Помните был такой бренд "Евросеть"? Вспоминаем самую скандальную и эпатажную компанию "нулевых"

297 прочитали
Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! В прошлой статье мы вспоминали историю не так давно прекратившей свое существование компании "Связной", но, я думаю, многие со мной согласятся, что по-настоящему распиаренный и популярнейший сотовой ритейлер в "нулевые" годы была компания "Евросеть", реклама которой доносилась буквально из каждого "утюга". На тот момент компания, как модно сейчас говорить, "хайповала" похлеще многих современных брендов: чего только стоят скандальные выходки по типу акции "Разденься за телефон" или же воздушная подводная лодка, кружащая в небе над Оренбургом! Среди прочего там также отмечено, что под лозунгом ”Евросеть” против гриппа" в Санкт-Петербурге и Казани раздавали лимоны с фирменными наклейками "Евросети", в Краснодаре с Новым годом всех поздравлял чернокожий Дед Мороз. Не все забыли по-настоящему мощных селебрити и амбассадоров компании, которыми в разное время были и Иван Охлобыстин, и Ксения Собчак, и многие другие медийные личности. Компания, о которой мы сейчас говорим в этой статье, прочно ассоциировалась именно с бизнесом нового времени и испытывала на себе как всенародную любовь, так и народный гнев. Почему такая крупная и популярная компания исчезла с российского рынка и что она оставила в наследство? Об этом мы и поговорим в этой статье!

Краткая история

Официально датой создания "Евросети" считается 2 апреля 1997 года. Компанию основали бизнесмены Евгений Чичваркин* (в настоящее время признан иностранным агентом на территории РФ) и Тимур Артемьев.

Евгений Чичваркин  (иноагент) слева и Тимур Артемьев (справа). Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Евгений Чичваркин (иноагент) слева и Тимур Артемьев (справа). Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Первый магазин по продаже мобильных телефонов открылся на Ленинском проспекте в Москве. С самого начала своего основания сеть отличалась достаточно эпатажным имиджем, среди которых было:

- любовь к "красному словцу" в рекламных слоганах, за что с ним почти судились;

Реклама "Евросети" в 2010ых годах. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Реклама "Евросети" в 2010ых годах. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

- акция "раздеться за телефон";

По понятным причинам не могу выложить сюда самые откровенные фото с этой акции. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
По понятным причинам не могу выложить сюда самые откровенные фото с этой акции. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

- конкурсы "Эротическая фотография" и "Мисс грудь", фотографии которых я в данной статье публиковать не буду))

Провокационные слоганы: "Цены просто о…ть", "Ни… себе, все — людям!", "Если скажут, где-то есть дешевле, не надо мне пи…ть. Моя любимая цена — только Евросеть", периодически поднимали интерес к "Евросети" еще до того, как слово "Хайп" вошло в наш бытовой обиход. "Евросеть" была самым настоящим "хайпожором" того времени!

Что и говорить – в то время Чичваркин* делал историю "Евросети" яркой и запоминающейся, бизнес стремительно развивался.

Контрабанда телефонов

Одна из провокационных рекламных кампаний "Евросети". Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Одна из провокационных рекламных кампаний "Евросети". Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

К середине 2000-х компания развилась до огромной структуры, широко представленной на территории РФ и стран СНГ. Тогда же в прессе появились первые "звоночки", что нестандартные методы ведения бизнеса — не единственная причина успеха. "Евросеть" подозревали в неуплате или занижении таможенных пошлин при ввозе мобильных телефонов в РФ.

В 2005 году, писал "Коммерсант", правоохранители начали операцию по борьбе с контрабандой мобильных телефонов и задержали около 300 тонн гаджетов. Отмечалось, что часть продукции предназначалась для "Евросети".

А 29 марта 2006 года тогда еще милиция изъяла на Шереметьевской таможне 167,5 тысячи телефонов Motorola на 530 миллионов рублей, принадлежащих торговой сети. "Евросеть" сразу сообщила, что ввезла технику по всем требованиям законодательства. Однако контролирующие органы сначала объявили телефоны контрабандными, а затем — контрафактными. Motorola и "Евросеть" предоставили документы, подтверждающие подлинность телефонов. После этого технику объявили вредной для здоровья потребителей. Однако затем и этот довод был разбит, и в августе уголовное дело закрыли, а 117,5 тысячи телефонов вернули владельцу.

Конец эпохи Чичваркина*

Иноагент Евгений Чичваркин. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Иноагент Евгений Чичваркин. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

После истории с контрабандой дела "Евросети" не пошли в гору. 2 сентября 2008 года в центральном офисе "Евросети" прошли обыски из-за уголовного дела о похищении в 2003 году бывшего экспедитора компании Андрея Власкина, пойманного службой безопасности на кражах сотовых телефонов. В отношении Чичваркина возбудили уголовное дело и допросили в СК. После этого бизнесмен спешно скрылся в Лондоне. Его объявили в международный розыск. 22 сентября 2008 года Чичваркин и Артемьев продали "Евросеть" инвестиционной компании ANN Александра Мамута. 24 октября "ВымпелКом" выкупил 50% минус одну акцию. Чичваркин окончательно попрощался с компанией 20 ноября, покинув должность председателя совета директоров. В декабре 2010 года Мосгорсуд оправдал обвиняемых в похищении Власкина сотрудников "Евросети", а СКР отменил решение о заочном аресте Чичваркина. После этого британский суд закрыл дело о его экстрадиции. В январе 2012 года дело против "Евросети" и Чичваркина закрыли из-за декриминализации контрабанды товаров.

