Когда-то довольно давно, я понял, что среди шедевров советского кино есть фильмы, которые, хотя и не могут похвастаться своей философской глубиной, как фильмы Тарковского или пронзительной игрой актеров, как последние фильмы Пырьева или Козинцева, но лично для меня с каждым просмотром оставляют чувство, которое возникает при встрече со старым, добрым и умным другом, приятной легкой остроумной беседы с ним. Просмотр таких фильмов - это как «…откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро». И одним из таких фильмов является 2-х серийный фильм Одесской киностудии «Зеленый фургон», созданный режиссером Александром Павловским в теперь уже далеком 1983 г. С детских моих лет просмотр фильма с его таким характерным юмором, прекрасной игрой актеров, волшебной музыкой Максима Дунаевского – всегда создавал картину, какого-то наполненного светом и теплом, южного праздника или застолья с легким Одесским колоритом. Особенную прелесть в фильм вносил голос Армена Борисовича Джигарханяна, произносящего текст за кадром, наполненный жизненной мудростью и тонкой иронией, и мне всегда казалось, что этот текст наверняка имел какую-то литературную основу. Так оно и оказалось.
И, действительно, сценарий фильма был написан по мотивам одноименной повести, к сожалению, не очень известного в «широких кругах» писателя Александра Владимировича Козачинского. За свою короткую творческую жизнь писатель успел написать немного произведений: несколько рассказов и повесть «Зеленый фургон», не считая фельетонов, очерков и статьей, поскольку он работал журналистом в газете "Гудок" и "Экономическая жизнь". Я обязательно напишу о жизни этого сильно недооцененного писателя, но пока крайне настоятельно рекомендую прочитать его повесть, и только по одной причине: это великолепная, богатая южная школа советской литературы, которую мы знаем в основном по сочинениям Бабеля, Катаева, Ильфа и Петрова, и повесть Козачинского занимает достойное место в ряду сочинений этих гораздо более известных писателей. Уверен, вы получите огромное эстетическое удовольствие от текста повести с его тонкой иронией, любовью к природе и людям юга России и Украины, и тому крайне нелегкому и жестокому периоду нашей истории.
Но очень немногие знают, что экранизация «Зеленого фургона» 1983 года была не единственной. На той же Одесской киностудии в еще более далеком 1959 г. была снята первая экранизация повести А.В. Козачинского режиссером Генрихом Габаем, которая имела довольно большой успех в то время: в первые годы проката картину в СССР посмотрели 20,5 млн. человек.
Но после 1972 г. все кинокартины режиссера Генриха Сауловича Габая были запрещены к показу и «положены на полку» практически до развала СССР, когда о них уже никто и не помнил. Запрещены же фильмы кинорежиссера были потому, что Генрих Габай эмигрировал в 1972 году со всей семьей сначала в Израиль, а затем в США. Судьба Генриха Габая крайне интересная, сложная и в чем-то несчастливая, и я обязательно расскажу о нем более подробно, но сейчас для нас более важно то, что Габаем была создана первая экранизация повести.
К сожалению, мне удалось найти очень немного информации о том, как и где снимался фильм «Зеленый фургон» 1959 г. Известно, что сценаристом фильма был Григорий Яковлевич Колтунов, сам уроженец Одессы и бывший директор Одесской киностудии. Григорий Колтунов может быть известен многим как сценарист, удостоившийся пальмовой ветви Канского кинофестиваля за сценарий фильма Григория Чухрая «Сорок первый».
В своем сценарии "Зеленого фургона" Г.Я.Колтунов существенно переработал повесть, значительно изменив сюжетную линию, введя дополнительных героев и увеличив роль и значение героев второстепенных. Экранизация повести «Зеленый фургон» была первой самостоятельной работой режиссера Генриха Габая. До одобрения работы Министерством Культуры, худсовет Одесской студии решил показать фильм лично отдыхавшему в ту пору в Одессе министру культуры Украинской ССР Бабийчуку В.Р. Это было большой ошибкой. Министр культуры Украинской ССР славился полнейшим отсутствием чувства юмора и совершенно логично, что Бабийчуку фильм крайне не понравился. Под его «чутким» руководством и при личном присутствии в течение 5 дней картину немилосердно «резали» выкидывая целые эпизоды и существенно укорачивая другие.
