Тело человека может выступать как объект влечения: как либидинального, так и деструктивного. Причем первое не всегда исключает второе. К примеру, стремление причинять боль телу другого в определенной степени может быть именно либидинальной формой удовольствия, которая обеспечивается посредством подключения агрессии.
В сексуальных практиках существуют целые "ритуалы", включающие своего рода игру, где один из участников как бы грубо, как бы агрессивно завладевает телом другого. Другой, его тело, является объектом его желания, которое должно быть утолено.
Вместе с тем не всё тело может быть объектом либидо. В некоторых формах фетиша объектом влечения может быть часть тела: ступни, руки, грудь, волосы и т.п.
Однако власть над телом и желание обладать телом - это не только отношения двух субъектов. Безусловно, сам субъект может хотеть обладать своим телом. Этот же субъект может хотеть обладать и чужим телом. Но и тот же субъект может хотеть, чтобы другой обладал его телом. Удовольствие может приносить не только удовлетворение своего желания, но и утоление желания... в другом теле. В некоторых случаях субъект, обладающий запретом на собственное желание, может проецировать его в другого и утолять его в нем.
Власть над телом и табу, связанные с телом, также исходят из общества, из культуры. Тело субъекта может быть таким же объектом желания общества. Когда я говорю "тело субъекта", то я не разделяю тело и субъекта на две самостоятельные сущности. Субъект телесен, вот и всё. Это чисто языковая игра для понятности.
Как телесные наказания, так и телесные поощрения (поглаживания, поцелуи, объятия) являются проявлениями желания. В различных культурах общество по-разному осуществляет своё овладение телом другого. Вместе с тем мы видим разную степень "вторжения" общества в чужую телесность. К примеру, человек может следовать принятому в обществе стереотипу, скрывать определенные участки тела определенной же одеждой и придавать своим волосам форму из допустимого спектра возможного. Но стоит ему, к примеру, покрасить волосы в цвет "неожиданны", к его телу будет привлечено внимание: причем, скорее всего, не либидинальное.
Когда субъект делает некоторую татуировку на своем теле, он проявляет "модификацию" своего тела. Можно сказать, он вступает в отношения со своим телом (если говорить метафорически) и определенным образом овладевает им. Тело является объектом его желания: желания управлять, владеть и сообщать окружающим, что это его "собственность", и только его.
Резкие изменения во внешности, особенно сильно противоречащие условному ожиданию со стороны общества, могут быть этим самым сопротивлением, протестом, борьбой за право единолично владеть своим телом и не включать в эти отношения никого другого.
С другой стороны, тело может быть последним пристанищем любви: не отыскав удовлетворения своего либидо вовне, субъект может повернуть его внутрь и стать для себя объектом опоры, привязанности, нежности, заботы... В таком случае, тело может выступать в качестве объекта, единственного объекта, над которым субъекту удается получить хоть какой-то контроль.
ВСЕ РЕСУРСЫ:
VK: vk.com/psycaseanalytic
Boosty: boosty.to/psycase
Dzen: dzen.ru/psycase
Telegram: t.me/psycaseanalytic
YouTube: youtube.com/@psycase