Найти тему
Русский Пионер

Только без рук!

Мы, конечно, предвидели, что автомобильный критик Александр Федоров в номер про искусственный интеллект напишет что-то про беспилотные автомобили. Да что там предвидели, мы надеялись именно на это. Ведь автомобилестроение — вроде бы та самая отрасль, где у искусственного интеллекта дела идут гладко и беспрепятственно, как на образцовом автобане. По которому на беспилотном Джеке «тошнит» автора колонки, потому что запрограммировано — быстрее нельзя. Скоростное ограничение не единственная претензия к беспилотнику. Автор все ему выскажет, мало не покажется.

Внешне это был самый обычный автомобиль. Ничего выдающегося. Хороший, красивый и богато укомплектованный Audi A7 Sportback темно-серого цвета металлик, двигатель 2 л, турбодизель, коробка-автомат, актуального года выпуска, с небольшим пробегом. В салоне все тоже было вроде бы на своих местах — Audi как Audi.

— Его зовут Джек, а меня — Хассан, — с улыбкой произнес на безукоризненном немецком подошедший к машине невысокий парень в дизайнерских титановых очках и показал на автомобиль, который, оказывается, имел имя собственное.

Хассан произвел на меня впечатление. Если бы не очки и не немецкий язык, я мог бы его представить на улице Восточного Иерусалима в кипе и в бронежилете с надписью «Полиция» и с «Глоком» на поясе либо же на другой стороне, замотанным в «арафатку» и с камнем в руках. На крайний случай — одним из героев фильма «Фауда», который был тогда в топе сериалов. Но парень стоял на площадке испытательного центра Audi AG в аэропорте Мюнхена, прижав к модной рваной футболке «МакбукПро», и улыбался.

Хассан был программистом, а также инженером-водителем беспилотного автомобиля, которых тогда, перед пандемией, у компании Audi было наперечет, и поэтому каждый прототип имел свое имя. А мне, приехавшему с группой журналистов, разрешили совершить пробную поездку на машине, которой, по словам маркетологов, водитель был больше не нужен. Всем управлял искусственный интеллект.

Я тогда обошел А7 со всех сторон и не нашел никаких особых внешних отличий. Ну разве что камера под лобовым стеклом была непривычно большого размера.

Хассан усадил меня за руль, а сам сел сзади, за моей спиной. Увидеть его в зеркало заднего вида было сложно, тем более что он сразу уткнулся в экран своего «Макбука».

— Выводите Джека из ворот нашего центра, следуйте указателям, — напутствовал он.

— А когда же начнется волшебство? — спросил я. Пока что Джека вел я, и езда эта ничем не отличалась от обычного управления автомобилем.

— Минуточку… Вот сейчас можно. Убирайте руки с руля, а ноги — с педалей. Дальше нас повезет Джек.

В первые секунды ничего особенного не произошло. Немного изменилась картинка на навигационном экране: рядом с моим автомобилем появились схематичные изображения машин из потока. Не держать руки на руле вообще было непривычно. Сначала ладони вспотели, а потом все как-то стало уже привычным. «Да ладно вам!» — подумал я. Судя по всему, нам хотят опять предложить опробовать так называемый третий уровень автономности, только в более продвинутом варианте. Любого, кто хоть раз в жизни пользовался круиз-контролем, автоматическим поддержанием скоростного режима не удивишь. У многих автопроизводителей давно есть и более продвинутая его версия — адаптивный круиз-контроль, когда автомобиль автоматически поддерживает заданную дистанцию до впереди идущего транспортного средства в потоке машин, сам разгоняется и сам тормозит вплоть до полной остановки. А система удержания в полосе движения может даже самостоятельно корректировать положение машины движением руля. Другое дело, что держать руки на руле все равно надо. Иначе на приборной панели сначала появляется грозное предупреждение типа «Возьмите управление в свои руки», а если его проигнорировать, то дело дойдет до аварийной остановки. Так вот на третьем уровне автономности автопилот работает, но только в идеальных дорожных условиях — ясно, сухо, прекрасный прием сигнала навигации. Но водитель все равно нужен: предполагается, что в случае чего он схватится за руль.

