» были внесены изменения относительно этого участка кольцевой автодороги, а расположение Южного моста дополнительно уточнено как бы для устранения «ошибки, требующей обязательного исправления». (Варианты размещения Южного моста рассматривались нами тут)
Подобные манипуляции позволяют достаточно вольготно трактовать материалы генплана, делая возможным незаметно вносить такие изменения, которые в обычной ситуации не принял бы ни один специалист и не подписал бы ни один руководитель.
Еще в одной из наших статей мы рассказывали о городском лесе севернее ГПЗ и Сосновом боре Измайловский на берегу реки Протока Целибуха.
Оба лесных массива, как в прочем и река в районе урочища Свинуха на карте генплана 2021г были отмечены, как «зона лесов» и это несколько расходилось с данными на кадастровой карте. Сосновый бор Измайловский вообще никак не был отмечен, а посреди леса севернее ГПЗ был выделен участок под застройку многоквартирными домами.
В 2023г только часть Соснового бора Измайловский на одной из карт теперь обозначена, как зона «Иной особоохраняемой природной территории»!
А вот, другую часть соснового бора, непосредственно вдоль ул Измайлова, так и не отметили, как впрочем, и реку «Протока Целибуха», на берегу которой находится Сосновый бор Измайловский на карту генплана не вернули...
Участок под многоквартирные дома в лесу севернее ГПЗ, теперь появился и на карте генплана, что должно несомненно заинтересовать жителей.
Нужно сказать, что данный участок леса то появляется, то исчезает в различных материалах генплана и в разные годы, что дает повод предположить, что руководству и общественности предоставляется далеко не полная информация об этом, либо происходит какая–то закулисная борьба с постоянным внесением и исключением из генплана этого участка.
Все это делает этот городской лес беззащитным перед натиском застройщиков, желающих освоить прибрежные территории вдоль реки Старая Сура.
Кроме того, часть промзоны по ул Терешковой, которую «некие силы» активно начали разрушать в 2023г, теперь окрашена, как зона смешанной и общественно деловой застройки.
А как мы все знаем, это «устоявшаяся серая схема в нашем регионе», с помощью которой территории отжимают под высотное строительство. На это также следует обратить особое внимание и не только жителям города.
Эта промзона, конечно, требует преобразования, но никак не в новые кварталы высоток! (вопрос промзоны ул Терешковой затрагивался нами тут).
Территория, предоставляющая рабочие места (промзона), в сложившийся сложной транспортной ситуации не может стать территорией, предоставляющей рабочие руки (зоной жилья), просто даже исходя из банальной логики и понимания причин и следствий транспортных проблем этого района города.
Территория завода ЗИФ цеха 5Б «вдруг» окрасилась в зону «смешанной и общественно деловой застройки».
Судя по всему, в очередной раз, делается попытка раздробить наиважнейшее для экономики нашего региона главное промышленное ядро города. Банкротство и ликвидация одного из крупнейших заводов нашего региона «ЗИФ» продолжается и на это следует обратить внимание не только жителям города.... Эту территорию следует использовать по ее прямому назначению — то есть отдать ее для промышленного развития.
Следует сказать, что попытка застроить центр «главного промышленного ядра города» приведет к разделению его на два осколка и транспортной перегрузке Северной хорды, которая должна обеспечивать транспортной доступностью это ядро.
Пробки из–за нового планируемого микрорайона, соизмеримого, кстати, по размеру с г Спутник приведут к серьезному нарушению функционирования этой промзоны и постепенной дальнейшей ее деградации.
Кроме того, думаю, всем следует также обратить внимание на достаточно важные ошибки в названиях, позволяющие вводить в заблуждение как простого обывателя, так и ответственные лица.
Так например, в документах элементы «Северной хорды» и автодороги, связывающей ее с внутренним транспортным кольцом через мкр Шуист и мкр ГПЗ, в некоторых документах отнесены к «внутреннему транспортному полукольцу».
А именно, пересечение хордового направления с ул Чапаева и с ул Чаадаева отмечены в описании, как часть внутреннего транспортного полукольца.
А это в корне не верно: — ведь расположение «внутреннего транспортного полукольца» четко определено в генплане до 2018г и теоретически может конечно варьироваться, но в достаточно узких рамках возможностей.
У внутреннего транспортного кольца, также было предусмотрено пересечение в разных уровнях этих же улиц. Поэтому, эти пункты, возможно, просто не соответствуют графическим материалам и действительно относятся к внутреннему транспортному кольцу.
В любом случае, такие разночтения не позволяют понимать стратегические цели заложенные в генеральный план, а это недопустимо.
В заключении нужно сказать, что сложившаяся ситуация не плод чьих–то конкретных замыслов с целью разрушения нашего города, а скорее всего результат сложившейся за много лет системы, которая пренебрегала правилами стратегического развития в угоду сиюминутной прибыли.
Мало того, сегодня многие разработчики поставлены в достаточно сложную ситуацию, когда многолетние планы развития приходится «на лету» корректировать по причине «не весть откуда взявшихся» новых строящихся высотных домов.
По материалам Генплана видно, что люди работают и, в рамках существующих правил, пытаются исправить ту «кашу» которую нам «сотворили» в 2019г. Но мы все равно ожидаем от них гораздо большего...
Также нужно учитывать то, что до 2018г генплан разрабатывался с учетом интересов жителей по заложенной еще в 1953г концепции города с развитой промышленной инфраструктурой. Было достаточно четко, понятно и вполне разумно, что позволяло видеть ошибки развития и обосновывать их устранение.
А вот с 2019г в генплан были привнесены новые тренды, согласно которых главной экономической движущей силой города, судя по всему, должен был выступать вместо промышленности, так называемый, «Сити квартал» (бизнес центр) . И эти жуткие нововведения теперь исправить ох, как не просто...
Модель города с высокой плотностью населения и большой торгово–финансовой активностью, на тот момент, все еще считалась самой перспективной... И возможно так оно и было бы, если бы не кризис в мировой экономике, разрушение существующей экономической модели и начавшееся изменение курса нашей страны.
Сегодня генплан фактически перестал быть документом стратегического планирования, так необходимого нашей стране. По сути, карты генплана все последние годы просто «подгонялись под интересы неких финансово–строительных групп» в рамках отлаженных «серых схем» и очень часто вопреки мнению руководства города и жителей г Пензы.
Пора это менять! Нужна понятная всем концепция развития, которая позволит разработчикам не быть заложниками интересов крупных воротил строительного бизнеса.
P.S. Еще нужно добавить, что существует еще более поздняя ревизия генплана от августа 2023г, в которой имеются некоторые отличия от той, которая опубликована на официальной странице администрации города Пенза... но это совсем другая история...
Материалы Генплана г. Пенза 2023г на странице Администрации г. Пенза представленные общественности.
И еще очень интересные материалы по обоснованию
Отследить начало публичных слушаний возможно на сайте Министерства градостроительства и Архитектуры Пензенской области в разделе «Важно – Градостроительство – Оповещения о публичных слушаниях» (еще тут и тут)
Уважаемые читатели, у вас есть возможность дополнить данный материал своими замечаниями в комментариях. Это позволит выявить ошибки и поможет нашему городу стать лучше. Важно участие каждого, кто неравнодушен к нашему городу и дорожит нашим общим будущим... Материалы генплана достаточно объемны и требуют внимания горожан.
Следующая Глава 55 Территория завода «ЗИФ» цех 5Б
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #мосты