Жизнь после: ребрендинг и слияние со "Связным"

Амбассадор "Евросети" Ксения Собчак Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Амбассадор "Евросети" Ксения Собчак Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Но не только личные проблемы Евгения Чичваркина* помешали развитию "Евросети". В 2008 году российский рынок сотового ретейла рухнул под грузом колоссальных кредитов. Владельцы сетей мало заботились об операционной эффективности бизнеса, открывая все новые салоны и ведя бесконечные ценовые войны. Операторы увидели в кризисе возможность наконец-то построить собственные розничные сети и включились в борьбу за активы распадающихся ретейлеров. "Евросеть" тоже вошла в кризис с долгом в 850 млн долларов и вполне могла обанкротиться, поэтому сначала половину "Евросети" купил "Вымпелком", потом вторую — "Мегафон". Если коротко, то жизнь и развитие "Евросети" после 2008 года выглядела так:

— в феврале 2010 года Александр Мамут продал за 1 млн $ менее 0,1% акций Ксении Собчак;

— с декабря 2010 по январь 2014 года креативным директором "Евросети" был священник, актер и режиссер Иван Охлобыстин;

— 10 марта 2011 года новым символом компании стал желтый терьер; — осенью компания поглотила сеть по продаже электроники "Альт Телеком"; — в апреле 2012 года "Евросеть" пыталась публично разместить акции на Лондонской фондовой бирже, но переоценила свою значимость. Книга заявок оказалась заполненной лишь на 15%, и "Евросеть" отказалась от идеи; — в сентябре 2012 Мамут продал свою долю в "Евросети" компании "МегаФон"; — в июле 2017 года "ВымпелКом" и "МегаФон" договорились о разделе сети пополам при сохранении "Евросети" как полноценной компании. После этого "Мегафон" довел свою долю до 100%, а "ВымпелКом" переформатировал 50% салонов под свой бренд;

— 25 февраля 2018 года "МегаФон" выкупил оставшуюся часть акций "Евросети" у компании Veon и стал 100% владельцем сети, что в конечном итоге приведет к гибели бренда - слиянии его со "Связным".

Консолидация — естественный процесс в бизнесе при росте конкуренции, снижении рентабельности и замедлении темпов роста. В России консолидация служит и укреплению влияния, причем идет давно и повсеместно.

Объединение "Связного" и "Евросети" было скорее продуманным и очевидным шагом, чем неожиданным.

В 2018 году уже всем стало понятно, что мобильный ритейлинг в том виде, в котором мы его знаем, давно умер. Объективно операторам не нужна ни мультибрендовая розница, ни такая большая сеть. В 2017 году большой тройке операторов связи пришлось признать, что количество салонов связи в стране завышено, и начать сокращение собственной розницы. Потребность в салонах связи с каждым годом будет сокращаться. Ведь не только продажа гаджетов, платежи и дополнительные услуги, но и продажа контрактов уже перетекают в интернет.

Мнение автора

Последний маскот компании "Евросеть" - желтый терьер. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Последний маскот компании "Евросеть" - желтый терьер. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Автор данной статьи сам непродолжительное время работал в "Евросети" в 2014 году. Я работал именно в самом типичном салоне связи, который на момент конца 2014 года можно было считать уже пережитком эпохи. Салон располагался на территории небольшого локального рыночка. Только что вышедший Samsung Galaxy S4, рекламируемый знаменитым футболистом Лионелем Месси, был флагманом продаж компании, на что каждому продавцу необходимо было сделать упор. Но не продажи мобильных телефоном в то время интересовали "Евросеть". "Евросеть", как и "Связной", о котором я писал в прошлой статье, сместила фокус внимания на продаже кредитных продуктов и аксессуаров, что приносило наибольшую прибыль компании. Частые посетители салона связи, в котором я работал, были трудовые мигранты из средней Азии, которые делали денежные переводы на родину через сервис "Золотая корона". Попутно мне, как продавцу, необходимо было продать им сим-карту, кредитную карту "Кукуруза", зарядку или чехол на телефон. Сами продажи мобильных устройств были не так интересны компании и практически не выделялись на фоне остальных услуг. Это, на мой взгляд, и стало причиной ликвидации компании. Несмотря на растущие продажи бренда Samsung, который "Евросеть" официально реализовывала на рынке РФ, компания не развивала продажи онлайн и не воспринимала свой онлайн-магазин всерьез: в начале 2010 года это все еще были считаные проценты в общей выручке компании. Cтратегические инвестиции в электронную коммерцию компания делать не торопилась. А к концу 2014 уже многие люди начали оформлять дорогие покупки (будь то Iphone 6 или же Samsung Galaxy) через интернет. Больше не было необходимости идти в ближайший салон связи за покупкой телефона, когда была возможность оформить, например, рассрочку онлайн на выгодных условиях на сайте крупного гипермаркета электроники. Поэтому уже на конец 2014 компания больше была центром притяжения сомнительных личностей, которые хотели купить симки без паспорта, оформить кредитную карту с плохой кредитной историей, или же сделать денежный перевод на родину. Компания в прямом смысле слова начала "маргинализироваться", ассоциируясь больше с низкосортными услугами, чем с продажами флагманских моделей телефонов. Поэтому ее слияние со "Связным" и в дальнейшем гибель уже самого "Связного", который практически повторял бизнес-модель "Евросети", было вполне себе закономерным процессом.

Вот так ушла эпоха привычных нам сотовых ритейлеров. На небезызвестном интернет-ресурсе "Пикабу" есть коллаж с фотографиями со скандальных рекламных кампаний "Евросети", не многие из которых я могу продемонстрировать в этой статье. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

#Евросеть #Чичваркин #реклама #сотовый ритейл #нулевые #двухтысячные #интересные факты #общество #история бизнеса #связной #российский бизнес