…Я ехал на Джеке уже километров двадцать. На заднем сиденье Хассан по-прежнему тыкал в кнопки ноутбука. Джек ехал ровно и довольно скучно. Он двигался по второй справа полосе четырехполосного шикарного бетонного немецкого автобана. Ехал со скоростью 130 км/ч, хотя вот именно здесь лимита не было.

— Хассан, а что мы так медленно? Тут спокойно можно двести ехать.

— В программу зашито, что рекомендованная скорость для данного участка — сто тридцать километров в час. На такой скорости мы имеем также более умеренный расход топлива…

— Да ладно, Хассан, зачем так скучно? Германия — последняя страна Европы, где на некоторых дорогах можно ехать столько, сколько хочешь… Скоро всё, наверное, закончится, примут-таки ваши законодатели общеевропейские законы.

Хассан промолчал, но неполиткорректно вздохнул. Я почувствовал, что ему не очень нравится идея общеевропейских скоростных ограничений.

Слева просвистел огромный грузовик. Водителю, видимо, было странно, что такой стремительный, практически спортивный автомобиль «тошнит» правее него. Но спросить возможности не было. Нашего Джека ощутимо качнуло порывом воздуха. Руль тут же сделал самостоятельное аккуратное движение: пам-пам. Ну, не фантастика.

— Хассан, а давай я сяду к тебе, назад.

— Нет, Александр, так нельзя. По закону мы не можем оставлять автомобиль без управления водителем.

Я вспомнил, что марка Audi планировала оснастить свой флагманский лимузин A8 функцией Traffic Jam Pilot, которая на многополосных дорогах с разделительным отбойником на скорости до 60 км/ч должна была давать водителю возможность заниматься своими делами. Но из-за сложного правового регулирования, прежде всего в США, компании пришлось отложить запуск. Для Audi, как и для остальных автопроизводителей, будущее третьего уровня беспилотности по-прежнему туманно и зависит от нормативных, технических, поведенческих, правовых, деловых аспектов и связанных с ними трудностей.

— Хассан, а что если на дорогу выбежит пешеход? Или лось?

— Ну это маловероятно на автобане в Германии… вот у обочин стоит защитное ограждение — от животных и от случайных пешеходов.

— Ну хорошо, — не унимался я, — а если на автобан решит совершить экстренную посадку самолет? Американский истребитель с военной базы? Я знаю, ваши дороги предусмотрены для таких случаев…

На самом деле об этом мне рассказывал во время обучения на военной кафедре журфака МГУ майор Молчанов в 1987 году, но я не стал раскрывать источник информации.

Хассан после небольшой паузы не очень уверенно ответил:

— Будем надеяться, что искусственный интеллект автомобиля распознает неподвижный самолет как опасный объект и предпримет маневрирование или экстренное торможение. Ну или если самолет будет двигаться впереди, то сохранит до объекта безопасную дистанцию.

Я понял, что Хассана сложно застать врасплох. И пожалел, что не спросил, что будет в случае посадки летающей тарелки или выхода на трассу зомби. Поездка подходила к концу, ничего особенного не происходило.

— Расскажи, пожалуйста, чем этот автомобиль отличается от «просто Audi A7» с круиз-контролем и прочими современными электронными ассистентами?

Хассан с облегчением выдохнул и начал, судя по всему, заготовленный заранее рассказ:

— Камера, которую вы, возможно, заметили на лобовом стекле, не совсем обычная. Это не камера, а лидар — сложное электронное устройство, которое сканирует местность, обрабатывает изображение, хранит в памяти и составляет трехмерное изображение на экране навигационной системы. Лидаров может быть несколько. Чем их больше, тем точнее картина окружающего нас мира. Помимо этого, под капотом машины находятся радары дальнего обнаружения объектов и радары для ближней дистанции. Они помогают поддерживать заданную скорость, вовремя тормозить или ускоряться. А еще в бамперах установлены сенсоры, почти такие же, как на серийных машинах в парктрониках, но более чувствительные. Вместе с пятью видеокамерами они помогают при маневрировании в городе и на парковке…

— И все эти данные уходят куда? К тебе на ноутбук? — поинтересовался я.

