С фантастическими тварями всё понятно. Они живут на страницах книжек для маленьких девочек и престарелых тинейджеров, чьё детство пришлось на нулевые. Но если девочки ещё способны вылечиться от пристрастия к низкопробной литературе, то второй категории граждан не поможет ничто.
Так что мы переходим от фантастических тварей к тварям колёсным — тому, чего не должно существовать в природе.
Для начала дадим себе труд разобраться, что такое колесо. Колесо — это механический движитель, позволяющий не тащить груз по земле, а катить его. То есть, колёса были своего рода "антигравитацией для бедных", которая дала человеку две вещи: скорость и невозможную силу.
Сейчас археологи склоняются к предположению, что колесо появилось от 3 до 5 тысяч лет назад, причём на территории Европы. Свидетельства тому — ритуальные повозки из Кукутени, гравировки на стенах Цюшенской камерной гробницы и захоронения ямной культуры. То есть, жители древнего Аркаима уже знали о колесе и даже любили прокатиться с ветерком.
В истории человечества было несколько критически важных изобретений. Мы относим к ним укрощение огня, создание плуга, изобретение колеса, первый орбитальный полёт и расщепление урана. Каждая из этих точек стала переломной для развития жизни на Земле, а, быть может, и за её пределами. На очереди покорение антиматерии и технологии сверхсветового движения, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Не все люди оказались достаточно продвинутыми, чтобы освоить колесо. Народы Доколумбовой Америки почти изобрели его, но вовремя вмешался миляга Кортес. В ту же степь идут коренные племена Австралии и Африки.
Любое человеческое изобретение подражает чему-то, существующему в природе. Любое, кроме колеса.
Посмотрим на эту штуку свежим взглядом. Круглый обод колеса вращается вокруг ступицы. Значит, оно никак не может быть биологическим органом. Любой сосудисто-нервный пучок, питающий колесо, неизбежно порвётся за несколько оборотов.
К тому же, колёсный зверь должен как-то регенерировать повреждения. А ведь в дикой природе нет шиномонтажек и проката дисков! Это уж не говоря о том, что колесо требует ровной поверхности, с радостью застревает в жидких или сыпучих средах, а также не умеет цепляться за вертикали, как это делают когти и лапы.
Впрочем, любителей покататься на Земле хватает. Вместо того, чтобы отращивать колесо, они становятся колесом сами.
К таким хитрецам относят креветок Nannosquilla decemspinosa, гусениц Pleuroptya ruralis, некоторых пауков, кусты перекати-поле и ряд крабов.
Эритроциты в крови человека образуют шарообразные структуры, которые катятся вдоль стенок сосудов. Трудолюбивые скарабеи перемещают комья навоза. Даже бактерии смогли изобрести технологию осевого вращения в своих жгутиках, но адаптировать её к макромиру оказалось невозможным.
Что уж говорить о зубчатых колёсах? Но тут облом. Оказывается, нимфы насекомого Issus coleoptratus уже миллионы лет пользуются шестернями для синхронизации прыгательных конечностей.
Дело в том, что ноги этих существ расположены под телом, а не по сторонам, как у кузнечиков. Для того чтобы не завалиться на бок, они должны выполнить синхронизированный выброс ноги. Нервная система у членистоногих очень примитивная. Она не способна к такой тонкой работе. А вот механика зубчатой передачи — вещь безотказная.
Issus coleoptratus изящно решили проблему с регенерацией колёс. Сломанные зубцы отрастают после каждой линьки.
Даже странно, что из великого множество насекомых лишь один вид "придумал" столь изящную технологию!
Автор: Никита Игнатенко