В результате, из всего более чем двухчасового материала осталось только 1 ч 18 минут отснятого времени. Но на этом злоключения фильма и его режиссера не закончились: фильму присвоили самую низкую 3-ю категорию, вследствие чего количество копий фильма было минимальным и показ был разрешен только в клубах и ДК провинциальных городов и местечек, а режиссеру выдали «волчий билет» на съемки фильмов на Украине. Тем не менее, фильм имел огромную популярность у публики, а киножурналы тех лет отметили работу Габая как достижение советского приключенческого кино. Прокатчики самостоятельно сделали дополнительные копии фильма, чтобы удовлетворить заявки на прокат поступавшие со всех концов СССР. К сожалению, как я писал выше, в последствии фильм был запрещен и забыт, но уже по другим причинам.
Отдельно стоит поговорить про актерский состав фильма. В главной роли фильма, роли гимназиста и инспектора уголовного розыска Володи – снимался дебютант Владимир Колокольцев, с этого фильма началась популярность актера, который затем снимался во многих фильмах 60-х годов, но все они, за исключением разве что фильма «Отец солдата», где Колокольцеву была отведена совершенно эпизодическая роль, малоизвестны современному зрителю.
А вот актера Николая Николаевича Волкова, сыгравшего в «Зеленом фургоне» отца главного героя, я думаю, знают многие по детскому фильму, любимому не одним поколением советских (и не только) детей, «Старик Хоттабыч». Он же играл роль мистера Стенсона в фильме «Начальник Чукотки».
Особую прелесть фильму, а также и популярность у тогдашней советской аудитории обеспечило участие в роли младшего милиционера Грищенко актера, юмориста, комика Юрия Трофимовича Тимошенко, который был более известен под сценическим псевдонимом Тарапунька, один из двух участников комического дуэта Тарапуньки и Штепселя (Ефим Иосифович Березин). Дуэт имел необычайный успех на эстраде и в кино в 50-х и 60-х годах, так что их имена стали нарицательными, например, они упоминаются в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Фильм «Зеленый фургон» стал вторым актерским опытом такого талантливейшего актера как Роман Сергеевич Филиппов, снявшегося в роли вора-медвежатника Федьки Быка.
Несмотря на то, что повесть Александра Козачинского «Зеленый фургон» переиздавалась неоднократно (трижды только при жизни автора), она на удивление не была особенно известна. И тем не менее, с 1938 по 1980 годы издаются книги, ставятся спектакли, и даже радио-спектакли, в одном из которых принимает участие Владимир Высоцкий в роли Красавчика, а также исполняет собственные песни. Участие в радио-спектакле и очарование самой повести наводит Владимира Семеновича на мысль о её экранизации. Сценарий был написан Игорем Шевцовым как дипломная работа по завершению учебы во ВГИКе в 1978 г., и в 1979 г. Высоцкий предлагает Шевцову взять его сценарий за основу нового фильма. Далее, исследователи расходятся во мнениях, что произошло в отношении съемок: одни считают, что Высоцкий сам отказался от проекта, уже в апреле 1980 г. он сказал Игорю: «Всё равно не разрешат снять то, что мы хотели». По другой версии съемки все же должны были начаться осенью того же года, но помешала смерть Владимира Семеновича Высоцкого в июле 1980 г. Про сценарий забыли почти на три года.