— Не совсем… — Хассан замялся. — У автомобиля свой собственный процессор. А я лишь контролирую его работу на своем ноутбуке. Напомните, когда мы приедем обратно, я покажу его вам.

-2

Остаток пути Хассан рассказывал мне о своей большой семье, приехавшей уже много лет назад из Ливана. Сам Хассан родился в Германии, учился в знаменитом Техническом университете в Дрездене и давно ощущал себя немцем. Я осторожно поднял тему знаменитого саксонского блюда — айсбайна, то есть вареной, а потом запеченной свиной рульки. Хассан, к моему удивлению, оказался его фанатом.

Приехали обратно в центр. За разговорами о сосисках на мое место в машину чуть было не прыгнули и не уехали следующие журналисты  — одетые во все «гуччи» молодые китаец с китаянкой с огромными смартфонами в руках. Я спохватился и попросил Хассана показать бортовой компьютер Джека, который, собственно, и прокладывал нам дорогу.

Хассан открыл пятую, заднюю, дверь Audi A7 Sportback, и я понял, что все волшебство на самом деле здесь. Каждый кубический сантиметр багажника занимали железные ящики с аппаратурой. От пола до потолка. Мигали лампочки, гудели вентиляторы процессоров, а для охлаждения всего этого электронного изобилия был даже приспособлен не предусмотренный никакими комплектациями дополнительный воздуховод от кондиционера. Довольно неуклюже, кстати, приспособлен.

— Так вам, получается, даже двигатель нельзя глушить у Джека? Иначе перегреется? А немецкие экологи об этом знают?

Хассан, наверное, уже пожалел, что показал мне недра автомобиля, и нажал на кнопку в торце двери. Электропривод закрыл багажник.

— Извините, мне надо ехать со следующим журналистом. Было приятно познакомиться и пообщаться. Передавайте привет вашему «Яндексу»…

С момента той моей поездки на беспилотном Audi прошло почти пять лет. Удивительно, но изменилось с той поры на самом деле не многое.

Вообще самой идее управляемого искусственным интеллектом беспилотного автомобиля — много десятков лет. На автомобильном салоне в Детройте General Motors еще перед Второй мировой войной показывал макеты хайвеев с движущимися по ним автономно автомобилями.

В 2012 году один из отцов-основателей Google Сергей Брин утверждал, что по пальцам руки можно пересчитать годы, которые остались до момента, когда люди пересядут на беспилотные автомобили.

В 2014 году Илон Маск обещал, что скоро можно будет сесть в машину, заснуть и проснуться уже на месте.

Но пальцы на руках вот уже год как кончились, а беспилотники автомобили так и не стали для нас реальностью.

Мне возразят, что на улицах Москвы появились вот роботы-доставщики. Ну да. Мой молодой коллега однажды заказал ради интереса доставку из «Лавки» стаканчика кофе и булочки. Полчаса ждал. Потом мы увидели беспомощного робота у дверей офиса. Машина мигала лампочками, но посылку не отдавала: стаканчик кофе и булочка остывали в недрах ящика. Сбой удалось устранить только после двух сообщений и одного звонка в службу поддержки. Кофе к тому моменту успел остыть.

А в микрорайоне Ясенево за 100 рублей можно немного проехать на беспилотном такси. Правда, надо наметить фиксированные точки посадки и высадки и все равно ехать с водителем. Который просто не держится за руль. Чуть не забыл. Надо еще записаться заранее на поездку, оставить свои контакты и рассказать о себе, включая возраст и род занятий. Я «Яндексу» заявку на поездку оставил, но ответа не получил. Может, не понравился мой возраст или род занятий?..

