Найти тему
StratMen (Strategic Mentoring)

Про критическое мышление

93% руководителей считают навык критического мышления более важным, чем наличие высшего образования.

У вас есть проблема, которую нужно решить на работе. Вы знаете, что для её решения многое должно измениться. Вы играете с возможностью разработать далеко идущий план для решения реальной основной проблемы, о которой идет речь.

Но вы же знаете, что это неосуществимо. У вас нет ни времени, ни энергии, чтобы бросить вызов текущему состоянию. Вы знаете, что столкнетесь с сопротивлением других людей. Вот почему вы в конечном итоге составляете «чёткий план». Тот, который не вызывает особого ажиотажа и не вносит необходимых изменений. Тем не менее, вы не можете избавиться от чувства неудовлетворенности, создавая этот скучный план.

У вас иногда возникает неприятное чувство, что вы могли бы сделать что-то лучше? Что ваш мозг способен на гораздо большее, чем просто выполнять маленькие скучные задачи? У вас есть отличные идеи, но у вас не всегда есть время или энергия для их реализации?

Вы хотите максимально использовать свою работу и свою жизнь, но существует слишком много конкурирующих требований к вашему времени. Трудно понять, с чего начать. Иногда кажется, что проще делать только самое необходимое.

Вы уже читали, что критическое мышление является важным навыком в современном мире труда. Большинство работодателей заявляют, что ищут кандидатов с такими навыками, но найти не могут. Почти в каждой школьной программе рассматривается вопрос о том, как развивать эти навыки и способности, но они не появляются.

Критическое мышление стало модным словом в компаниях, как и синергия , ключевая компетенция и найм сильной команды (хотя в русском языке слово «найм» отсутствует😎). Однако, в отличие от этих фраз, критическое мышление представляет собой проверенную временем традицию глубокого понимания и решения проблем, которая неизмеримо продвинула наше общество вперед.

Так что же это за зверь такой под названием «критическое мышление»?

Когда люди используют термин "критическое мышление", он может иметь множество значений. Один из российских бизнес-тренеров, публикующих книги на данную тему, даёт такое определение:

«Критическое мышление — это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать обоснованные выводы, давать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределённости.»

Определение сумбурное. Вывод не может быть раньше оценки. Опять же, «критическое мышление— это способ мышления…» есть тавтология. Далее у автора есть занятная фраза:

«Моё определение значительно отличается от тех, что вы можете прочитать в других авторитетных книгах.»

Автор почему-то считает, что его книга является авторитетной, но доводов не приводит. Предполагаю, что именно поэтому в его определении нет внятного пункта про объяснение из определения ниже.

Одно из самых известных определений этого термина взято из проекта Delphi:

«Критическое мышление — целенаправленное, самостоятельное суждение, приводящее к интерпретации, анализу, оценке и заключению, а также объяснение обоснованных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых основывается это суждение.»

Из этого определения можно выделить признаки критического мышления:

1.Целенаправленность. Когда одного из самых известных политиков в мире спрашивают о какой-то проблеме, а он начинает отвечать «обо всём и ни о чём», но только не о проблеме — это пример некритического мышления. Это не значит, что политик не обладает критическим мышлением. Он просто играет свою роль, а роль эта, как говорил герой В.Этуша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть «роль ругательная».

2.Самостоятельность.Это интересный признак, подразумевающий субъектность человека. Здесь я всегда вспоминаю своего начальника из военного института (полковника, профессора, ктн), который однажды на совещании офицеров управления факультета сказал эту фразу:

«Диссертация должна рождаться в муках.»

Более 90% людей не имеют своих мыслей и суждений. Их мысли и суждения есть продукт культуры, в которой они пребывали и пребывают. Они даже не осознают, что это не их мысли и суждения. Оставшиеся проценты людей осознают, что имеют мысли и суждения, взращенные культурой и могут даже назвать источники их происхождения. Но они же могут и «рожать» свои. И «рожают» они их действительно в муках. Поэтому, свои мысли они хранят, как «жемчужины» и с другими их никогда не спутают. Свои мысли, как свои, отпечатаются в памяти именно благодаря мукам. А много ли желающих помучиться? Вот поэтому мыслящих, в том числе критически, малое количество людей😎.

3.Последовательность. Уже упоминал, что вывод не может быть раньше оценки. Да и этап оценки, как и интерпретации, у большинства людей отсутствует. После анализа всегда у них следует вывод (заключение).

4.Объяснимость. Объяснить мало, надо ещё и аргументировать свои объяснения. Большинство же на просьбу объяснить реагируют по памятке для сотрудников:

Пункт 1: Начальник всегда прав.
Пункт 2: Если начальник не прав, смотри пункт 1.

Итог:

Навыки, которые вы приобретаете благодаря критическому мышлению, дают вам способность предвидеть и готовиться к трудностям, отнимающим много ресурсов. Ничто так не экономит их, как решение проблемы с первого раза😎.

Если хотите начать понимать мир немного лучше и находить новые и годные решения проблем своей жизни—учитесь критическому мышлению. А если хотите прекрасно понимать мир и находить уникальные и развивающие решения проблем не только своей жизни, но и проблем организаций и общества—учитесь концептуальному мышлению😎.

Картинка из Интернета
Картинка из Интернета