Найти тему

"Зеленый фургон": две экранизации - две судьбы

"Зеленый фургон" постер к фильму 1959 г., "Зеленый фургон" постер к фильму 1983 г.
"Зеленый фургон" постер к фильму 1959 г., "Зеленый фургон" постер к фильму 1983 г.

Когда-то довольно давно, я понял, что среди шедевров советского кино есть фильмы, которые, хотя и не могут похвастаться своей философской глубиной, как фильмы Тарковского или пронзительной игрой актеров, как последние фильмы Пырьева или Козинцева, но лично для меня с каждым просмотром оставляют чувство, которое возникает при встрече со старым, добрым и умным другом, приятной легкой остроумной беседы с ним. Просмотр таких фильмов - это как «…откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро». И одним из таких фильмов является 2-х серийный фильм Одесской киностудии «Зеленый фургон», созданный режиссером Александром Павловским в теперь уже далеком 1983 г. С детских моих лет просмотр фильма с его таким характерным юмором, прекрасной игрой актеров, волшебной музыкой Максима Дунаевского – всегда создавал картину, какого-то наполненного светом и теплом, южного праздника или застолья с легким Одесским колоритом. Особенную прелесть в фильм вносил голос Армена Борисовича Джигарханяна, произносящего текст за кадром, наполненный жизненной мудростью и тонкой иронией, и мне всегда казалось, что этот текст наверняка имел какую-то литературную основу. Так оно и оказалось.

Обложки трех изданий повести "Зеленый фургон" А.В.Козачинского (1957, 1962, 1972 гг.)
Обложки трех изданий повести "Зеленый фургон" А.В.Козачинского (1957, 1962, 1972 гг.)

И, действительно, сценарий фильма был написан по мотивам одноименной повести, к сожалению, не очень известного в «широких кругах» писателя Александра Владимировича Козачинского. За свою короткую творческую жизнь писатель успел написать немного произведений: несколько рассказов и повесть «Зеленый фургон», не считая фельетонов, очерков и статьей, поскольку он работал журналистом в газете "Гудок" и "Экономическая жизнь". Я обязательно напишу о жизни этого сильно недооцененного писателя, но пока крайне настоятельно рекомендую прочитать его повесть, и только по одной причине: это великолепная, богатая южная школа советской литературы, которую мы знаем в основном по сочинениям Бабеля, Катаева, Ильфа и Петрова, и повесть Козачинского занимает достойное место в ряду сочинений этих гораздо более известных писателей. Уверен, вы получите огромное эстетическое удовольствие от текста повести с его тонкой иронией, любовью к природе и людям юга России и Украины, и тому крайне нелегкому и жестокому периоду нашей истории.

Но очень немногие знают, что экранизация «Зеленого фургона» 1983 года была не единственной. На той же Одесской киностудии в еще более далеком 1959 г. была снята первая экранизация повести А.В. Козачинского режиссером Генрихом Габаем, которая имела довольно большой успех в то время: в первые годы проката картину в СССР посмотрели 20,5 млн. человек.

-3

Но после 1972 г. все кинокартины режиссера Генриха Сауловича Габая были запрещены к показу и «положены на полку» практически до развала СССР, когда о них уже никто и не помнил. Запрещены же фильмы кинорежиссера были потому, что Генрих Габай эмигрировал в 1972 году со всей семьей сначала в Израиль, а затем в США. Судьба Генриха Габая крайне интересная, сложная и в чем-то несчастливая, и я обязательно расскажу о нем более подробно, но сейчас для нас более важно то, что Габаем была создана первая экранизация повести.

К сожалению, мне удалось найти очень немного информации о том, как и где снимался фильм «Зеленый фургон» 1959 г. Известно, что сценаристом фильма был Григорий Яковлевич Колтунов, сам уроженец Одессы и бывший директор Одесской киностудии. Григорий Колтунов может быть известен многим как сценарист, удостоившийся пальмовой ветви Канского кинофестиваля за сценарий фильма Григория Чухрая «Сорок первый».

Киноплакаты фильма "Сорок первый", режиссер Григорий Чухрай, сценарист Григорий Колтунов
Киноплакаты фильма "Сорок первый", режиссер Григорий Чухрай, сценарист Григорий Колтунов

В своем сценарии "Зеленого фургона" Г.Я.Колтунов существенно переработал повесть, значительно изменив сюжетную линию, введя дополнительных героев и увеличив роль и значение героев второстепенных. Экранизация повести «Зеленый фургон» была первой самостоятельной работой режиссера Генриха Габая. До одобрения работы Министерством Культуры, худсовет Одесской студии решил показать фильм лично отдыхавшему в ту пору в Одессе министру культуры Украинской ССР Бабийчуку В.Р. Это было большой ошибкой. Министр культуры Украинской ССР славился полнейшим отсутствием чувства юмора и совершенно логично, что Бабийчуку фильм крайне не понравился. Под его «чутким» руководством и при личном присутствии в течение 5 дней картину немилосердно «резали» выкидывая целые эпизоды и существенно укорачивая другие.

