Для тех, кто зимой часто передвигается по заснеженным зонам, например, к месту охоты или рыбалки, отличным помощником станет мотобуксировщик или, как его еще называют, мотособака. Это более компактное, маневренное и экономичное средство передвижения, если сравнивать со снегоходами и гусеничными квадроциклами. К тому же мотобукс отличается сравнительно невысокой стоимостью.
О том, что учесть при его покупке, расскажут эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт Экстрим».
На что обратить внимание при выборе мотособаки
Чтобы покупка радовала и оправдала себя, соответствуя целям и задачам владельца, важно ответственно подойти к выбору модели. И вот на что стоит обратить внимание.
1. Тип привода
- Передний. В таких моделях мотор и центр тяжести располагается спереди, что обеспечивает мотособаке качественную проходимость в сцепке. Оптимально для передвижения по глубокому и рыхлому снегу (Бурлак Практик 6.5 л. с., Бурлак Эко-букс 2.0 15 л. с.).
- Задний. Такие мотобуксы проще в управлении и более маневренны, потому как в процессе передвижения передняя часть корпуса приподнимается. Весьма подходит для езды по дорогам с препятствиями, потому как при столкновении с последними ведущий вал техники оказывается более защищенным (Бурлак-M2 LRK 9 л. с., Бурлак-M2 LRK 13 л. с.).
2. Мощность мотора
Современные мотобуксировщики обычно оснащают моторами мощностью в пределах от 6 до 15 л. с. Если вы планируете перемещаться на технике в одиночку и не собираетесь транспортировать тяжелые грузы, достаточно будет 6–7 «лошадок», максимальная нагрузка — до 120–140 кг (Бурлак Практик 6.5 л. с.).
Для катания вдвоем, лучше выбирать модель с движком порядка 9 л. с., можно тянуть грузы до 160–200 кг (Бурлак-M2 LRS 9 л.с., Бурлак-М2 FK 9 л.с.).
Для больших компаний и нелегких грузов (250–300 кг) нужен будет мощный мотор мощностью не менее 15 «лошадок» («Рыбак» PK 15 мини, Бурлак-M2 LRS 15 л.с.).
3. Габариты
При рассмотрении этого параметра стоит учитывать условия его транспортировки. Так, компактная модель мотособаки вполне уместится в багажник универсала. Узнать, можно ли поместить мотобукс в ваш багажник, измерьте размеры последнего и прибавьте с каждой стороны по несколько сантиметров.
А вот если техника стандартных габаритов, то без автоприцепа не обойтись. Кроме того, существуют и сборно-разборные версии, которые можно переместить к месту эксплуатации даже на небольшом автомобиле. Однако для этого потребуется помощь, так что для водителей-одиночек это не самый удобный вариант.
Также есть модели мотособак, которые можно транспортировать прямо в санях, не пачкая гусеницами свое авто. Выбирая такой вариант, учитывайте высоту полозьев саней и высоту их бортов.
4. Проходимость
Этот параметр зависит от площади гусениц и, конечно, связан с габаритными размерами техники. Чтобы мотобукс смог без затруднений преодолевать даже существенные препятствия, этот параметр должен быть достаточно большим, а сам корпус техники — длинным и широким. Но важно помнить, что чем больше габариты модели, тем она менее маневренна и сложна в управлении.
Оптимально: мотособака длиной до 1,5 метра и шириной полметра. Такая справится с преодолением сугробов глубиной в метр и более. Для езды по незначительному снежному покрову лучше подойдут более короткие версии: ими проще управлять и их легче перевозить.
5. Длина базы
- Короткая (1200–1250 мм). Оптимально, если важно, чтобы ездить на мотобуксе по льду без особого сложного рельефа. База обеспечивает отличную управляемость, однако немного страдают проходимость и устойчивость («Рыбак» PK 15 мини, Бурлак-М2 FK 13 л.с.).
- Средняя (1450–1500 мм). Золотая середина между маневренностью и проходимостью (Бурлак ОПТИ-3 15 л.с., Бурлак ЭКО-БУКС 2.0).
- Длинная (от 1600 мм). Такая техника отличается средней управляемостью, однако большим весом, широкими гусеницами и достаточно мощным двигателем. В общем, настоящая рабочая лошадка для перевозки грузов по сложным зимним дорогам (Лонг, Бурлак-M2 LFK Промысловик).
6. Коробка передач: редуктор VS вариатор
Задача этих устройств — передача крутящего момента от мотора на трансмиссионный вал. Редуктор будет трогаться плавно, без рывков, в отличие от вариатора. Зато последний готов к повышенным нагрузкам и различным механическим воздействиям, а также лучше раскрывает мощностные характеристики мотора. Однако стоимость моделей с вариатором выше, а ремонт такого устройства обойдется дороже. Правда, справедливости ради стоит отметить, что основная грозящая ему поломка — это повреждение ремня.
7. Тип подвески
- Склизовая подвеска. Представляет собой прочное основание, состоящее из двух соединенных лыж (склизов), на которые устанавливаются накладки из высокоплотного полиэтилена. Этот материал, подвергающийся постоянному трению от гусеницы мотобуксировщика, является расходным. Ведущие звезды и катки прикрепляются к основанию.
Для передвижения по глубокому снегу обратите внимание на этот тип подвески. Особенная конструкция гусеницы с минимальным количеством подвижных деталей позволяет избежать забивания снега и сохранять мощность двигателя при движении по снегу разной плотности.
