«... важнейшим из искусств для нас является кино...» высказался однажды тот, кто знал толк в агитации и пропаганде.
Его замечание стало лозунгом который актуален и по сей день. И что-то подсказывает мне, кино сегодня, на прямую и через смысловые образы, становится куда вкрадчивей, обольстительней, чем, скажем, в прошлом веке.
О чём было советское кино. Кто его герои и антигерои? На первых порах — клише. Вот большевики, красногвардейцы, строители первых пятилеток, солдаты Великой Отечественной — строители и защитники страны шагающей в светлое коммунистическое будущее. Им противостоит «старый мир». И первые всегда при любом освещении — положительные герои. Вторые, соответственно, вызывают не самые добрые чувства внутри, они олицетворение зла, их маски омерзительны и вызывают негодование. Или театрально комичны.
Можно высказываться по этому поводу как угодно, но это так. И это понятно. И так, наверное, будет всегда — толпа во все времена любила забрасывать гнилыми овощами тех, кого выставляли на позоре.
Замечу лишь одно личное наблюдение. Советское кино всегда было одухотворённым. И даже отрицательные типы имели своё мировоззренчество и какие-то духовные ценности, за которые они также боролись и порой вполне героически погибали. К таким вполне возможно отыскивались симпатии. Проследите развитие отрицательного героя в советской кинематографии и вы поймёте о чём я.
И вот наши дни. Технически не шаг вперёд — прыжок. Прыжок блохи. Сама мелка, а если оттолкнётся, то ого-го. И это кино напрочь лишено хоть какой-то идейности.
Так и слышу как меня ловят на слове: а может хватит! наелись! сыты по горло! Марши под транспарантами одного цвета. Топали, топали и куда притопали!
И то верно. Дайте людям вздохнуть так, как им заблагорассудится. Одним по нраву страсть невоздержанная, другие предпочитают прильнут в замочной скважине и подсматривать затаив дыхание.
Современное кино, лишь по размеру экрана широкоформатное зрелище, а по сути своей — замочная скважина. Всё, всё к чему прикоснулся современный тандем продюсер-режиссёр — бытовуха. Революции, войны, апокалипсисы и всяческие потопы, космические империи — всё вполне можно разместить в одной спальне и даже уложить в одно ложе.
Я не хочу сказать, что чувств нет. Наоборот, захлёбываешься от эмоций. То жмуришься, то таращишься и дрожь по всему телу. И потеешь нешуточно. Так и тянет потом в душ отправиться. Ощущение как на Перекопе. Налито много и вроде как широко, а шагнёшь — грязь по колено. И увязаешь.
Не от того ли жажда неутолимая. Не успел досмотреть одно, как снова тянет отхлебнуть.
Человек ведь это не только о теле.
«Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино...» (В.И. Ленин). Так заканчивается фраза вынесенная в самое начало статьи. Если мне не изменяет память, там ещё и цирк упоминается. А слово «безграмотен» звучит резче и точнее. Обращайтесь к первоисточникам.
Почему Ленин так категоричен и откровенно резок? Кажется он на самом деле верил в «нового человека».