Саша играл в своей комнате, когда послышался звонок домофона. Мальчик тут же сорвался с места и помчался к двери.
- Глиса! - радостно завопил он, когда через пару минут в квартиру вошел высокий сутулый парень.
Сашка попытался обнять его, но тот злобно прикрикнул на мальца и оттолкнул от себя. От такой несправедливости Сашка расплакался.
- Заткните это недоразумение! - рявкнул парень, от чего Сашка не только не успокоился, но наоборот разревелся во весь голос.
- Гриш, ну может хватит уже? - укоризненно произнесла мама, беря Сашу на руки и успокаивая. - Хоть бы одно доброе слово сказал. Саша ведь так тебя любит...
- Я вам сто раз говорил, что он мне не нужен! - зло ответил Гриша. - Завели себе игрушку - сами с ним и возитесь. А от меня отстаньте.
Сказав это, он ушел к себе в комнату, громко хлопнув дверью. Мать только вздохнула, а Сашка, пригревшийся у нее на плече, тихо шмыгал носом и не понимал - за что с ним так? Почему брат его совсем-совсем не любит?
Саша был поздним ребенком у своих родителей - разница в возрасте у братьев составляла целых шестнадцать лет! Чему старший был совершенно не рад - Сашка раздражал его одним фактом своего существования, хотя он всей душой тянулся к Грише. Сашка хотел быть нужным своему брату, даже сам не понимая, почему и вообще зачем ему все это. И чем больше он тянулся, тем больше агрессии получал в ответ. Однажды Гриша порвал рисунок, который Сашка торжественно вручил ему, и бросил бумажные ошметки прямо на голову мальчика. Он мог "случайно" растоптать Сашину игрушку, подсыпать несколько ложек соли в его сок или чай, любил пугать, что родители его не любят и скоро отведут в лес на съедение волкам. От этого Саша был нервным и вечно боялся. Родители пытались как-то сглаживать конфликт, но толку от этого было мало. И в конце-концов, когда мама с Сашей вернулись домой из садика, старшего брата дома уже не было.
- А где Гриша? - спросил ребенок.
- Гриша уехал, сынок, - грустно вздохнула мама. - Он уехал учиться далеко-далеко.
- А он еще приедет? - с надеждой спросил Саша.
- Приедет. Наверное...
Сашка очень любил брата и скучал по нему, даже несмотря на то, как он с ним обращался. Мальчик думал, что это просто какое-то недоразумение, что им нужно поговорить, и Сашка все объяснит!
Однако время шло, а от Гриши никаких вестей не было. Родители занимались своими делами, как будто ничего не произошло, а Саша вырос и пошел в школу. Он уже не так скучал по старшему брату, но родителей все равно нет-нет да и спрашивал, где он и приедет ли когда-нибудь. А ответ был неизменным: "Он живет и работает в другом городе. А не общаемся мы, потому что сильно поссорились. Может, Гриша поймет, что был неправ, но пока все остается, как есть".
Саша вздыхал и иногда мечтал, что приходит он из школы, а на кухне сидит Гриша. Увидев Сашу, он вскакивает с места, обнимает его, извинятся за все издевательства в детстве, а потом берет его с собой в путешествие...
Но годы шли, и все было по-прежнему. В конце-концов, Саша перестал тосковать по брату, который, казалось, вообще забыл о его существовании.
Саша вырос, окончил школу, а затем университет и зажил взрослой жизнью. С карьерой у него как-то сразу задалось, что было очень кстати - родители с годами не молодели, и нужно было им помогать. Впрочем, Сашиной зарплаты хватало на все - и на свои нужды, и на поддержку матери с отцом, и на свадьбу, а затем семейную жизнь.
Через три года после свадьбы у него родилась дочка, и Саша был абсолютно счастлив, хотя брата иногда вспоминал и размышлял - где он там? Чем занят? Есть ли у него семья? "Как бы там ни было, я хочу, чтобы ты был счастлив. Как я" - думал Саша, точнее, уже Александр Степанович.
День перестал быть томным с самого утра - из-за аварии на дороге возникла пробка, и Александр едва не опоздал на работу, а у самого кабинета его отловил один из подчиненных.
- Александр Степанович! - запыхался он. - Выручайте!
- Что случилось? Пожар? - недовольно спросил Саша.
- Почти. Алена в больнице, аппендицит. А там соискатель пришел. Не могли бы вы...
- Понял, - коротко кивнул Саша и направился в переговорную.
Как правило, собеседования проводила Алена, но если она не могла, Александр всегда мог ее заменить. Про него даже шутили, что он не в тот отдел устроился - очень уж хорошо ему удавалось интервьюировать кандидата. Вот и сейчас нужно было подхватить. Ну а что? Ему не сложно.
Соискатель уже ждал на месте, и его лицо показалось Александру смутно знакомым. "Где же я мог его видеть?" - думал он. Однако все стало ясно, когда Александру подали резюме.
