Сегодня католическое Рождество 🎄.
Joyeux Noël à tous les catholiques !
Всех католиков с праздником!
Мы с вами поговорим про французского Дедушку Мороза.
Итак, кто же такой Père Noël ?
Père Noël [пэр ноЭль] - "Папаша Рождество" не сразу стал французским Дедом Морозом.
До середины 19 века подарки ребятишкам во Франции приносили разные персонажи:
- Saint-Nicolas - Святой Николай в Эльзасе
- Père Chalande - Пэр Шаланд в Савое
- Tante Arie - Тётушка Ари во Франш- Конте
- Les Rois Mages - волхвы в Провансе
- Le Père Janvier - Пэр Жанвье (Отец Январь) на юге Бургундии
- Le Bonhomme Hiver или Bonhomme (de) Noël и Le petit Jésus - Зимний (Рождественский) человечек либо малыш Иисус почти во всей Франции
Все эти святые, пэры и волхвы выглядели поначалу так:
Un pauvre hère, maigrichon, ressemblant à un colporteur. Pour peu on le prendrait pour Raspoutine !
Бедняк, тощий доходяга, похожий на бродячего торговца. Его можно было легко принять за Распутина!
С таким дедушкой не забалуешь! Тут уж не до подарков, как бы деда не разозлить!
Первое упоминание Père Noël в качестве собирательного образа, единого для всей Франции, появляется в сатирическом журнале "La revue comique à l'usage des gens sérieux" ("Комический журнал для серьёзных людей") в 1848.
А в художественную литературу Père Noël вводит писательница Жорж Санд в произведении "L'histoire de ma vie" ("История моей жизни") в 1855.
Потом в конце 19-го века парижские grands magasins (универмаги) (Galerie Lafayette, le Bon marché, le Printemps) поняли, что на этом персонаже можно делать деньги, если его приодеть и накормить.
Универмаги стали заказывать афиши и печатать каталоги с изображением Pere Noël и призывом покупать подарки. Но пришлось поменять ему имидж (тот первый, тощий и ободранный, совсем не годился для рекламы)
Поначалу он выглядел, как Святой Николай, примерно так ⬇️
После второй мировой в Европу пришёл дух американского либерализма и всех сопутствующих явлений.
А именно, в Европу пришёл американский маркетинг.
Посмотрите на Санта-Клауса. Он точно хорошо питается, довольный, не бедствует. И у него тонны и тонны разных подарков! Какой привлекательный персонаж!
А почему же он одет в красно-белую шубку? Это вам вопросик. Какая известная компания приложила к этому руку?
Праздник к нам приходит...
Конечно, всегда с Coca-Cola
Санта Клаус в корпоративных цветах кока-колы появился ещё в 30-е годы. Это чисто коммерческий проект, никакого отношения к религии он не имеет. Ну не похож он ни на младенца Иисуса, ни на праведника Николая, хоть и является его тёзкой! (Клаус - это английская версия Николая).
И снова в игру вступают парижские универмаги, которым надо было приумножать прибыль. Они не смогли пройти мимо такого продающего образа.
К тому же в 1946 году выходит песня Тино Росси "Petit Papa Noël", где маленький мальчик обращается к дедушке Морозу с просьбой положить ему подарок в носочек, висящий на камине.
Это хит масштаба "В лесу родилась ёлочка". Эту песню во Франции знают 100% населения.
В 1950 году довольный, сытый, холёный и добрый Père Noël в красно-белой шубе окончательно поселился во Франции, появившись в каталоге универмага Le Bon Marché под заголовком "Bienvenue à Papa Noél" ("Добро пожаловать, Papa Noël").
Всех ещё раз с наступающим новым годом ❤️