В феврале 1983 года режиссеру Александру Павловскому предложили снять фильм по сценарию Игоря Шевцова, но режиссер отказался, мотивируя отказ тем, что не хочет сравнений с фильмом, который мог бы снять Владимир Высоцкий. К тому времени за плечами у Александра Павловского есть успешный трех-серийный фильм (сейчас его, наверное, назвали бы мини-сериалом) «Трест, который лопнул», но высоким начальством от культуры фильм воспринят как скрытая сатира на советский строй, и режиссер попадает в черный список. Получив очередной запрет на съемки нового фильма, у Павловского не остается другого выбора, как только дать согласие на съемки «Зеленого фургона», которые и проходят с сентября по октябрь (включая озвучку) 1983 года.
Актерский состав «Зеленого фургона» 1983 года также великолепен, как и первой экранизации. Несмотря на то, что Павловский пробовал на роль Володи Патрикеева многих, к тому времени уже довольно известных, актеров как Леонид Ярмольник и Станислав Садальский, режиссеру понравился молодой Дмитрий Харатьян, которого он видел в фильме «Розыгрыш». Наверное, образ честного, не по-детски принципиального, но в чем-то наивного московского школьника из фильма «Розыгрыш» позволил Александру Павловскому, увидеть схожие черты в образе идеалистически-романтичного начальника уголовного розыска Севериновки из повести «Зеленый фургон». В результате Харатьян с блеском справляется с ролью Володи Патрикеева. Лично я считаю, что это одна из лучших его ролей. «Зеленый фургон» был первым фильмом, в котором Дмитрий Харатьян выступил не просто как актер, но и как певец, исполнивший две песни «20-ый год» и «Ты где, июль?». В том, что петь в фильме должен исполнитель главной роли пришлось убеждать композитора Максима Дунаевского самому режиссеру, хотя первоначально предполагалось, что песни исполнит Валерий Леонтьев. Лично мне такое решение режиссера и композитора представляется правильным и придающим какой-то дополнительный романтизм фигуре Володи Патрикеева в фильме.
Для меня несколько сомнительным представляется выбор на роль младшего милиционера Грищенко Борислава Николаевича Брондукова, хотя это очень талантливый и сильно недооцененный актер. Просто его «фактура» не вполне соответствует образу, изображенному на страницах повести. С другой стороны, возможно, такова была трактовка образа сценаристом и режиссером. Тем не менее, характер, созданный Бориславом Николаевичем несомненно очень выпуклый и интересный, интересный как раз контрастом с характером беспокойного начальника уездного отделения милиции как может контрастировать характер человека со сметливым крестьянским умом и твердо стоящего на земле с человеком сильно отягощенным образованием и при этом постоянно витающим в поэтических эмпиреях.
А вот с исполнителями ролей Сашки Червеня (в фильме это адвокат Александр Дмитриевич Ермаков) и Виктора Прокофьевича Шестакова, у режиссера Александра Павловского не было никаких затруднений. Регимантас Адомайтис, сыгравший к тому времени у Павловского в фильме «Трест, который лопнул», великолепно справился с ролью налетчика-адвоката, которого, конечно, не повернется язык назвать Сашкой, как он был назван в повести, а исключительно Александром Дмитриевичем. Здесь надо отметить, что в обеих экранизациях персонаж повести налетчик Сашка Червень, сильно выдвинут на передний план, хотя в повести он является всего лишь "закулисным" персонажем, появившемся, а точнее вынесенным на сцену в самом конце повести и только в «качестве трупа».
Сыграть роль идейного врага и главного антагониста Володи Патрикеева Регимантасу помог голос Алексея Золотницкого, поскольку к сожалению, у Регимантаса Адомайтиса был сильный литовский акцент. Интересно, что озвучивавший Адомайтиса, сыгравшего в фильме «Трест, который лопнул» мошенника Энди Таккера, Александр Сергеевич Демьяненко был без всяких проб утвержден Александром Павловским на роль бывшего ментранпажа и доморощенного интеллигента, ставшего милиционером Одесского угрозыска, Виктора Прокофьевича Шестакова. Павловский говорил, что он хотел, чтобы зритель увидел каким был на самом деле интересным, тонким и глубоким актером Александр Сергеевич, настоящим интеллигентом от рождения. Мне кажется, это одна из самых удачных ролей Демьяненко, в которой в полной мере, несмотря на ограниченность самой роли, раскрылась глубина таланта актера.