- Ну здравствуй, Гриша, - сказал он, глядя на посетителя.
- Это такой тут корпоративный стиль? Простите, но мы с вами на брудершафт не пили! - возмутился мужчина.
- Не пили, да, - кивнул Александр. - Только вот ты постоянно меня шпынял и ломал мои игрушки. Не помнишь.
- САШКА?! - изумился Григорий.
- Он самый.
- Ну что ж, тем лучше, - Григорий расплылся в довольной улыбке. - Как раз отметим мое назначение и воссоединение родственников!
- Я не пью, - сказал Александр. - А то, что ты мой брат, еще не дает тебе каких-то особых преимуществ перед другими соискателями.
- Брат! - фыркнул Григорий и расхохотался. - Значит, они так и не сказали тебе?
- Кто не сказал? Что не сказал? - насторожился Александр.
- Я тебе не брат. Я твой отец.
- Если это какая-то шутка, то крайне неуместная, - угрожающе произнес Александр. - Нашего отца я похоронил два года назад. Так что это не повод для приколов.
- О, а ты, я погляжу, многого не знаешь, - усмехнулся Григорий. - Пойдем-ка со мной, нам нужно мнооогое обсудить!
- Алло, Женя? Это Александр Степанович. Скажи Федорцову, что меня после обеда не будет. Да, поехал в Нефтеюганск. Спасибо.
На самом деле ни в какой Нефтеюганск Александр не поехал. Он домчался до набережной и несколько минут стоял, глядя вдаль невидящим взглядом. Потом он схватил с земли увесистый, обкатанный речными волнами камень, и швырнул его так далеко, как только мог. Потом еще один камень. И еще... Только когда из-за камышей показалась утка с выводком утят, Александр немного успокоился.
То, что он узнал буквально полчаса назад, разделило его жизнь на "до" и "после".
Оказывается те, кого Александр всю жизнь любил как родителей, были его бабушкой и дедушкой, а тот, кого он считал братом, на самом деле оказался отцом...
В детстве и юности Гришка был тем еще фруктом. Отец тогда работал вахтами, подолгу пропадал на нефтяных кустах, поэтому не мог уделять сыну достаточно времени, а мать едва справлялась с выходками сына.
Гришка довольно рано познал многие прелести взрослой жизни - алк.оголь, куре.ние (причем, не только си.гарет) и близкое общение с противоположным полом. Обычно осечек не было, но в то свидание с очередной девушкой он был слишком пьян, чтобы воспользоваться защитой. "Сюрприз" обнаружился уже тогда, когда ликвидировать последствия бурной ночки было уже поздно. И вот, почти на полтора месяца раньше срока на свет появился болезненный ребенок, который с самого рождения не был никому нужен - молодая мать ум.ерла от послеродовых осложнений, ее родители сразу заявили, что такую обузу на себя не повесят, да и папаша не горел желанием брать на себя заботу о сыне, тем более он тогда учился в колледже в окружной столице. Пришлось Гришкиным родителям забирать ребенка и оформлять как своего. Мать плакала, а отец успокаивал ее:
- Ничего, родная моя. Сына нормально воспитать не смогли, так может хоть из внука человека сделаем.
Все шло нормально, пока Гришка не бросил колледж и не вернулся в родной дом. Саша злил его одним своим присутствием - мало того, что от него было много шума, так еще он был постоянным напоминанием об ответственности, которую Гришка не пожелал на себя брать. Вот он и издевался над мальчиком, вымещая на нем свою злость за свой же поступок.
Вскоре он окончательно уехал из дома, вроде как взялся за ум, получил образование, устроился на хорошую работу и даже завел семью. Правда, брак продержался всего три года - отказываться от возлияний и активной личной жизни Григорий не желал. Помотавшись какое-то время по округу, он вернулся в родной город, чтобы начать новую жизнь, и надо же такому случиться! На первое же собеседование на новое место работы его встретил сын!
- Я смотрю, поднялся ты, замом стал, - усмехнулся Григорий, когда вывалил на Александра всю правду о его рождении. - Мои гены! Все-таки, хорошо, что родители тебя забрали, а то жил бы в детдоме и стор.чался к тридцатнику. Ну что ж, раз уж мы так удачно встретились, я думаю, что ты замолвишь за папку словечко перед шефом?
Александр посмотрел на него взглядом, полным ледяного презрения.
- Конечно замолвлю. Да так, что ты к нашей фирме ближе, чем на пушечный выстрел не подойдешь! - сказал он.
- Я не знал, что ты такой мелочный, - скривился Григорий. - И что, из-за каких-то личных обидок ты готов отказать высококлассному специалисту?
- Дело не в личных обидках. Дело в политике фирмы, - сказал Александр, максимально стараясь сохранять спокойствие. - Видишь ли, владелец просто помешан на семейных ценностях. У нас даже разводы не особо приветствуются, а за супружескую и3мену можно вообще вылететь. Так что мне достаточно просто рассказать руководству о твоих... художествах, чтобы тебя даже мойщиком туалетов не взяли, папаня.
Сказав это Александр резко встал со скамейки и направился к парковке. Кое-как он попал ключом в замок, с трудом завел машину и рванул до набережной, чтобы проветрить голову и хоть как-то уложить там все услышанное. Немного успокоившись, он позвонил жене:
- Лиз, давай сегодня отвезем Танюшку к своим родителям?
- Давай, а что случилось? - удивилась она.
- Случилось... Я тебе потом все объясню. Мне очень плохо, Лиза. Сегодня я узнал такое, что даже не знаю, как реагировать.
- Господи, Саша...
- Нет, все живы-здоровы, просто давай проведем этот вечер только вдвоем, хорошо?
- Хорошо.
Александр заехал за дочкой в школу и отвез ее к бабушке с дедушкой, а потом до самого вечера колесил по городу, пытаясь собрать голову в кучу. Кое-как он дождался, пока можно будет забрать жену с работы, и потом вместе с ней поехал в парк.
- Саш, объясни, что происходит? - обеспокоенно спрашивала Лиза.
- Сейчас, мне нужно выпить кофе... - бормотал он.
Александр купил два стаканчика в ближайшем киоске, один вручил жене, а свой осушил парой глотков.
- Саш, ты нашел другую? Ты уходишь? Ну не томи, говори уже!
- Лиза, ну ты же знаешь, что мне никто не нужен, кроме тебя, - сказал Александр. - Просто...
И он поведал жене о том, с кем встретился и что узнал сегодня. Лиза была в шоке - с родителями мужа у нее были прекрасные отношения. А тут такое... Оказывается, это не родители, а бабушка и дедушка...
Александр смял третий по счету пустой стаканчик из-под кофе и сказал:
- Вот такие дела. Я совершенно разбит, что теперь делать?
Лиза, немного подумав, ответила:
- Жить, Саша. Жить. Других вариантов нет. Ты же знаешь, что мой отец мне не родной? Я сама узнала это, когда мне было десять лет. Но мне это было неважно - он растил меня как свою плоть и кровь, воспитывал, баловал, помогал. Он и сейчас все это делает, а я люблю его как родного папу, потому что он таким и был. У тебя ситуация более запутанная, но что ж теперь? Факты остаются фактами - тебя вырастили заботливые, честные люди. А твой биологический родитель - пoдoнok, который не стоит ни твоего времени, ни твоего внимания. Сейчас тебе просто нужно время пережить это.
- Но почему они ничего мне не сказали... - пробормотал Александр, глядя в вечернее небо.
- Этого ты уже не узнаешь, - пожала плечами Лиза. - Может, не хотели тебя расстраивать, а может, настолько свыклись с ролью родителей, что забыли, кем тебе приходятся на самом деле. Да и так ли это важно?
- Не знаю, - вздохнул Александр.
- Саш, я понимаю, что это сложно. Тебе нужно время прийти в себя, - сказала Лиза, обнимая мужа. - Если нужно, сходи к психологу.
Александр обнял и поцеловал жену.
- Мой лучший психолог - это ты, - улыбнулся он.
Эпилог.
К психологу он все же сходил и еще раз убедился, что жена права - не тот родитель, кто обеспечил генным материалом, а тот, кто вырастил. Никакой обиды на тех, кто заменил ему отца и мать, Александр не держал, даже наоборот, стал еще более благодарен им за то, что вырастили и оградили от неприятной информации. Конечно, можно было бы сказать правду, когда он вырос, но... Они поступили так, как поступили, и после всего, что они сделали для Саши, было бы последним делом за что-то их осуждать. В конце-концов, дети порой вообще растут в приемных семьях и именно там получают и заботу, и любовь, и поддержку, и достойный старт в жизни. Как, например, один из старых приятелей Александра.
- А я даже не знал, что ты рос не в родной семье! - удивился он.
- А смысл об этом говорить? - пожал плечами приятель. - Биологические родители у меня - алк.аши, которые давно спились, и плевать я на них хотел. А настоящими родителями я считаю тех, кто меня вырастил.
Биологическую мать Александр тоже потом нашел. Точнее, ее мо.гилу. "Какая молодая и какая гл.упая!" - думал он, глядя на скромное надг.робие. Всего 17 лет...
Также он навел справки о ней и узнал, что девушка с самого юного возраста отличалась разгульным нравом и в столь юном возрасте уже сделала несколько або.ртов.
Эта информация немного выбила Александра из колеи, но потом он все обдумал и понял, что ему невероятно повезло. Во-первых, что он вообще родился. А во-вторых, что рос не с родными родителями-маргиналами, а с бабушкой и дедушкой в приличной семье.
- Ты сегодня прямо светишься, - сказала Лиза, садясь в машину. - Что-то хорошее случилось?
- Да, случилось, - улыбнулся Александр. - Я наконец-то понял, что мое прошлое не имеет надо мной власти и я теперь смогу с этим жить.