В результате, из всего более чем двухчасового материала осталось только 1 ч 18 минут отснятого времени. Но на этом злоключения фильма и его режиссера не закончились: фильму присвоили самую низкую 3-ю категорию, вследствие чего количество копий фильма было минимальным и показ был разрешен только в клубах и ДК провинциальных городов и местечек, а режиссеру выдали «волчий билет» на съемки фильмов на Украине. Тем не менее, фильм имел огромную популярность у публики, а киножурналы тех лет отметили работу Габая как достижение советского приключенческого кино. Прокатчики самостоятельно сделали дополнительные копии фильма, чтобы удовлетворить заявки на прокат поступавшие со всех концов СССР. К сожалению, как я писал выше, в последствии фильм был запрещен и забыт, но уже по другим причинам.

Владимир Колокольцев в роли Владимира Козачинского, да-да, не Патрикеева, а Козачинского
Владимир Колокольцев в роли Владимира Козачинского, да-да, не Патрикеева, а Козачинского

Отдельно стоит поговорить про актерский состав фильма. В главной роли фильма, роли гимназиста и инспектора уголовного розыска Володи – снимался дебютант Владимир Колокольцев, с этого фильма началась популярность актера, который затем снимался во многих фильмах 60-х годов, но все они, за исключением разве что фильма «Отец солдата», где Колокольцеву была отведена совершенно эпизодическая роль, малоизвестны современному зрителю.

Н.Н.Волков в роли отца Володи Козачинского, старика Хотабыча и мистера Стенсона
Н.Н.Волков в роли отца Володи Козачинского, старика Хотабыча и мистера Стенсона

А вот актера Николая Николаевича Волкова, сыгравшего в «Зеленом фургоне» отца главного героя, я думаю, знают многие по детскому фильму, любимому не одним поколением советских (и не только) детей, «Старик Хоттабыч». Он же играл роль мистера Стенсона в фильме «Начальник Чукотки».

Ю.Т.Тимошенко в роли младшего милиционера Грищенко, и в дуэте Тарапунька и Штепсель
Ю.Т.Тимошенко в роли младшего милиционера Грищенко, и в дуэте Тарапунька и Штепсель

Особую прелесть фильму, а также и популярность у тогдашней советской аудитории обеспечило участие в роли младшего милиционера Грищенко актера, юмориста, комика Юрия Трофимовича Тимошенко, который был более известен под сценическим псевдонимом Тарапунька, один из двух участников комического дуэта Тарапуньки и Штепселя (Ефим Иосифович Березин). Дуэт имел необычайный успех на эстраде и в кино в 50-х и 60-х годах, так что их имена стали нарицательными, например, они упоминаются в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Р.С.Филиппов в роли Федьки Быка, на заднем плане актер Н.Н.Волков
Р.С.Филиппов в роли Федьки Быка, на заднем плане актер Н.Н.Волков

Фильм «Зеленый фургон» стал вторым актерским опытом такого талантливейшего актера как Роман Сергеевич Филиппов, снявшегося в роли вора-медвежатника Федьки Быка.

-9

Несмотря на то, что повесть Александра Козачинского «Зеленый фургон» переиздавалась неоднократно (трижды только при жизни автора), она на удивление не была особенно известна. И тем не менее, с 1938 по 1980 годы издаются книги, ставятся спектакли, и даже радио-спектакли, в одном из которых принимает участие Владимир Высоцкий в роли Красавчика, а также исполняет собственные песни. Участие в радио-спектакле и очарование самой повести наводит Владимира Семеновича на мысль о её экранизации. Сценарий был написан Игорем Шевцовым как дипломная работа по завершению учебы во ВГИКе в 1978 г., и в 1979 г. Высоцкий предлагает Шевцову взять его сценарий за основу нового фильма. Далее, исследователи расходятся во мнениях, что произошло в отношении съемок: одни считают, что Высоцкий сам отказался от проекта, уже в апреле 1980 г. он сказал Игорю: «Всё равно не разрешат снять то, что мы хотели». По другой версии съемки все же должны были начаться осенью того же года, но помешала смерть Владимира Семеновича Высоцкого в июле 1980 г. Про сценарий забыли почти на три года.