Годы идут, но автомобили с искусственным интеллектом считывают информацию недостаточно быстро или ошибаются. Каждый километр своего пути они проезжают с оговорками: тут нужно солнце, здесь — интернет, а еще хорошо бы сухой асфальт и никакого тумана…

По официальной статистике в мире уже десяток смертельных случаев с беспилотными, то есть управляемыми искусственным интеллектом, автомобилями. Но если быть объективным, то половина из этих случаев произошла с автомобилями, которые ехали на автопилоте, то есть все равно управлялись водителями.

В Аризоне в марте 2018 года Volvo XC90, принадлежавший Uber, ехал автономно и насмерть сбил женщину, которая переходила дорогу с велосипедом. В официальном отчете об этой трагедии говорилось, что автопилот распознал женщину аж за шесть секунд, но не предпринял ничего, так как женщина «переходила дорогу в том месте, где пешеходного перехода нет». Водитель-оператор, который тоже был в автомобиле, ничего сделать не успел.

Беспилотный автобус сбил человека в 2019 году, и это вызвало мировой резонанс. А еще человека засняли спящим на хайвее за рулем «Теслы» в тот момент, когда он ехал на автопилоте, и это как суперновость сообщили все мировые агентства.

А давайте я вам теперь приведу статистику ВОЗ. Каждый день на дорогах планеты гибнет 3700 человек. И при этом девять из десяти аварий происходит из-за водителя, из-за его невнимательности, из-за того, что он заснул за рулем или употребил алкоголь или наркотики.

«Железный водитель», Джек или кто-то другой, вычеркнет эти причины из списка? Наверняка.

Но вообще без водителя пока нельзя. Или сложно. «Яндекс», который до недавнего времени проводил масштабный эксперимент по использованию беспилотных автомобилей, признает, что автопилот не сможет найти парковку на стоянке у ТЦ или во дворе, где играют дети, мечутся курьеры на велосипедах или выносят мусор пожилые люди — все они зачастую непредсказуемы, и нужна человеческая интуиция, чтобы угадать их поведение.

А еще люди боятся ездить на полном автопилоте, и это показывают многочисленные исследования по всему миру. Хотя в солнечной Аризоне уже более пяти лет колесят по дорогам полностью беспилотные такси WAYMO. Они передвигаются без водителя и являют собой практически единственный работающий пример четвертого, высшего на сегодня, уровня автономности. Пятый уровень тоже есть, и на этой поляне отметились как американская компания Nuro, которая доставляет заказы американцам (вспомним стаканчик с кофе!), так и отечественный «Сбер». Банк показал два года назад на экономическом форуме в Санкт-Петербурге беспилотное электрическое такси FLIP. Но проект так и остался проектом: заказать такси по-прежнему нельзя даже в Санкт-Петербурге.

Ну а если поднапрячься, налечь, что называется, всем миром, можно тогда сделать беспилотные автомобили? Да можно наверняка. Стоимость лидаров — главной составляющей любого автономного автомобиля — еще пять лет назад начиналась с 15 тысяч долларов. Потом снизилась до четырех тысяч. Они дешевеют, как когда-то сотовые телефоны или как плазменные панели. Сегодня в продаже есть лидары и за 100 долларов. Однако имеются и другие вопросики. Внедрение беспилотников приведет к переделу рынка практически всего индивидуального транспорта: каршеринга, такси, пассажирских перевозок… Нужен ли нам сегодня автомобиль, который будет трудиться 24 часа в сутки? Кого тогда увольнять? Куда их девать?..

Итак, беспилотные, управляемые искусственным интеллектом, транспортные средства в мире, и в том числе в нашей стране, есть. Но самая большая проблема этих автомобилей в том, что им по-прежнему нужен человек. Если не как водитель, то хотя бы как программист.


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №118. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".