Однако у этого вида подвески есть свои недостатки. Система требует регулярного смазывания, поскольку ее детали подвержены повышенному износу. Снег, служащий смазывающей жидкостью, может уменьшить трение, но возможно попадание грязи на скользящую поверхность, что повысит истирание. Также это достаточно жесткая подвеска, которая передает все неровности и вибрации.
- Катковая подвеска. Представляет собой конструкцию, где основным элементом является вращающийся каток, который двигается по внутренней поверхности шасси во время движения. В отличие от других типов подвесок в этом варианте практически отсутствует трение на вращающихся элементах.
Проявляет отличную проходимость по снегу глубиной около 30-40 см. Ее преимуществом является универсальность, так как она может использоваться также на льду и других твердых поверхностях. Подходит для эксплуатации в любое время года и при любых погодных условиях. Благодаря минимальному трению гусеницы о катки обладает более высокой долговечностью по сравнению со склизовой подвеской.
Считается «мягкой», обеспечивая комфортное передвижение мотобуксировщика по утрамбованным дорогам или снегу. Среди недостатков стоит отметить, что проходимость такой подвески уступает склизовой, особенно в глубоком снегу. Также гусеница не всегда эффективно справляется со снегом, попадающим в катки, что приводит к уменьшению мощности привода и скорости мотобукса из-за дополнительных усилий, необходимых для проталкивания снега через гусеницы.
- Подвеска на пневмоколесах. Представляет собой более простую в эксплуатации альтернативу ранее упомянутым. Ее преимущество заключается в минимальном количестве подвижных деталей, а все подшипники защищены сальниками, что обеспечивает надежность. Регулярное ТО сводится к проверке состояния подшипников и сальников лишь несколько раз в год.
Для любителей экстремальных условий, пневмоколеса предоставляют дополнительные преимущества: внедрение буя внутрь гусеницы делает буксировщик непотопляемым при движении на тонком льду. Одно из главных преимуществ — универсальность, такой мотобукс можно использовать в любое время года и в разнообразных погодных условиях.
Из недостатоков: в условиях сильных морозов, некачественные колеса могут потерять компрессию или даже трескаться. Также они подвержены проколам от острых предметов, встречающихся на их пути.
Для тех, кто намерен использовать мотобуксировщик круглогодично, имеется два варианта подвески - катковая или на пневмоколесах. Оба варианта универсальны, но их проходимость по снегу не такая высокая, как у склизовой подвески. Если основная эксплуатация техники приходится на зимний период и глубокий снег, рекомендуем обратить внимание именно на склизовую подвеску.
Если же вы хотите мотобуксировщик для использования в любое время года, стоит рассмотреть возможность приобретения модели с поддержкой различных типов подвесок. В таком случае вы сможете их легко заменять по необходимости.
8. Качество сборки
Внешний вид мотобуксировщика может оценить каждый покупатель: обратить внимание на геометрию рамы, качество обработки швов, присутствие на деталях покрытия, защищающего от царапин и прочих повреждений. Стоит обратить внимание и на то, кто произвел мотобуксировщик. Нередко небольшие и малоизвестные бренды выпускают не самую качественную технику, в то время как на крупных производствах, как правило, присутствует жесткий и многоступенчатый контроль качества на всех этапах создания продукции, потому что тут речь уже о репутации.
9. Безопасность и комфорт
Крупные производители обычно заботятся не только о технической стороне мототехники, но и продумывают, как сделать свою продукцию надежной, комфортной и эргономичной. Следующие моменты не обязательно присутствуют в каждой модели, но именно от них зависит уровень удовольствия от эксплуатации мотобукса:
- Складной руль с возможностью фиксации по высоте под рост водителя.
- Блок управления и рычаг газа. Лучше если это будут не китайские бюджетные вариации, а оригинальные изделия. Последние гораздо реже выходят из строя и требуют ремонта.
- Электростартер. Если он есть, достаточно завести мотособаку нажатием всего одной кнопки.
- Реверс-редуктор. Если приходится перемещаться по узким участкам, с ним без проблем получится использовать задний ход для выезда из колеи.
- Чека безопасности. Надевается каждый раз, когда водитель садится за управление. Если мотособака будет падать, этот девайс отключит двигатель в это время.
- Фары и розетка. Первая важна, если планируете перемещаться на мотособаке в темное время суток. А розетка пригодится для того, чтобы зарядить мобильный телефон или навигатор.
- Тормоз с режимом паркинга. Если он есть, можно прогревать мотобукс без страха за то, что он начнет самопроизвольно двигаться, а вам придется ловить его.
10. Дополнительные аксессуары
Если хочется сделать комфорт от эксплуатации техники совершенным, не обходите вниманием аксессуары, которые можно приобрести дополнительно, например, муфта для руля для защиты рук от мороза; чехол с подогревом для навигационного устройства; чехол для двигателя; модуль для преобразования тягача в толкач и др.
В нашей стране, где зимний сезон зачастую длится больше положенных по календарю трех месяцев, сложно обойтись без зимнего средства передвижения, особенно живя за городом. И если вы ищете более простую, маневренную и доступную по цене мототехнику, нежели квадроцикл или снегоход, оптимальным выбором станет приобретение мотособаки. При этом важно ответственно подойти к выбору модели, учитывая ключевые параметры.
----------------------------
Больше полезной информации на сайте водно-моторного центра «Спорт-Экстрим» (https://www.gavane.ru/).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике и не пропустить ничего нового и интересного!