До "Зеленого фургона" А.Павловский снял 3-х серийный телефильм "Трест, который лопнул"
До "Зеленого фургона" А.Павловский снял 3-х серийный телефильм "Трест, который лопнул"

В феврале 1983 года режиссеру Александру Павловскому предложили снять фильм по сценарию Игоря Шевцова, но режиссер отказался, мотивируя отказ тем, что не хочет сравнений с фильмом, который мог бы снять Владимир Высоцкий. К тому времени за плечами у Александра Павловского есть успешный трех-серийный фильм (сейчас его, наверное, назвали бы мини-сериалом) «Трест, который лопнул», но высоким начальством от культуры фильм воспринят как скрытая сатира на советский строй, и режиссер попадает в черный список. Получив очередной запрет на съемки нового фильма, у Павловского не остается другого выбора, как только дать согласие на съемки «Зеленого фургона», которые и проходят с сентября по октябрь (включая озвучку) 1983 года.

Д.В.Харатьян в фильмах "Розыгрыш" и "Зеленый фургон"
Д.В.Харатьян в фильмах "Розыгрыш" и "Зеленый фургон"

Актерский состав «Зеленого фургона» 1983 года также великолепен, как и первой экранизации. Несмотря на то, что Павловский пробовал на роль Володи Патрикеева многих, к тому времени уже довольно известных, актеров как Леонид Ярмольник и Станислав Садальский, режиссеру понравился молодой Дмитрий Харатьян, которого он видел в фильме «Розыгрыш». Наверное, образ честного, не по-детски принципиального, но в чем-то наивного московского школьника из фильма «Розыгрыш» позволил Александру Павловскому, увидеть схожие черты в образе идеалистически-романтичного начальника уголовного розыска Севериновки из повести «Зеленый фургон». В результате Харатьян с блеском справляется с ролью Володи Патрикеева. Лично я считаю, что это одна из лучших его ролей. «Зеленый фургон» был первым фильмом, в котором Дмитрий Харатьян выступил не просто как актер, но и как певец, исполнивший две песни «20-ый год» и «Ты где, июль?». В том, что петь в фильме должен исполнитель главной роли пришлось убеждать композитора Максима Дунаевского самому режиссеру, хотя первоначально предполагалось, что песни исполнит Валерий Леонтьев. Лично мне такое решение режиссера и композитора представляется правильным и придающим какой-то дополнительный романтизм фигуре Володи Патрикеева в фильме.

Б.Н.Брондуков и Ю.Т.Тимошенко в роли младшего милиционера Грищенко
Б.Н.Брондуков и Ю.Т.Тимошенко в роли младшего милиционера Грищенко

Для меня несколько сомнительным представляется выбор на роль младшего милиционера Грищенко Борислава Николаевича Брондукова, хотя это очень талантливый и сильно недооцененный актер. Просто его «фактура» не вполне соответствует образу, изображенному на страницах повести. С другой стороны, возможно, такова была трактовка образа сценаристом и режиссером. Тем не менее, характер, созданный Бориславом Николаевичем несомненно очень выпуклый и интересный, интересный как раз контрастом с характером беспокойного начальника уездного отделения милиции как может контрастировать характер человека со сметливым крестьянским умом и твердо стоящего на земле с человеком сильно отягощенным образованием и при этом постоянно витающим в поэтических эмпиреях.

Р.Адомайтис в роли Червня и А.С.Демьяненко в роли бывшего ментранпажа Шестакова
Р.Адомайтис в роли Червня и А.С.Демьяненко в роли бывшего ментранпажа Шестакова

А вот с исполнителями ролей Сашки Червеня (в фильме это адвокат Александр Дмитриевич Ермаков) и Виктора Прокофьевича Шестакова, у режиссера Александра Павловского не было никаких затруднений. Регимантас Адомайтис, сыгравший к тому времени у Павловского в фильме «Трест, который лопнул», великолепно справился с ролью налетчика-адвоката, которого, конечно, не повернется язык назвать Сашкой, как он был назван в повести, а исключительно Александром Дмитриевичем. Здесь надо отметить, что в обеих экранизациях персонаж повести налетчик Сашка Червень, сильно выдвинут на передний план, хотя в повести он является всего лишь "закулисным" персонажем, появившемся, а точнее вынесенным на сцену в самом конце повести и только в «качестве трупа».

Сыграть роль идейного врага и главного антагониста Володи Патрикеева Регимантасу помог голос Алексея Золотницкого, поскольку к сожалению, у Регимантаса Адомайтиса был сильный литовский акцент. Интересно, что озвучивавший Адомайтиса, сыгравшего в фильме «Трест, который лопнул» мошенника Энди Таккера, Александр Сергеевич Демьяненко был без всяких проб утвержден Александром Павловским на роль бывшего ментранпажа и доморощенного интеллигента, ставшего милиционером Одесского угрозыска, Виктора Прокофьевича Шестакова. Павловский говорил, что он хотел, чтобы зритель увидел каким был на самом деле интересным, тонким и глубоким актером Александр Сергеевич, настоящим интеллигентом от рождения. Мне кажется, это одна из самых удачных ролей Демьяненко, в которой в полной мере, несмотря на ограниченность самой роли, раскрылась глубина таланта актера.

