То я с нею всё спорил, а теперь, смотрю, приходится соглашаться раз за разом.
«Очень много портретов, но женские лица все похожи друг на друга и все женщины как одна – на итальянок» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=54).
Это о Брюллове.
Ну да, вроде. Курносых нет. Блондинок – тоже.
И вообще, что у Долининой ни фраза, то я не могу возразить ничего.
Ну хоть что-то?!.
Ну разве что вот:
««Последний день» и так главная картина не только творчества Брюллова, но и всего русского искусства в целом. Потому что полтора века она выполняла те функции, которые после взяло на себя кино, – нагонять ужас и отпускать, вызывать сопереживание, не принуждающее к действию, пугать, но красиво» (Там же).
Это похвала со скрытым ядом, мол, низкопробна русская культурная публика.
Взвешено этот выродившийся от провала европейских революций романтизм назвал Алленов:
««Эстетика эффектов»» (О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова “Явление Мессии”. Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980. С. 143).
Ну и ещё вот:
«…наше искусство сильно не столько живописью, сколько концепциями, и что в подходе к XIX веку невозможно пользоваться сравнениями логоцентристской России с визуально изощренным Западом» (Там же).
Однако Запад положил начало классицизму, когда в так называемое новое время в России ещё ничего, имеющего мировое значение, не было. Так разве классицизм не логоцентристский? – Да, с романтизмом отстали. Но зато затопивший Западную Европу академизм ничем не менее логоцентричен (прославлением хозяев жизни), чем русский плач по народу у передвижников.
Но пыжиться россиянам в живописи до середины 19 века, действительно, нечего. Так что понятно, что некий немец, которому оппонировал потом Бенуа, Россию на грани 19 и 20 веков вообще не включил во всемирную историю живописи.
Одно только «но», если признать, что реализм есть обычный (внешнее натуроподбие, не гнушающееся и низким) и настоящий (угадывание в социуме того, чего больше никто ещё не видит)… До второго Курбе и барбизонцы не дотянули. А считанные исключения в некоторых произведениях Крамского, Шишкина и Репина, не были осознаны как настоящий реализм. То есть то, где Россия Западную Европу таки обскакала, осталось неотрефлексированным. И отставание её живописи представилось длившимся до грани 19 и 20 веков.
На что Долинина и сделала толстый намёк.
25 декабря 2023 г.