Конечно, еще надо упомянуть о роли харизматичного «начоперота» талантливо исполненной Константином Григорьевым, и о роли великолепного, трогательно беспомощного профессора филологии Алексея Патрикеева, отца Володи, неподражаемо сыгранного Эдуардом Евгеньевичем Марцевичем.
В целом мне нравиться и то, как сыграл конокрада и голкипера «Черноморцев» Красавчика актер Александр Иванович Соловьев. Единственное, что немного смущает – это возраст исполнителя, поскольку по повести он должен быть не на много старше Володи, хотя, с другой стороны, прямо в тексте повести об этом не говорится. Однако в повести неоднократно идет сравнение гимназистов вообще, а Володи Патрикеева в частности, с футболистами-черноморцами и, соответственно, с Красавчиком, как котят со львами, что может предполагать и разницу в возрасте. Согласитесь, сравнивая Харатьяна в роли Володи и Соловьева в роли Красавчика такое сравнение может выглядеть справедливо.
Вынужден об этом написать, но именно благодаря участию в фильме "Зеленый фургон" в роли Красавчика было опознано тело Александра Ивановича Соловьева, умершего при странных обстоятельствах 1 января 2000 года в Институте им. Склифософского.
Конечно, еще хочется упомянуть о таких талантливых актерах как Виктор Ильичев, который также, как и Регимантас Адомайтис, к тому времени сыграл в «Тресте…» Александра Павловского, а в «Зеленом фургоне» исполнил роль медвежатника-неудачника Федьки Быка. Или о Екатерине Дуровой, сыгравшей гимназистку-налетчицу Катьку-Жарь (правда, в повести говорится о Дуське Жарь или Дуське Верцинской и только как об одном из «закулисных» героев, в сюжете повествования фактически не появлявшейся, как и Сашка Червень). Или о Льве Алексеевиче Перфилове, исполнившего роль рассеянного наводчика, которого в повести нет от слова «совсем», а тем не менее Лев Алексеевич своей эпизодической ролью придал фильму определенную характерность, присущую, например, «Одесским рассказам».
К сожалению, в рамках статьи на Дзэне мне не хватит времени и места, чтобы написать все, что хотелось бы о фильмах, актерах, повести «Зеленый фургон». Напоследок я хочу сказать, что фильмы, как и люди, имеют разные судьбы, хотя изначально, казалось бы, должны иметь схожую. "Зеленый фургон" Генриха Габая подвергся суровой корректуре и цензуре, был задвинут на дальние полки, затем запрещен и забыт. "Зеленый фургон" Александра Павловского вроде бы имел все шансы не появится вовсе или стать "нежеланным ребенком", однако оказался обласкан популярностью и любовью народной, его не перестают показывать по федеральным и региональным каналам телевидения и даже пытаются снимать продолжения. Разные люди, разные фильмы, разные судьбы...
А вам, друзья, я хочу пожелать хорошего настроения и море удовольствия от чтения повести «Зеленый фургон» и просмотра двух её экранизаций, каждая из которых хороша по-своему.
Благодарю, что дотерпели дочитали до конца. Буду рад комментариям, но прошу держаться в рамках вежливости и уважения к оппонентам и автору. Нарушители, грубияны и провокаторы будут сурово наказываться, вплоть до высшей меры социальной защиты на "Дзен" - бан навсегда.
- Все фотографии взяты из открытых источников и будут удалены по первому требованию правообладателя.
Всем дотянувшим до конца статьи - утешительный приз за терпение: ссылка для скачивания радиоспектакля "Зеленый фургон", 1971 г. с участием В.С.Высоцкого.
Посмотреть или скачать папку «Зеленый фургон» - https://disk.yandex.ru/d/lU-KHCqXAV89jQ