КК,Григорьев в роли "начоперота" и Э.Е.Марцевич в роли отца Володи Патрикеева
КК,Григорьев в роли "начоперота" и Э.Е.Марцевич в роли отца Володи Патрикеева

Конечно, еще надо упомянуть о роли харизматичного «начоперота» талантливо исполненной Константином Григорьевым, и о роли великолепного, трогательно беспомощного профессора филологии Алексея Патрикеева, отца Володи, неподражаемо сыгранного Эдуардом Евгеньевичем Марцевичем.

А.И.Соловьев в роли вора-конокрада Красавчика
А.И.Соловьев в роли вора-конокрада Красавчика

В целом мне нравиться и то, как сыграл конокрада и голкипера «Черноморцев» Красавчика актер Александр Иванович Соловьев. Единственное, что немного смущает – это возраст исполнителя, поскольку по повести он должен быть не на много старше Володи, хотя, с другой стороны, прямо в тексте повести об этом не говорится. Однако в повести неоднократно идет сравнение гимназистов вообще, а Володи Патрикеева в частности, с футболистами-черноморцами и, соответственно, с Красавчиком, как котят со львами, что может предполагать и разницу в возрасте. Согласитесь, сравнивая Харатьяна в роли Володи и Соловьева в роли Красавчика такое сравнение может выглядеть справедливо.

Вынужден об этом написать, но именно благодаря участию в фильме "Зеленый фургон" в роли Красавчика было опознано тело Александра Ивановича Соловьева, умершего при странных обстоятельствах 1 января 2000 года в Институте им. Склифософского.

В.Ильичев в роли Федьки-Быка, Е.Дурова в роли Катьки-Жарь, Л.Перфилов в роли наводчика
В.Ильичев в роли Федьки-Быка, Е.Дурова в роли Катьки-Жарь, Л.Перфилов в роли наводчика

Конечно, еще хочется упомянуть о таких талантливых актерах как Виктор Ильичев, который также, как и Регимантас Адомайтис, к тому времени сыграл в «Тресте…» Александра Павловского, а в «Зеленом фургоне» исполнил роль медвежатника-неудачника Федьки Быка. Или о Екатерине Дуровой, сыгравшей гимназистку-налетчицу Катьку-Жарь (правда, в повести говорится о Дуське Жарь или Дуське Верцинской и только как об одном из «закулисных» героев, в сюжете повествования фактически не появлявшейся, как и Сашка Червень). Или о Льве Алексеевиче Перфилове, исполнившего роль рассеянного наводчика, которого в повести нет от слова «совсем», а тем не менее Лев Алексеевич своей эпизодической ролью придал фильму определенную характерность, присущую, например, «Одесским рассказам».

К сожалению, в рамках статьи на Дзэне мне не хватит времени и места, чтобы написать все, что хотелось бы о фильмах, актерах, повести «Зеленый фургон». Напоследок я хочу сказать, что фильмы, как и люди, имеют разные судьбы, хотя изначально, казалось бы, должны иметь схожую. "Зеленый фургон" Генриха Габая подвергся суровой корректуре и цензуре, был задвинут на дальние полки, затем запрещен и забыт. "Зеленый фургон" Александра Павловского вроде бы имел все шансы не появится вовсе или стать "нежеланным ребенком", однако оказался обласкан популярностью и любовью народной, его не перестают показывать по федеральным и региональным каналам телевидения и даже пытаются снимать продолжения. Разные люди, разные фильмы, разные судьбы...

А вам, друзья, я хочу пожелать хорошего настроения и море удовольствия от чтения повести «Зеленый фургон» и просмотра двух её экранизаций, каждая из которых хороша по-своему.

Благодарю, что дотерпели дочитали до конца. Буду рад комментариям, но прошу держаться в рамках вежливости и уважения к оппонентам и автору. Нарушители, грубияны и провокаторы будут сурово наказываться, вплоть до высшей меры социальной защиты на "Дзен" - бан навсегда.

  • Все фотографии взяты из открытых источников и будут удалены по первому требованию правообладателя.

Всем дотянувшим до конца статьи - утешительный приз за терпение: ссылка для скачивания радиоспектакля "Зеленый фургон", 1971 г. с участием В.С.Высоцкого.

Посмотреть или скачать папку «Зеленый фургон» - https://disk.yandex.ru/d/lU-KHCqXAV89jQ