Найти в Дзене
Ульяна о моде, стиле и шитье

Высокая мода. Зачем шьют платья руками и почему высокие чиновники предпочитают зарубежные бренды

Нередко проскальзывают комментарии о том, что в современном мире давно придуманы машинки, а шить вручную - это каменный век. Но мы же не сравниваем музейный экспонат и платье, скажем, из Глория Джинс или президентский обед с делегацией гостей от ведущего шеф-повара столицы и обед домохозяйки для своих ребятишек. Задачи разные. В первом случае - восхитить, удивить, развить эстетический вкус, даже культурно обогатить, во втором - покрыть ежедневные потребности.

Заинтересовала тема создания вещей от кутюр, что решила написать статью, подбив информацию из разных источников.

Термин «Haute Couture» от французского переводится как «высокое шитье» и определяет создание одежды высшего класса, также известное как «высокая мода».

История Великого искусства моды началась с Чарльза Ворта (1825 - 1895), британского модельера, который в 1845 году переехал во Францию и открыл небольшой магазин в Париже, который, к сожалению, не получил большой популярности. Но Ворт не утратил надежды, и вскоре его карьеру помогла поднять его клиентка, герцогиня Меттерних, которая появилась на придворном приеме в его платье. Это платье, называемое кринолином, привлекло внимание императрицы, которая сразу захотела узнать имя модельера. Так началось восхождение Чарльза Ворта на вершину парижской моды.

С тех пор Ворт стал официальным поставщиком французского императорского двора и персональным портным императрицы (супруги Наполеона III). Все модницы Парижа мечтали одеваться именно в его наряды. В 1868 году он основал Синдикат высокой моды, который существует до сих пор.
Сегодня задача синдиката состоит в определении статуса модельеров (Палата, члены-корреспонденты, а также приглашенные члены, которые в последующем могут быть приняты в Палату), организации показов коллекций Домов высокой моды (в январе и июле), поддержке связи с прессой и магазинами по всему миру.

Чтобы принадлежать к Домам от-кутюр, следует соответствовать нескольким строгим требованиям. Первое, определенная часть производства, главный офис и магазины должны находиться в Париже и попадать под юрисдикцию французского Департамента промышленности. Второе, Дом должен иметь не менее 20 сотрудников и представлять коллекции два раза в год – повседневные и вечерние платья. Третье, 70% коллекции Haute Couture должно быть выполнено вручную, часто под ручными работами понимают вышивку и аппликации.

Коллекция от кутюр Эли Сааб 2023
Коллекция от кутюр Эли Сааб 2023

Каждое платье получает собственный номер, изготавливается из уникальной ткани, созданной специально для него. В некоторых случаях заказчики могут попросить изменить дизайн платья по своему желанию. Модели создаются без использования лекал, форма закладывается тканью сразу на манекене или модели с помощью булавок, а затем наносятся метки для нарезки. Цена модели, например, может зависеть от количества часов, затраченных на ее создание - обычно от 100 до 500 часов.

бывает даже так
бывает даже так

Недавно я писала статью о платье Chanel, которое специально сшили под фильм, в котором Кристен Стюарт сыграла принцессу Диану. Так вот на пошив ушло еще больше - около 700 часов работы.

Если платье нуждается в подгонке в соответствие с фигурой, оно может быть перешито или модифицировано, но только оно и никакая другая модель, поскольку каждый наряд создается в единственном экземпляре. Если изменение невозможно, вещь уничтожается и создается снова в точности такая же с учетом заданных параметров.

Бюджет дома Haute Couture обычно составляет от 15 до 20 миллионов евро в год. Потенциальных клиентов, по различным оценкам, всего около 600 в мире. Часто дизайнеры предоставляют модели на прокат знаменитостям и известным людям в целях рекламы.

Собственно, это и есть ответ на вопрос (ниже читайте скрин), почему чиновники предпочитают зарубежные бренды. У этих брендов есть ресурсы предоставлять одежду, у отечественных брендов нет столько денег, затраты не окупятся, ведь они не в Синдикате.

скрин комментариев читателей под нижеупомянутой статьей
скрин комментариев читателей под нижеупомянутой статьей

В золотые годы высокой моды после Второй мировой войны около 15 тысяч женщин могли себе позволить носить платья, сшитые лучшими парижскими мастерами. Знаменитые личности, такие как герцогиня Виндзор и Глория Гинесс, заказывали целые коллекции для своего гардероба.
Количество Домов высокой моды постоянно меняется. Пятьдесят лет назад их было более сотни, а к началу нового тысячелетия осталось всего двенадцать.
Распространение моделей Haute Couture крайне ограничено и пропорционально затратам, которые весьма значительны. Обычно продается только 1-2 модели из каждой коллекции. Оставшаяся часть коллекции передается в Музей Дома Моды, где ее могут увидеть и насладиться последователи и ценители этого искусства.

Меня всегда интересует, как создается и формируется модельная коллекция, что находится за кадром, и какие требования существуют для представленных коллекций.


Показы и конкурсы обычно оговариваются регламентом, где показ проходит в свободной форме выражения, а конкурс задается определенной темой. Обычно обсуждается количество моделей или время, затраченное на показ.

Концепция и идея коллекции всегда присутствуют в той или иной форме. Если нет определенной темы для коллекции, то результат может быть непредсказуемым. Любой дизайнер берет что-то за основу разработки и прорабатывает, составляет и создает коллекцию.

Dolce & Gabbana  Haute Couture 2023
Dolce & Gabbana Haute Couture 2023

Обычно этот процесс начинается с идеи, которую дизайнер выражает в виде рисунка. Некоторые работают с художником над отрисовкой моделей, а затем вместе отбирают и запускают их в производство. Другие дизайнеры работают по заказу, без эскизов, и дорабатывают идею с помощью портного. Идеально, если также разрабатывается и технический рисунок, но это редкость.

Процесс реализации моделей требует обсуждения, спора и согласования. Все обсуждается до мелочей: как оно должно лежать, какой длины, какими формообразующими элементами формировать модель. Иногда это дорабатывается на примерке.

За проведение показов платит дизайнер, который представляет свою коллекцию. Что касается эксклюзивных моделей, они стоят дорого, так как выпускаются в единичном экземпляре.

Работа дизайнера требует финансирования, которое предоставляют спонсоры. Важно иметь хороший старт и выходы в шоу- и кино-бизнес, чтобы привлечь таких спонсоров, которые понимают, что окупаемость и прибыль придут не сразу, а через несколько лет. К сожалению, не все марки живут так долго.

Не сочтите за труд поставить лайк, подписывайтесь на канал "Ульяна шьет", впереди много швейных и рукодельных проектов!

Читайте также: